ЗАГАДОЧНАЯ КАМБОДЖА

Павел Тулаев

ЗАГАДОЧНАЯ КАМБОДЖА: КОГДА, ГДЕ И КАК ОНА ВОЗНИКЛА

Во всём мире известен знаменитый храм Ангкор-Ват, ставший символом древней архитектуры Камбоджи. Эта сравнительно небольшая страна в Индокитае исключительно богата культурными традициями. Превратившись в место паломничества миллионов туристов, она постепенно открывает свои многовековые тайны.

Ангкор-Ват в переводе с кхмерского означает «город-храм». Он был построен в XII веке королём Сурьяварманом II и посвящён богу Вишну, почему и назывался тогда «врах Вишну-лока», то есть священное место Вишну. Духовному замыслу соответствует архитектура трёхуровневого и пяти башенного дворца, сооруженного по принципам «васту-мандала», где центральная, осевая башня высотой 64 метра, символизирует зримую умом гору Меру и указывает на абсолютный Небесный Полюс Божественной Личности.

Ангкор – это главная цитадель большого храмового комплекса, включающего более 300 культовых строений VII-XII веков, из которых 15 центральных по плану расположения напоминают созвездие Дракона. Они построены из камня различных пород, украшены лестницами, террасами, галереями, колоннами, орнаментами. Скульптуры и рельефы посвящены мифологическим и историческим сюжетам из «Махабхараты», «Рамаяны», а также местных преданий. (1)

В прежние времена интерьеры имели множество деталей, сделанных из прочного дерева, а мебель была инкрустирована драгоценностями. В специальных нишах, как в библиотеках, хранились священные тексты, написанные на пальмовых листьях или специально обработанных тканях.

Сегодня большинство строений находится в полуразрушенном состоянии, хотя реставраторы стараются спасти то, что им под силу. Залы и дворы, опустевшие сотни лет назад, заросли травой, а некоторые храмы спрятались за гигантскими стволами и корнями многовековых деревьев, которые обвили их подобно лианам.

Величественные даже в таком состоянии храмы и дворцы связаны между собой сложной системой дорог, водоёмов, каналов, мостов. Вместе они образуют мегаполис площадью более 200 кв. км, где некогда проживало около 1 миллиона человек. Это больше, чем Рим при цезарях! Священные храмы обслуживали тысячи брахманов, придворных слуг, культовых танцовщиц, а сотни тысяч воинов и крестьян, соблюдая правила кастовой системы общества, обеспечивали Ангкор всем необходимым для процветания.

Вся жизнь древних кхмеров была наполнена религиозным смыслом. Изначально они исповедовали индуизм, а позже приняли буддизм. В Ангкоре есть храмовые изображения Индры, Шивы, Шакти, Вишну, Лакшми, Будды, созданные в разные эпохи, не только из камня, но также отлитые из металла.  (2)

Архитектурные галереи украшают многочисленные апсары, небесные танцовщицы с полуобнаженными телами и таинственными улыбками на лице.  Их головы увенчаны изумительными коронами, на шеи одеты драгоценные ожерелья, а на руки и ноги – изящные браслеты.

Подходы и входы к дворцам сторожат мифические львы, слоны, обезьяны и змееобразные наги. Змеи, вообще, почитались как священные животные, а изображение семиглавой кобры с раскрытыми капюшонами символизировало охранные силы династии. Всё это свидетельствует о политеистической вере кхмеров, о её многослойности. (3)

По преданию, правящая династии Ченла, от которой с конца VI века ведётся исторический отсчет независимой Камбоджи, происходит от мифического героя и родоначальника Камбу, взявшего в жены нагу (неаку), змееобразную женщину, которая была дочерью повелителя вод. Считается, что этот брачный союз олицетворяет объединение горной части страны и её водных просторов. Однако, мы знаем подобную легенду о браке Арджуны, героя «Махабхараты», и Улупи, царицы нагов, а также историю любви змее-девы Ехидны к Гераклу, пращуру скифов. Знаменитые танцовщицы Апсары тоже имеют свои аналоги в индоевропейской мифологии в виде русалок, нимф и сирен, женских духов водной стихии.(4)

Итак, Камбоджа (франц. – Cambodia) – это земля потомков Камбу в Юго-Восточной Азии. Здесь с IX по XII век кхмерам удалось построить весьма могущественную империю Камбуджадеша (страну Камбоджей). Она занимала почти всю территорию Индокитая и, помимо Кампучии (одно из названий современной территории), включала земли таких современных государств как Таиланд, Лаос и Вьетнам.

