
Е.Ф.МОРОЗОВ. О ГЛОБАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ.
Военная стратегия определяется в Советский военной энциклопедии (Т. 7. М., 1979) как «составная часть военного искусства, его высшая область, охватывающая теорию и практику подготовки страны и вооруженных сил к войне, планирования и ведения войны и стратегических операций». В этом определении несложно увидеть эклектическое смешение устарелых и более современных представлений, в результате не отвечающее ни одному из требований.
В частности, в него совершенно не укладывается вынесенный в заголовок данного труда термин «глобальная стратегия», появившийся еще в годы второй мировой войны, когда планировщики наших западных союзников столкнулись с необходимостью военного планирования в глобальном масштабе. Именно переосмыслению привычного термина стратегия и посвящен рассматриваемый труд.
Эдгар Джеймс Кингстон-Макклори, вице-маршал авиации (воинское звание, соответствующее генерал-майору сухопутных войск и контр-адмиралу ВМС), родился в 1896 г., служил в королевских ВВС с 1916 г. В 1929 г. окончил авиационно-штабной колледж, в 1935 г. армейский штабной колледж.
Командовал авиационными частями и соединениями, в 1948—1950 гг. занимал должность начальника оперативного штаба Истребительного авиационного командования. В 1952 г. ушел в отставку. Считался на Западе видным специалистом в области стратегии. Автор книг «Крылатая война», «Война в трех измерениях», «Руководство войной» (последняя издавалась в СССР в 1957 г.).
Почему издательство приняло решение о переиздании труда, вышедшего в свет полвека назад? За эти полвека на Западе (в основном на Западе) вышло немало работ, но рассматриваемой теме, многие из них переведены на русский язык, и немалое количество вполне заслуживает быть отнесенными к классике вопроса.
Но дело в том, что отечественная литература по данному вопросу как раз очень скудна. Мы можем с уверенностью назвать только коллективный труд Генштаба под редакцией Маршала Соколовского «Военная стратегия», вышедший тремя изданиями в 1962—1968 гг. и в настоящее время представляющий собой библиографическую редкость. Здесь читатель, скорее всего, решит выразить нам недоверие и напомнить о множестве работ по военной стратегии, выходивших в XX веке и большей частью переизданных за последние 10—15 лет. Все это так, но понятие (или, скорее, категория) «стратегия» исторично, то есть меняет свое содержание с фундаментальными изменениями стратегической ситуации.
Огромное количество работ по стратегии, от Ллойда до Свечина, исчерпывающим образом исследовали эту область военной науки и представили в распоряжение специалистов и любителей как методологию стратегической науки, так и некие на-9-боры непреложных закономерностей стратегических действий, в совокупности составляющих секрет победы. Особенно отличались в этой области немцы — от Бюлова до Бернгарди, не говоря уж о таких громких именах, как Клаузевиц, Мольтке и Шлиффен. В начале XX века германский Большой генеральный штаб всерьез считал (и не раз заявлял), что владеет секретом победы. Однако общеизвестно, что все германские победы на полях первой мировой войны не предотвратили (а может быть, и ускорили) политическое крушение Германской империи. Стало ясно (далеко не сразу!), что секрет победы в войне лежит вне области чисто военной стратегии. Родилось понятие военно-политической стратегии, в которой чисто военная стратегия была только одним из элементов (точнее, подсистем).
Сущность этого процесса — в тотализации войны. До последней трети XIX века войны были строго конвенциональными, они велись вооруженными силами государств, а общество участвовало в них опосредованно — уплатой налогов, военными поставками и, со времен Французской революции, — поставками рекрутов. Фридрих II говаривал, что в идеале его подданные даже не должны знать, что их король воюет. Но уже во франко-прусской войне 1870—1871 гг. пораженный мир увидел всеобщее ополчение, заменившее (в меру своего невеликого профессионализма) разгромленные кадровые вооруженные силы, массовое партизанское движение, репрессии против мирного населения и другие новации. В последующих конфликтах также отмечалось втягивание обществ в военные действия и по итогам первой мировой войны стало ясно, что в войне теперь участвует весь народ и вся социальная структура государств. Даже жрецы чистого искусства были мобилизованы для сотворения военных агиток — поклонники, например, Маяковского (если такие еще есть) могут вспомнить хотя бы: «У Вильгельма Гогенцоллерна размалюем рожу колерно!». И, соответственно, военными объектами стали гражданская инфраструктура, социальные механизмы и сами народные массы.