Многие исследователи, путешественники и любознательные туристы интересовались историей происхождения таинственной Камбоджи. Написаны сотни книг, сняты десятки научно-популярных фильмов. Однако некоторые загадки прошлого всё ещё остаются не разгаданными. Что это за народ кхмеры, которому удалось за сравнительно небольшой срок создать такую величественную и развитую цивилизацию? (5)

Для ответа на этот и другие вопросы руководитель программы «Небо на Земле» Индубала Деви Даси, архитектор по первому образованию и авторитетный специалист ведической школы астрологии джйотиш, привлекла внимание наших соотечественников к эзотерическому смыслу архитектуры Камбоджи и написала сценарий для нового фильма «Мистерии Анкора».(6)

По воле Судьбы мне довелось участвовать в подготовке этого уникального фильма. И я решил уделить особое внимание сложной, малоизвестной и удивительной теме происхождения кхмеров.

КАМБОДЖИ – ДРЕВНИЙ НАРОД И ДИНАСТИЯ (2)

С генетической точки зрения кхмеры, чьи корни уходят в глубины каменного века, принадлежат к южномонголоидной расе. Они говорят преимущественно на диалектах мон-кхмерской группы языков, входящей в большую австроазиатскую лингвистическую семью. Их своеобразное буквенно-силлабическое письмо основано на южноиндийской традиции. Оно было подвержено сильному лексическому влиянию санскрита, а позже – тайского языка.  Ранняя и классическая культура кхмеров, включая религиозную литературу, науку и архитектуру, построена на заимствованиях из индуистской и буддийской традиции, либо напрямую из Индии, либо опосредованно, через сопредельные страны.(7)

Особенности развития Кампучии в колониальный период, когда она находились под властью французов, а также героические страницы борьбы за национальную независимость, мы в данной работе рассматривать не будем.

Здесь важно подчеркнуть, что первая Камбоджа возникла не в Юго-Восточной Азии, а на северо-западе древней Индии, на территории нынешнего Афганистана.

Ещё в добуддийскую эпоху, то есть до VI века до н.э., Камбоджа (санскр. kAmboja) была известна наряду с другими княжествами так называемой Джанапады или Махаджанапады, что в переводе означает «великие страны». Это такие города-государства как Каши, Кошала, Анга, Магадха, Вадджи (Вриджи), Малла, Чеди, Ватса (Вамса), Куру, Панчала, Маччха (Матсья), Шурасена,  Ассака (Ашмака), Аванти и Гандхара. В данном списке из древнего буддийского источника Камбоджа стоит на 16-м месте и упоминается последней. Last, but not least. Последняя по счёту, но не по важности.(8)

В индийском эпосе, брахманах, пуранах и шастрах, записанных на санскрите и языке пали, упоминается племя «камбоджи» (kambodji –во множественном числе), которое проживало на восточных склонах горного хребта Гиндукуш в бассейне северо-западных притоков Инда, рек Кабул и Сват, а затем южнее, в бассейне реки Гильменд, где район нынешнего Кандагара.

Камбоджи прославились как опытные воины – кшатрии (kṣatriya) и отличные наездники – ашваки (ashvakas). Они выращивали породистых лошадей, а потом продавали их по всей Индии. Брахман Каутилья, обучавшийся в Таксиле – столице Гандхары, оставил в своей знаменитой «Артхашастре» следующее замечание: «Из лошадей, применяемых в бою, лучшими являются происходящие из Камбоджи, из долины Синдху, из Аратты и из Ванаю». (9)

Помимо прирученных скакунов различной масти, камбоджийцы выращивали горную породу слонов, а также имели особый музыкальный инструмент в виде раковины, известной в Индии под названием «камбоджа».