Стратегия, в том виде, в котором она существовала к началу первой мировой войны, была стратегией театра военных действий. После первой мировой войны она стала стратегией театра войны. Из этого проистекло множество забавных (конечно, забавных только из нашего далека) недоразумений. Например, жрецы чистой стратегии, по Мольтке и Шлиффену, пытаясь сохранить один из прежних стратегических принципов — единства командования — пытались обосновать требование передачи руководства политической и экономической жизни государства верховному главнокомандующему вооруженными силами на театре военных действий. Наши деятели, к примеру, пытались спекулировать афоризмом Суворова: «Полная мочь полководцу!» и старались не замечать, что в той же Германии это было уже проделано (фактическая диктатура Гинденбурга—Людендорфа в 1917—1918 гг.) и закончилось крахом. По-видимому, принципиально невозможно получить какой-то полезный эффект от передачи многообразной государственной деятельности в ведение военного командования, предназначенного и подготовленного для руководства одной из узких областей этой сверхсложной системы. И в гениальной работе Свечина «Стратегия» (недавно переизданной в «Кучковом поле») мы находим уже полное понимание вопросов тотальной мобилизации государства и общества наряду с предложениями по военно-политическому руководству войной.
Жизнь пошла по другому пути — милитаризации высших органов государственного управления. Только политик-диктатор мог управлять одновременно всем хозяйством государства и его вооруженными силами. Совершенно не случайно верховными главнокомандующими СССР и Германии были Иосиф Сталин и Адольф Гитлер. А если у кого-то в этом месте появится соблазн списать данное явление на проклятый тоталитаризм, мы посоветуем ознакомиться с полным списком должностей Уинстона Черчилля во время войны — достаточно, чтобы понять его положение в Англии как такого же военного диктатора. И все они осуществляли именно военно-политическую стратегию, концентрируя все силы своих народов для выполнения основной на тот момент задачи — победы в войне.
Послевоенный период выдвинул новые задачи и породил новый вид стратегии — стратегию политическую, в отношении к которой уже военно-политическая стратегия была подчиненной подсистемой. Порождением политической стратегии стала сорокалетняя холодная война, в которой Советский Союз был побежден и исчез с политической карты мира. Книга Кингстона-Макклори и стала одним из первых опытов исследования взаимозависимостей и взаимосвязей военной, военно-политической и политической стратегий.
Покойный вице-маршал Royal Air Force написал ее с достаточно явной целью — найти оптимальную стратегию для Великобритании и определить пути сохранения ее стратегического суверенитета под прессом колоссальной военной мощи США. Для этого ему пришлось залезть достаточно глубоко в теорию современной стратегии и убедиться в невозможности применения классических стратегических прописей.
Положение усугубляется тем, что ни военная стратегия, войдя составным элементом в военно-политическую стратегию, ни военно-политическая стратегия, став составным элементом политической стратегии, не сохранили своего прежнего вида. Они видоизменились под воздействием определяющей системы — отсюда, в конечном счете, и название работы Кингстона-Макклори.
II
Прежде, чем современный солдат возьмет на изготовку свой автомат и произведет выстрел, государство и общество должно проделать колоссальный объем работы. И начинается эта работа с самого трудного и ответственного — определения политических целей государства и общества (т. е. интегральной национальной цели). Мы намеренно разделяем эти два института социальной жизни, поскольку цели государства и общества очень часто не совпадают, еще чаще совпадают не вполне, а вдобавок процент совпадения может еще и меняться. Так, когда перед второй мировой войной Гитлер поставил перед германским социумом цель — воссоединение всех немцев в едином государстве, германский социум воспринял эту цель, как собственную. Конечно, социум никогда не бывает единым — были и в германском социуме группы и слои, которые эту цель отвергали. Прежде всего это были иноземные диаспоры, которым было попросту плевать на государственное единство немцев любого другого народа), затем — группы людей, вовлеченные в деятельность этих диаспор, такие, например, как убежденные коммунисты и либералы и пр. Кстати, именно поэтому цели социума никогда полностью не совпадают с целями государства, — поскольку социум, в отличие от государства, единым не может быть в принципе.