Знаменитый перевал через Гиндукуш, где проходят дороги, связывающие Среднюю Азию и индийский субконтинент, испокон веков привлекал внимание воинственных кочевников, обитавших к северу от горного массива. С этнической точки зрения это были племена древних ариев и туранцев, иранского или скифского происхождения.

К знатному роду саков (от др.-перс. Sakā, что значит «олень») принадлежал принц Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни (санскр. sâkyamuni, то есть «мудрец из племени шакья» (согласная буква «с» читается, как русская «ш»). Другие его эпитеты: Шакьяпутра (сын шакьев), Шакьяраджа (царь шакьев) или Шакьяпрабху (владыка шакьев), где царский титул используется в прямом и религиозном смысле. По преданию, Будда проповедовал не только в бассейне Ганга, но также на северо-западе, за верхним течением Инда, в Таксиле, Пурушапуре и Нагарахаре. (10)

Скифы, восточной частью которых были саки, имели очень древнюю родословную. К знатному скифскому роду принадлежал легендарный Икшваку, которого считают основателем «солнечной династии» индоариев. Он правил воспетым в «Рамаяне» царством Айодхья, где (цитирую):

 «Свой род из Камбоджи вели жеребцы, кобылицы.

Бахлийские лошади были красою столицы». (11)

Отдельные родовые кланы ирано-скифов, обитавшие в бассейне судоходной реки Оксус (нынешняя Амударья), протекавшей между Бактрианой и Согдианой, или даже восточнее –  вдоль реки Яксартес (ныне Сырдарья), уже тогда были известны как камбоджи.

Этот стратегически важный регион описан, с точки зрения истории саков, великим античным географом Страбоном. В частности, он пишет, что бактрийцы отделены от Индии высокими горами, которые считали продолжением Тавра или Кавказа. Их местное название Паропамис происходит от авестийского выражения «выше орлиного полёта». (12)

Перейдя через Паропамис, союзы кочевников основали новые поселения с южной стороны перевала. Столицей Камбоджи, вероятно, была Раджапура (Rajapura), где ныне современный город Rajori. Он расположен в 155 км от Сринагара, на юго-западе от Кашмира. (13)

Поскольку основную силу Камбоджи составляли кшатрии (воины), то их государство имело характер монархии, ограниченной военным советом. По свидетельству брахмана и грамматика Панини (V век до н.э.) царский титул был номинальным, а по сути – совещательным. (14)

Индоскифия и начало буддизма (3)

Гандхара, находившаяся по соседству, тоже была очень древней и известной областью. Согласно эпическим преданиям, гандхары, как и камбоджи, принимали участие в сражении с пандавами на Курукшетре. Гандхара, сын Аруддхи, считается основателем Джанапады, упомянутого союза индийских государств. Позже судьбы Гандхары и Камбоджи настолько переплелись, что их население стали считать единым народом или во всяком случае – родственными племенами.(15)

Камбоджа вместе с Гандхарой были самими богатыми сатрапиями величественной империи Ахменидов. Во времена расцвета, когда её столицей был легендарный Вавилон, границы державы простирались от Средиземного и Черного морей – на западе и до Аравийского моря и Ганга – на востоке. Кир Великий (559-529 до н.э.) разрушил город камбоджей Каписа (Баргам в Паропамисадах), расположенный у южного подножия Гиндукуша, но когда персы во главе с царём Дарием предприняли поход против скифов, они потерпели поражение.

Александр Македонский (356-323) предпринял грандиозный поход против персов, разгромил их армию, подчинил местное население и овладел бывшими сатрапиями Ахменидов. Недалеко от современного Кабула великий полководец основал эллинистический город Александрия Кавказская. Кавказом в те времена именовали горные цепи, протянувшиеся от Понта до Памира. В новой столице Гандхары поселилось более 7 тысяч македонцев, 3 тысячи наёмников и ещё несколько тысяч туземцев. После зимовки в горах в 329 году Александр направился через заснеженный Гиндукуш (Паропамис) в Среднюю Азию. Здесь камбоджи, как и другие племена скифов – Aspasioi и Assakenoi, оказали ему военное сопротивление. Тем не менее, опытной армии и дипломатам Македонии удалось подчинить Бактрию и Согдиану, где завоеватель основал ещё две Александрии.  Теперь он мечтал о покорении Индии! Однако, взвесив все за и против, Александр ограничился походом в Пенджаб, где провёл несколько сражений. Наконец, армия македонцев спустилась по Инду к океану и вернулась в западную Персию. (16)