Затем, с началом войны, когда цель государственного единения немцев была постепенно подменена целью формирования из немцев народа господ, мнения германского социума пришли в разброд. А когда стало ясно, что победы в войне не будет, германское государство и германский социум стали преследовать цели прямо противоположные. Для социума, как всегда, в экстремальной ситуации, главной стала задача выживания, а Гитлер и гитлеровцы в конце войны откровенно сожалели, что не могут увести весь немецкий народ за собой в могилу. При этом они искренне считали, что всерьез беспокоятся о нем, и что немцам лучше погибнуть, чем попасть в рабство.
Пример Третьего рейха мы привели только потому, что он наиболее ярко и выпукло очерчивает суть проблемы постановки цели политики государства. В нем есть все — и политическая цель, поставленная извне, но которую социум воспринимает как собственную, и смещение начальной политической цели, и постепенное расхождение целей государства и социума, и убежденность политических вождей, что они лучше знают потребности народных масс, чем сами эти массы. Все это наглядно демонстрирует трудности выработки политической стратегии, то есть, говоря упрощенно, плана-графика мероприятий по достижению долговременной политической цели.
Ещё один пример, точнее, сопоставление — современная национальная стратегия США и России. Политическая цель США ясна — господство над миром, причем Штаты идут гораздо дальше Третьего рейха. Если Гитлер мыслил будущий мир, как господство немцев над иными народами, которым будет запрещено изучать дроби и пользоваться помощью акушеров, то глобализация по-американски ведет в мир, в котором преступлением будет не только думать, но даже и чувствовать иначе, нежели предписывают щедро распространяемые по всей планете голливудские кино- и видео прописи. Становление «нового мирового порядка» (Гитлер говорил просто «новый порядок», потому что дальше Европы его цели не распространялись) началось таким же вползанием мира в новую глобальную войну через полосу локальных войн, какое наблюдалось в 20—30-х годах XX в.
В современной России мы вообще не видим политической цели государства. Несомненно, такая цель имеется, но, по-видимому, настолько далека от цели российского социума, что правящие круги вынуждены ее забалтывать с помощью набора словесных штампов (вспомните хотя бы пресловутые «общечеловеческие ценности» Горбачева, которые он упорно отказывался расшифровать). Основной задачей российского социума в настоящей ситуации, в достаточной мере осознанной, является выживание. Но выживание — негативная цель, а стратегию можно построить только на позитиве. В условиях же столь явного расхождения политических целей государственной системы и социума, какое наблюдается ныне в России, невозможна не только выработка стратегии, но и постановка реальной политической цели. И действительно, ни политической цели, ни национальной стратегии в современной России мы не видим. А ведь история учит нас, что политическая цель, которую пытается достичь социум вопреки государству, как и государство вопреки социуму, — недостижима.
Всё это длинное отступление потребовалось для того, чтобы проиллюстрировать основную идею, пронизывающую всю книгу Кингстона-Макклори — поиск национальной цели, которую можно было бы заложить в фундамент национальной стратегии. И, кстати сказать, автор очень четко формулирует сущность национальной стратегии: «Борьба не на жизнь, а на смерть за сырье, рынки, территории, а также за свое экономическое и государственное существование» (С. 60). Естественно, как патриот, воинствующий либерал и империалист (а в Великобритании идеологический отбор был всегда на две-три ступени совершеннее, чем в России, и высокопоставленный офицер 50-х годов просто не мог не быть патриотом, либералом и империалистом), автор искал пути сохранения британской великодержавности и Британской империи, пусть в каком-то модифицированном виде. Именно эти его поиски и делают книгу столь ценным методологическим пособием по стратегии, особенно ценным для российского социума в его современном положении.