Во времена Ашоки (273-232 до н.э.), великого правителя империи Мауриев, отвоевавшего западные земли Индии и расширившего её владения на востоке до Бенгалии, государственной религией стал буддизм. Его миссионеры обратили камбоджей Гандхары в новую веру, что засвидетельствовано в наскальных эдиктах царя-просветителя: «Через тринадцать лет после моего помазания я учредил должность махаматров, наблюдающих за дхармой (благим законом, порядком и справедливостью). Они пекутся о последователях всех вероучений ради привлечения людей к дхарме, приобщенных среди йонов, камбоджийцев и гандхарцев, среди ристиков и петеников или же других, живущих в Апаранте (то есть у западных границ)». (17)

Именно в этом регионе появились первые скульптурные изображения Будды Шакьямуни, хорошо известные востоковедам и искусствоведам. (18)

Менее известны буддийские святилища на территории северной Бактрии. В Старом Термезе (Тармита), на границе Узбекистана и Афганистана, советские археологи подробно исследовали монастырь Каратепе с пещерными и наземными помещениями, сооруженными ещё в дохристианскую эпоху.  В центре главного зала находилась большая фигура Будды Шакьямуни, а к востоку от внешней стены города возвышалась монументальная ступа, которой дали имя Зурмала. В соседнем храме в Зартепе буддийская кумирня расположена недалеко от зороастрийского святилища, а в других городах региона найдены статуэтки и монеты с изображением эллинских богов Зевса, Гермеса, Афины, Геракла. Всё это свидетельствует о мирном сосуществовании античных культов. (19)

В последние века до н.э. камбоджийцы в союзе с саками (скифами), бахликами (бактрийцами) и яванами (ионийскими греками) вторглись в районы Пенджаба, Синда, Раджастана и Мальвы, которые вместе образовали пеструю в этническом плане Индоскифию. Завоеватели покорили даже Мадхуру на реке Джамна, немного южнее современного Дели. Армия индоскифов получила организованный отпор наследников древней Бхараты, но тем не менее колонисты постепенно продвигались дальше на юг и на восток, дойдя до острова Шри-Ланка (Цейлон) и до Индокитая. (20)

Есть достоверные сведения о том, как родовые кланы кажбоджей из Арахосии (древнегреческое название юго-восточного Афганистана), торговавшие породистыми лошадьми, поддерживали тесные связи с колонией своих одноплеменников на далёком острове Цейлон.  Этот союз (puga) упоминается в буддийской литературе как «великое объединение камбоджийцев». Торговый путь с северо-запада на юго-восток проходил по морскому побережью Индии. Именно здесь, южнее Индоскифии, был основан первый Сингапур (Singhapura), легендарный город-княжество, упоминаемый в древних сказаниях. (21)

Миграции камбоджей продолжались в течение столетий. Их раджи (короли) правили несколькими княжествами в средневековой Индии. Например, царские кланы, упоминаемые в научной литературе как династия Камбоджи-Пала (Kamboja-Pala-Dynasty), управляла Бенгалией в X-XI веках.(22)

Камбоджа в «Махабхарате» (4)

О влиянии камбоджей, начиная с эпохи Джанапады, можно судить по тому факту, что в «Махабхарате» они описываются среди активных участников сражений со стороны кауравов. Там упоминаются камбоджийские правители Судакшина и Камала.

Разумеется, эпическую поэму нельзя рассматривать как точный исторический источник, поскольку многие события в нём мифологизированы, а в речи используются литературные метафоры и гиперболы. Курукшетра (поле Куру) –  это объединяющий образ, который включил многие сражения, может быть, даже не одного времени. Однако, ключевые фигуры и географические названия «Махабхараты» имеют под собой реальную почву, поэтому следует отнестись к ним внимательно.