Кингстон-Макклори не преподносит нам набора стратегических рецептов. Он демонстрирует читателю сам процесс выработки национальной стратегии, исходящий из национальной цели и национальной ресурсной базы, а также из политической обстановки в мире. Не столь уж важно, что национальная цель того времени не была достигнута Великобританией, и Британское Содружество наций, равно как и позднейшее изобретение — «стерлинговая зона» — оказались неудачными замыслами. Главное — методология, равно применимая в любой ситуации.
III
Конечно, полной и совершенной методологии выработки национальной стратегии автор не дает. Так, например, исходя из ресурсной базы, он фактически проходит мимо важнейшего ресурса — людского (в последнее время стало модным название «человеческий фактор»). Впрочем, это всегдашняя беда высокопоставленных штабистов (и не только британских), близоруко и высокомерно довольствующихся табелями штатных расписаний и оставляющих наиболее важный вопрос военного дела — качество кадров — на долю командиров рот, батарей, эскадрилий и боевых частей кораблей. В остальном он вполне здраво исходит из возможностей промышленности, научно-конструкторского комплекса, инфраструктуры и создаваемых ими финансовых возможностей страны.
Давно известно, что вооруженные силы есть функция от финансовой системы государства. В последнее время это узнали на собственных боках и Вооруженные силы России. Но, к сожалению, у нас все еще не пришли к простой идее об экономии ресурсов (хотя бы путем прекращения нелепых бюрократических псевдо-реорганизаций), а Кингстон-Макклори уже полвека назад говорил, что «величайшая финансовая опасность кроется в том, что Соединенное Королевство и Соединенные Штаты по-прежнему будут пытаться экономить на обороне старым и совершенно неудовлетворительным методом: сокращать средства, выделяемые каждому виду ВС, оставляя общую структуру ВС неизменной. Это неизбежно приведет к вырождению и упадку» (С. 71). Сказано, словно про современную ситуацию в системе обороны России.
В наше время вооруженные силы стали настолько дорогостоящими и затратными, что необходимость экономии ресурсов испытывают все государства, не только Россия. В этих условиях грозит опасность деформации военной доктрины, а, следовательно, и военной стратегии в ходе борьбы видов вооруженных сил за долю в военном бюджете. Кингстон-Макклори уделяет этому вопросу немало места, но никаких рецептов по преодолению этой трудности не дает. Впрочем, в этом мы его не можем упрекнуть, поскольку еще вообще неизвестны меры борьбы с подобной опасной конкуренцией.
Оценка ресурсной базы привела автора к совершенно верному (для Великобритании 50-х годов) выводу: глобальная война для Великобритании возможна только в составе коалиции с Соединенными Штатами. Отсюда мучительный поиск приемлемого соотношения национальной и союзной стратегии, которому отведено так много места в книге. Глобальная стратегия исходит из того, что будущая война неизбежно будет мировой, коалиционной, тотальной войной. Во время написания книги она предусматривала объединение всех сил Запада в военный союз для борьбы против социалистического лагеря. В американском понимании, как мы уже говорили, глобальная стратегия представляет собой установление мирового господства США. Чужие армии и чужие территории предназначены для того, чтобы предотвратить вовлечение территорий США в военные действия. С точки же
зрения других государств Запада, в том числе и Великобритании, союзная объединенная стратегия должна учитывать их собственные интересы, как минимум, не в меньшей степени. Кингстон-Макклори, в частности, упорно доказывает, что краеугольным камнем союзной объединенной стратегии должна служить национальная стратегия.
Но он сам же демонстрирует все трудности на пути выработки единой союзной стратегии: во-первых, огромное неравенство в ресурсах, людских резервах и военной мощи со США; это порождает разногласия, особенно обостряющиеся в периоды локальных войн. Во-вторых, доктрина космополитического единства не может устранить противоречий между государствами (С. 41). И это вполне справедливо, поскольку государственные противоречия носят геополитический, а не идеологический характер.