Ещё до начала великой войны между династиями древней Индии Камбожда была в добрососедских отношениях с городом-княжеством Индрапрастха (рядом с современным Дели), которым управлял Юдхиштхира, старший их братьев-пандавов. Он был сказочно богат. В «Сабхаправе», второй книге великого эпоса, рассказывается, что в его хозяйстве было бесчисленное количество коров, тысячи жеребцов и кобылиц, предназначенных для всадников и колесниц, а недалеко от столицы разгуливали тридцать сотен верблюдов. Сотни тысяч рабынь «приятно-смуглых, тонких в талии, длинноволосых, с золотыми украшениями», наполняли залы царского дворца и его окрестностей.  Щедрый Юдхиштхира поддерживал 80 тысяч брахманов, из которых 10 тысяч постоянно питались при его дворе.

Преданные вассалы из благородных родов и гости из дальних стран привозили несчётные дары, целые груды драгоценных камней, прочные ткани и выделанные шкуры.  Царь Камбоджи, по-видимому, Судакшина, упомянутый уже в первой части эпоса «Адипарве» среди почётных гостей, приглашенных на состязание в честь невесты Драупади, когда был допущен ко двору, принёс в качестве дани Юджиштхире такое богатство: «одеяла из овечьей и кошачьей шерсти, отороченные золотом, и отличные, превосходные шкуры; триста коней из породы титтири и кальмаша с носами, как у попугаев, а также триста верблюдов и ослиц, откормленных (плодами) деревьев пилу, шами и ингуда». Он также запряг в колесницу, украшенную золотом (подарок царя Бахлика), породистых белых коней. (23)

В шестой книге «Махабхараты» под названием «Бхишамапарва», той самой, что содержит всемирно знаменитую «Бхагавадгиту» (Божественную Песнь), описаны первые сражения пандавов с кауравами. Здесь нет необходимости объяснять все обстоятельства той эпохальной драмы и причины начала битвы на Курукшетре, но замечу, что Бхишма, старший сын царя Шантану и богини Ганги, возглавил войско кауравов. В первых его рядах были опытные кшатрии, к которым присоединились камбоджи. В многочисленной армии северных варваров воевали представители многих племен: саки, яваны, аратты, бахлики и другие.

Когда началось сражение, в обе стороны полетели тысячи стрел, а при сближении бойцов в дело пошли копья и дротики. На Судакшину, благородного предводителя камбоджей, раненого стрелами, набросился Шрутакарман из войска пандавов. Однако царю Камбоджи удалось отбиться.

В следующем поединке Судакшина столкнулся с Абхиманью, сыном Арджуны. Оба явили великую доблесть в том бою. Первый выпустил точно в цель 14 стрел, а его противник 64 стрелы, которые насмерть пронзили тело царя.  Понятно, что данные цифры – литературная гипербола, чтобы приукрасить одни из эпизодов многочисленных кровопролитных сражений.(24)

Продолжение битвы на Курукшетре, поле чести, описано в седьмой книге эпоса «Дронапарва». Дрона, сын брахмана-провидца Бхарадваджи, мудрым военным советником и сам проявлял необыкновенную мощь в смертельном бою. Когда камбоджи были разбиты войсками Карны, единоутробного брата Пандавов, по легенде рожденного Кунти от Сурьи, чьи именем названа книга «Карнапарва», ему удалось совершить карательную экспедицию в их столицу Раджапури. Однако Дрона собрал новые силы камбождей, считавшихся храбрейшими воинами в сражении, и двинулся навстречу войску Арджуны. И тогда произошла жестокая битва, которая подробно описана в главе 67 упомянутой книги.(25а)

Арджуна, наследник Панду и Кунти, чью колесницу направлял сам Кришна, был сильно огорчён кончиной сына Абжиманью, и наступал бесстрашно, подобно разъяренному слону. Разбив авангард противников, он устремился на войско камбождей, которое возглавлял молодой царевич Судакшина. Между ними завязалась смертельная схватка. Они по очереди пронзали друг друга стрелами, которые потом падали на землю.