Довольно трудно представить себе, что, несмотря на столь громко рекламируемый прагматизм, страны Запада идеологизированы не в меньшей степени, чем былой Советский Союз. Дело в том, что исповедуемый Западом либерализм есть доктрина в той же степени умозрительная и идеалистическая, в какой ею был (или является?) коммунизм. С политологической точки зрения коммунизм есть попросту радикальный либерализм. Но в то время, как умами владеют политические доктрины, страны и государства развиваются по геополитическим законам. Эти законы являются законами природными, объективными, и, поскольку они имеют длительный период действия, многократно превышающий продолжительность человеческой жизни, то и действие их носит природный характер, независимый от человеческих стремлений. Кстати сказать, автор это понимает. Это понимание заметно в оценке им роли Соединенных Штатов по отношении к Англии, когда он в конечном счете приходит к выводу, что под давлением столь превосходящего в силах и ресурсах союзника сохранить великодержавную позицию Великобритании не удастся. Кингстон-Макклори отчеканивает формулу: «Если ресурсы, требующиеся государству для ведения борьбы за намеченной им линией максимальной экспансии или перед ней, этим государством не контролируются или если оно не обеспечило себе господствующего положения, необходимого для транспортировки этих ресурсов туда, где они требуются, то такое государство так же мало приспособлено для проведения самостоятельной политики, как это имело бы место в том случае, если бы район его максимальной экспансии был полностью отрезан от территории самого государства» (С. 91). Это звучит как реквием по самостоятельной роли малоресурсной Великобритании. И действительно, вся ее роль не только на Тихом океане, но и на Ближнем Востоке и даже в Европе (о чем автор пишет немало) к настоящему времени свелась к выставлению вспомогательных контингентов в американских военных операциях, на манер Литвы или Румынии. Союз против той или иной угрозы отнюдь не исключает геополитически обусловленного соперничества — даже в годы второй мировой войны Соединенные Штаты использовали трудное положение Великобритании для занятия доминирующего положения по отношению к ней.
Интересна также оценка автором отношений Великобритании и России — оценка, чисто геополитическая в своей сути. Он пишет: «Противник представляет собой определенное государство, именуемое Россией [не СССР! — Е. М.]… С течением времени политические события могут настолько изменить стратегическую расстановку сил, что Россия не будет представлять собой главную угрозу миру во всем мире и ее место займет другая выдвинувшаяся на передний план держава, которая также будет угрожать нашей безопасности. Тем не менее, положения, рассматриваемые в настоящей книге, еще надолго сохранят свое значение» (С. 32). Сейчас, когда эти изменения наступили, интересно оценить данный образчик геополитического прогноза. Но, кроме интересного прогноза, в этих строках можно видеть полное понимание того, что противоречия между государствами носят не идеологический, а геополитический характер, и что Россия, социалистическая, капиталистическая и любая другая — извечный геополитический противник Великобритании и всего Запада. Вопрос лишь в масштабе угрозы.
Исходный комплекс этого противостояния можно кратко выразить одним словом — цивилизационизм. Учение об изначальной несовместимости различных цивилизаций возникло достаточно давно. У нас в России его пропагандировали еще славянофилы, а великий Данилевский изложил его законченно и емко. В последнее время цивилизационизм начал развиваться и на Западе — трудами С. Хантингтона и его последователей — и породил там термин «конфликта цивилизаций». Западный менталитет, помноженный на пресловутый либерализм, быстро выработал рецепт разрешения этого конфликта — глобализацию, то есть, попросту, уничтожение иных цивилизаций, кроме западной. Как видим, задолго до оформления данного учения в рамках западной науки стратеги и политики Запада мыслили в рамках рассмотренной концепции. Осталось пожелать нашим землякам, чтобы они смогли адекватно оценить неотвратимость противоборства и степень угрозы. Запад это понимает достаточно давно.