Сопротивление юного царевича Камбоджи оказалось тщетным. В том кровавом бою победителем вышел Арджуна.  Исполненный непостижимой отваги, обладатель волшебного лука Гандивы, убил коней Судакшины, разрушил колесницу и выбил из его рук оружие. Последняя, роковая стрела с широким острием, насмерть сразила царевича Камбоджи.

«И тот герой, уязвленный в жизненно важные места, с содрогающимися членами, с диадемой и браслетами скатившимися, упал головой вниз, будто праздничный шест со знаменем Индры, когда его метнули из особого устройства. Подобно красивому дереву карникара на исходе зимы, стройно возвышавшемуся с красивыми ветвями на вершине горы, но поваленному ветром, лежал царевич Камбоджи, сраженный, на голой земле, хотя и заслуживал роскошного ложа».

Этой трагической картиной завершается описание битвы Арджуны и царевича Судакшины, после смерти которого войско камбождей предприняло ещё одну попытку сопротивления, но проиграв очередное сражение, пошатнулось и отступило. А вслед за ними были разбиты их союзники: саки, яваны, бахлики и другие.(25б)

Победа пандавов над кауравами в индийском эпосе, несмотря на свою грандиозность, была лишь ярким эпизодом в многотысячелетней истории Индии.  А камбоджи, как и другие народы северо-запада субконтинента, никуда не исчезли. Они продолжили своё развитие.

Кам – восточный Тибет и Памир? (5)

В эпоху Кушанского царства (I-III века н.э.), одной из крупнейших рабовладельческих держав античности, чьи владения раскинулись по обе стороны Гиндукуша, часть восточных колонизаторов достигла Непала и Тибета, что засвидетельствовано в тибетских хрониках и индийских пуранах. В Тибете есть регион под названием Кам, или Кхам (Kham), называемый  также Kangba, Kampoji, Kampotsa, Kambojadesa. Это большая область на юго-востоке, где пролегают шесть горных кряжей и протекают четыре крупные реки: Брахмапутра (Цангпо), Меконг, Голубая и Жёлтая. Её населяют 14 народов, в том числе тибетцы, говорящие на камском языке. Он отличается от других тибетских языков произношением и грамматикой, хотя орфография у них общая, классическая. (26)

Этот древний регион, находящийся под религиозной властью Далай Лам, подробно исследовал выдающийся русский географ Петр Кузьмич Козлов (1863-1935), ученик и последователь Н.М. Пржевальского. Он совершил несколько экспедиций в Тибет и описал свои полевые исследования в обстоятельной публикации с картами и рисунками «Монголия и Кам: Труды экспедиции Императорского Русского Географического Общества, совершенной в 1899-1901 гг. под руководством П.К. Козлова. В семи книгах», СПг, 1905-1906.  Для нас в данном случае особенно интересна вторая часть «Кам и обратный путь», где содержится описание бассейна верхнего Меконга, священной реки кхмеров.

Кам богат горно-альпийский флорой и фауной, которая становится более разнообразной по мере спуска с вершин заснеженных хребтов в зелёные долины. Весной и летом здесь цветут луга, превращаясь в пестрые ковры. В горных ущельях водятся барсы, медведи, волки, лисицы, зайцы, а в более теплых краях даже обезьяны (Macacus vestitus).

Вот что пишет П.К. Козлов о названии интересующего нас региона: «Подчиненные Синину тибетцы, населяющие исследованную нами горную область бассейнов Голубой и Меконга, и вообще жители восточного Тибета слывут у тибетцев других областей под общим названием «Кам-ба», то есть жители Кама или восточного Тибета (китайское «камбава»)». Кам вместе с соседней областью Амдо именуют «большим Тибетом», но самих тибетцев называют чаще по региону их проживания. (27)

Большой Тибет граничит на востоке с Китаем, который с древних веков старался установить здесь своё экономическое и политическое влияние. В этой связи любопытно заметить, что горы, разделяющие бассейны рек Меконг и Янцзы были названы П.К. Козловым и нанесены на карты как «Хребет Императорского Русского Географического общества». Позже слово «Императорский» убрали.

В любом случае, совершенно очевидно, что если Янцзы, пройдя менее половины своего течения, резко поворачивает в сторону Китая, то Меконг длинной в 4,5 тысячи километров, всё время течёт в южном направлении, пересекает Юго-Восточную Азию и сбрасывает пресные воды Гималаев в Индийский океан.

Название священной реки Меконг лингвисты переводят как «Матерь вод Ганг», а в Таиланде широко известна древняя легенда о чудесной реке Такхай, вытекающей из небесного грота.

В этой связи можно высказать предположение, что часть древнего населения Камбоджи, пришла некогда в Индокитай из тибетского Кама, точнее спустилась с севера на юг по реке Меконг или соседним рекам, а не только мигрировала морским путём из Индии.

Возникает также вопрос: какая связь между тибетским Камом и Камбоджей в восточном Афганистане? Что было первично? Теоретически колонисты могли двигаться с востока на запад по течению Брахмапутры и Инда вдоль Гималаев. Однако западная Камбоджа, как мы знаем, была ирано-арийского происхождения. Монголоидной примеси там нет. Значит эти две страны связывает общее название большого горного региона Кама, древнейшая история которого требует дополнительного исследования.

Уже античные географы помещали в районе Памира горы под названием Komedij mons. Птолемей (II в н.э.) связывает с этими горами одноименный народ, чья название ассоциируется с кажбоджами. По его описанию, Komedes проживали в районе Бактрии и Согдианы. В санскритских текстах этот край известен под названием Kumuda. Подобные топонимы и этнонимы есть также в китайских и арабских источниках.(28)

Здесь нелишне будет привести этимологическое сравнение с русским языком. Как мы знаем, уральские горы на Руси называли «Югорский Камень». Первопроходцы Сибири ходили «за Камень». То есть горному хребту давали не этническое, а описательное значение, подобно тому как камин ассоциируется с камнем вообще. (29)

На границе современного Афганистана и Пакистана есть провинция Нуристан, где до принятия ислама в конце XIX века было независимое государство Куфиристан, известный также как Камстан (Kamstan).  В его северо-восточной части есть такие административные единицы, как Kam, Kamaz, Kamtoz, входящие в район Kamdesh. Местное население до сих пор сохраняет древние религиозные традиции в духе язычества и зороастризма. Именно поэтому мусульмане, подчинившие регион своей власти, прозвали местных жителей «куфирами», то есть «неверными», «не признающими писание». (30)

В России ещё до революции сложилась сильная школа востоковедов-географов, уделявших особое внимание Средней Азии в целом и Афганистану в частности. Назову только некоторые книги: К. Риттер и В. Григорьев «Кабулистан и Кафиристан» (1867), А.Н. Куропаткин «Туркмения и туркмены» (1879), Л.Г. Корнилов «Кашгария, или Восточный Туркестан» (1903), А.Е. Снесарев “Памиры” (1903), «Восточная Бухара” (1906) и «Авганистан» (1921); Г.Е. Грум-Гржимайло «Завоевание Кафиристна. Новый Восток» (1925).

В связи с афганскими войнами XX века, затянувшимся индийско-пакистанским территориальным конфликтом, а также продолжением так называемой «Большой Игры» за контроль великих держав над Сердцем Евразии упомянутые исследования не потеряли своей актуальности. Мы же продолжим своё исследование генезиса Камбоджи в Юго-Восточной Азии.

Камбуджадеша и Ангкор Великолепный

Кхмерская империя Камбуджадеша, раскинувшаяся на большей части территории Индокитая, была создана к XII веку. Однако путь к этому величию занял не одно столетие. История храмового комплекса Ангкор отражает сложный, драматичный путь восхождения кхмеров. (31)

Первые колонии мон-кхмерских народностей, имеющих древнюю историю,  появились в Юго-Восточной Азии во II-I веках до н.э. на торговом пути между Индией и Китаем. Люди здесь жили с незапамятных времён, а в эпоху бронзы уже существовали сравнительно развитые цивилизации.

Первое крупное государство Бапном (Буинам) I-VI вв. со столицей Вадхьяпура известно также под китайским именем Фунань. Жители Бапнома, чьё название связано с культом священной горы, приняли индийские традиции, следовали законам Ману, исповедовали вишнуизм и буддизм.