IV
В книге Кингстона-Макклори мы можем найти для себя некоторое пособие для уяснения запутанной проблемы холодной войны. По канонам классической стратегии холодная война не может называться войной, поскольку в ней на первый взгляд отсутствует основной признак войны — вооруженное насилие. Но при этом она не только именуется войной, но и несет некоторые другие классические признаки войны — противоборство в области экономики, дипломатии, политики и т. д. и т. п. Некоторые современные российские публицисты, отбросив сомнения, прямо-таки именуют холодную войну 40—80-х гг. XX в. третьей мировой войной, а кое-кто классифицирует современные отношения России с Западом как четвертую мировую войну.
Во всем этом много публицистического преувеличения. Но вот наш автор также вносит холодную войну в свою (пусть и спорную) классификацию войн, и от постулата, выдвинутого таким серьезным специалистом, уже не отмахнуться. Как нам разрешить этот вопрос? Ведь от классиков стратегии отмахиваться тоже не так просто.
Впрочем, кое-кто отмахивается. Например, сейчас модно заявлять, что Клаузевиц устарел, что его теории стали достоянием истории и пр. Замахиваются даже на краеугольное положение его философии войны — о том, что война есть продолжение политики, т. е. один из инструментов политической борьбы. Как правило, при этом приводится совершенно детский аргумент — де-мол, ядерная война упраздняет любую политику. Конечно, ядерная война способна упразднить политику воюющих государств путем их уничтожения, но кто начинает ядерную войну, как не политики? И разве акт начала ядерной войны не есть политический акт? Наконец, невоюющие государства и народы в любом случае понесут тяжелые потери, но уцелеют, а, следовательно, будут проводить определенную политику. Более того, вполне возможно сохранение в том или ином виде и воюющих государств (а уж народов — почти наверняка). Нам, скорее всего, напомнят о теории «ядерной зимы», на что мы возразим, что это вообще не теория, а гипотеза, и притом одна из очень многих. Тот факт, что в свое время ее подняли на щит пацифистские организации, еще не является доказательством ее верности.
Как мы видим на страницах книги Кингстона-Макклори, и в 50-х годах утверждения об устарелости Клаузевица были в моде. Это тем более забавно, что автор на протяжении всей книги вовсю пользуется теорией Клаузевица, зачастую не ссылаясь на него (а иногда даже и ссылаясь).
Но вернемся к проблеме холодной войны. Само ее происхождение связано с военным паритетом противоборствующих сторон; даже не с ядерным оружием, поскольку холодные войны известны в истории задолго до изобретения атомной бомбы. Например, Россия и Великобритания вели холодную войну на протяжении всей второй половины XIX века, точнее, до 1905 г.
Цель войны, как мы уже не раз упоминали, — некий политический результат, цель, поставленная политикой, решение политической проблемы. Цель холодной войны известна — устранение конкурента в борьбе за владычество над миром. Химеричность этой цели не помешала тому, что ее всерьез поставили перед собой обе стороны конфликта — СССР и США. Стратегический паритет не давал возможности решить проблему испытанным путем — войной (надеемся, что никому не надо разъяснять степень лицемерия миролюбивых заявлений обеих сторон). При этом мы понимаем стратегический паритет не так плоско, как его преподносили в былые времена — равенство в количестве вооружений. Впрочем, не только преподносили, но, похоже, и понимали — иначе с какой стати была начата гонка ядерных вооружений, и стороны накапливали боеголовки до тех пор, пока их не стало достаточно, чтобы уничтожить противника шестикратно? Нет, стратегический паритет определяется не только военно-техническим равенством, но и ресурсной базой, и геополитическим положением.
Ресурсные базы обеих сторон были примерно равны. Правда, у соцлагеря подводил управленческий фактор, зато у НАТО ресурсы были разбросаны по всему миру, и если у «варшавян» полной разработке ресурсов препятствовала косность бюрократического механизма, то у «натовцев» это компенсировалось растянутостью и уязвимостью коммуникаций, по которым доставлялись их ресурсы.
Так же асимметрично соответствовали друг другу геополитические позиции сторон. Штаты находятся за тремя океанами, зато евразийский блок представляет собой единый массив суши, «континент-океан», по Савицкому. Схватка Моря и Суши неизбежно выливалась в борьбу кита со слоном, как говаривали в конце XIX в. о противостоянии России и Англии. Так что паритет имел место изначально, а все мероприятия противоборствующих сторон сводились к попыткам его разрушить, получить преимущество, достаточно весомое для стратегического успеха.
Но, исключив возможность глобальной войны, паритет не убрал политическую проблему, которую все равно необходимо было решать. И тогда противники (или соперники?) начали проводить друг против друга комплекс военных мероприятий без последнего и самого главного — глобального вооруженного насилия. Именно глобального, потому что вооруженное насилие присутствовало в достаточной мере. Удерживаясь на пороге войны, противники развязывали локальные войны там, где это не могло привести к глобальной войне, и эти войны были подчинены главной политической цели, но не непосредственно, а опосредованно, т. е. выполняли предварительную задачу — создания благоприятных условий для решения главной задачи.
Действия против главного противника также велись, но за гранью вооруженного насилия — так называемые подрывные действия, призванные решить все ту же предварительную задачу создания благоприятных условий для глобальной войны. Все это в достаточной степени укладывается в схемы дельбрюковской «стратегии измора» или лиддел-гартовской «стратегии непрямых действий», отличаясь лишь тем, что проводится не в рамках войны, а в рамках формального мира. Американцы из этой практики создали доктрину «конфликтов низкой интенсивности», представляющих собой, собственно говоря, ту же войну, но с управляемой степенью напряженности.
Как известно, социалистический лагерь и Советский Союз распались под грузом накопившихся противоречий и внутренних трудностей, усугубленных подрывной деятельностью Запада. Так что в конечном счете глобальная война и не потребовалась, а стратегия холодной войны досталась НАТО в наследство по отношению к России и Китаю. Так что, строго говоря, холодная война — все-таки не война, а «предвойна», подготовка к глобальной войне. Да, на первый взгляд она решила политическую задачу, стоявшую перед Западом, но этот первый взгляд можно разделить только в том случае, если признавать примат идеологии перед геополитикой. Полагаем, сейчас уже мало кто придерживается подобных взглядов, и, следовательно, холодной войне не место в классификации войн. Холодная война — преддверие глобальной войны, враждебный мир, чисто политический конфликт, лишенный вооруженного насилия, продолжающегося оставаться определяющим признаком войны.
Возможно, кто-то сочтет наше мнение по этому вопросу слишком уж пуританским и решит, что развитие стратегии все-таки вводит холодную войну в сферу войны. Что ж, повторим, что книга Кингстона-Макклори поможет более детально войти в эту проблему.
А проблема по-прежнему достойна изучения. Нашим вооруженным силам она незнакома, и нашей оборонной системе, прямо скажем, чужда. Представляют немалый интерес, например, рассуждения автора по поиску целесообразных соотношений между средствами, выделяемыми на стратегию устрашения и на подготовку к реальным военным действиям, на подготовку к глобальной войне и к локальным войнам — эти проблемы у нас не решены и эти соотношения до сих пор не найдены в России. Надеемся, что данная публикация внесет вклад в изучение проблемы холодной войны у нас.
V
Нельзя также обойти проблему, которой Кингстон-Макклори уделил столько внимания — организации органа, руководящего проведением в жизнь национальной стратегии. Конечно, подробные описания системы военного руководства Великобритании, приведенные в книге, для нас имеют только познавательный характер. Останавливаться на этом вопросе нас вынуждают только претензии на решение этого вопроса так называемой «мыслящей интеллигенции», все «мышление» которой сводится к чисто обезьяньему подражанию Западу. В данном случае мы имеем в виду пресловутый «гражданский контроль» над вооруженными силами, вздохи о котором в последнее время слышатся из всех углов.
В постановке российской «мыслящей интеллигенции» вопрос выглядит так, что военным нельзя доверить даже чистку сапог и в любом вопросе за их действиями должны присматривать некие высоколобые комиссары. Ну, уж во всяком случае в органах высшего военного руководства военных и на дух не должно быть. Удивительно, но подобный детский лепет (или бормотание сумасшедшего?) все еще пользуется спросом в средствах массовой информации, что можно объяснить только принадлежностью этих средств к средствам ведения холодной войны. Между тем, любому человеку, мало-мальски знакомому с практикой или хотя бы с теорией управления, известно, что управлять с максимальной эффективностью могут только специалисты. «Специалисты» в данном случае ключевое слово, и уже на втором плане встает вопрос — специалисты в чем?
Военная система государства чрезвычайно сложна и не ограничивается военным министерством и подчиненными ему организациями, учреждениями и войсками. Она начинается с органа, принимающего политические решения, то есть с президента Российской Федерации и его советнического и консультационного аппарата. Затем эта система включает, кроме чисто военного ведомства, ведомство, управляющее военной промышленностью и мобилизацией гражданской промышленности для военных нужд — как бы такое ведомство ни называлось, оно должно быть встроено в систему управления промышленностью; аналогичные ведомства должны присутствовать и в структурах управления научными исследованиями, финансами, путями сообщения… да стоит ли перечислять? Военное ведомство способно решить сию задачу только в том случае, если должным образом функционирует вся эта оборонная система, в той или иной мере охватывающая все сферы жизни и деятельности государства. О каком еще гражданском контроле может идти речь?
Вся болтовня о гражданском контроле порождена простой, как мычание, идейкой — на Западе оно так, и у нас должно быть так. Что ж, рекомендуем еще раз перечитать те главы книги Кингстона-Макклори, чтобы узнать — как оно «там». Возможно, даже до мозга представителя «мыслящей интеллигенции» дойдет (на самом деле это выражение — всего лишь риторическая фигура; мы заранее уверены, что до мозга представителя «мыслящей интеллигенции» ничего не сможет дойти, кроме того, что придет из-за западной границы), что и там гражданский министр обороны — специалист по управлению, причем по управлению на своем уровне, который (уровень) не требует от него решения специфически военных проблем, будь то в сфере управления войсками или в военно-технической сфере. Кингстон-Макклори описывает систему, которая складывалась веками и достаточно ясно говорит, что истоком этой системы является национальный характер. Некритично перенесенная к нам, эта система просто будет нежизненной, аналогично тому, как в июне 1941 г. Сталин назначил Верховным главнокомандующим «советского Гинденбурга» — маршала Тимошенко. Несмотря на несомненно высокие личные и деловые качества покойного маршала, он в качестве главковерха явно не справился со своими обязанностями, потому что времена Гинденбургов и Фошей уже прошли и этот пост должен был занимать не военный специалист, пусть даже самого высокого класса, а военно-политический диктатор. К чести покойного диктатора, он это понял довольно быстро.
И самое главное, что следует извлечь из описания органов стратегического руководства Великобритании — что там гражданские лица, работающие в этих органах, являются не высокомерными и невежественными политическими комиссарами, а правительственными чиновниками-профессионалами. Они работают рука об руку с военнослужащими, не противопоставляя себя им и не ставя себе задачу «контролировать» военных. Они в высших военных учреждениях представляют собою связующее звено собственно военной структуры с политическими и административными органами государства — звено, совершенно необходимое, отсутствие которого крайне негативно сказывается на деятельности российских органов военного и даже политического управления. Мы полагаем, что осознание этого положения способно стать одним из основных уроков книги покойного вице-маршала RAF.
А в целом, как мы уже говорили, книга в первую очередь дает не рецепты, а методики. Конечно, в целом как методологическое пособие принять ее невозможно, но для нашего общества, в вопросах стратегии вполне девственного, она может послужить, по крайней мере, введением в методологию выработки стратегии. В этом качестве мы и предлагаем ее принимать.
Публикуется по статье: Е. Морозов. Учебник по стратегии//Э.Д. Кингстон-Макклори. Глобальная стратегия. Москва-Жуковский, «Кучково поле», 2005, с.7-29