Более позднее кхмерское княжество Ченла, которое мы упоминали вначале, сложилось в глубинной части полуострова и первое время находилось в зависимом положении от прибрежной Фунани. Однако к VI веку Ченла окрепла настолько, что смогла победить своего бывшего сюзерена и даже захватить часть его земель.

В этот период появляются первые из известных нам культовых строений кхмеров. Археологический комплекс Самбор-Прей-Кук, от которого теперь остались только руины, был сооружён в VII веке на территории города Ишанапура, первой столицы государства Ченла. 

Основатель империи Джаяварман II, получивший при коронации в 802 году титул Чакравартина (вращающий колесо), построил несколько городов: Махендрапура, Амарендрапура и Харихалайя. Все эти топонимы имеют санскритское происхождение.

Параллельно с кхмерскими княжествами в Индокитае с III века развивалась ещё одна цивилизация – Тямпа (Чампа). Она находилась не территории нынешнего Вьетнама и также имела черты ведической культуры. Сами вьетнамцы в то время жили ближе к юго-восточному Китаю, в частности в районе нынешних провинций Гуандун и Гуанси, где в первые века нашей эры была приморская область Намвьет. Под влиянием переселенцев из Индии в Тямпе распространился санкскрит, культ Шивы, Вишну и Будды. (32)

Царь Индраварман II, возводивший свою родословную к легендарному махариши Бхригу, духовному сыну Брахмы, почитателю Вишну и наставнику мудрецов «Махабхараты», в 875 году объединил под своей властью тямов и кхмеров, а затем основал новую правящую династию в Индрапуре. Приняв буддизм, Индраварман развернул строительство новых храмов. Однако индуизм сохранил свои сильные позиции, а Тямпа и Камбоджа вступили в очередную фазу соперничества.

Крупные сражения между соседями происходили в X и XI веках.  Наступавшие кхмеры не раз ставили своих противников на грань уничтожения. А в конце XII века, когда тямы попыталась взять реванш, камбоджийская армия изгнала захватчиков со своих земель и подчинили их земли своей Империи.

Эти исторические события отражены на барельефах грандиозного храма Байон, построенного в XII- начале XIII веков. Здесь наряду со сценами из мирной жизни в скульптуре воспроизводятся крупные сражения. Мы видим воинов враждующих армий, вооруженных копьями и луками со стрелами. В большинстве это пехота, но некоторые движутся на боевых колесницах и даже на слонах. Противники нападают на ладьях с моря или из реки, потому что наряду с рыбами в воде водятся крокодилы, поедающие трупы убитых. (33)

Храм Преах Кхан (по-кхмерски «священный меч») был сооружён в XII веке в честь победы Джаявармана VII над тямами, а в Ангкор Тхоме, «великой столице», построенной на месте города, разрушенного противниками,  было открыто новое сооружение – Ворота славы.

Военная тема, конечно, не главная для храмового искусства. В целом, как это было сказано, оно подчинено религиозным культам. Полуразрушенное святилище Пном-Бакхенг (IX-X вв.) симметричной квадратной формы возвышается на культовой горе и имеет большие лестницы, как у пирамид инков и ацтеков.  Форму ступенчатых пирамид имеют храмы Баконг (IX век), Баксей Тьямронг, Пре-Руп и Та-Кео (все три X века). 

Название небольшого по размеру Бантеай Срея (X век), построенного из розового песчаника, украшенного изящной резьбой витиеватых форм, переводится как «цитадель Прекрасной Дамы». Под ней вероятно понималась Лакшми, супруга Вишну, богиня любви и счастья, подобная эллинской Афродите (Венере), рождённой из морской пены. (34)

Величественный Ангкор-ват (XII), как мы знаем, это священный храм Вишну.  Мы сразу обратили внимание на то, что самый знаменитый храм кхмеров, как и остальные, построен по принципам древнеиндийской архитектуры «васту-шастра». Площадь центрального здания, разделённая на 4 квадрата, вписана в ещё большую прямоугольную ограду с 4 башнями, что отражает ведические представления о взаимопроникновении макро- и микрокосмоса. Их символизировали антропоморфные образы Пуруши, Брахмы, Вишну. И что удивительно – индуистская схема васту-пуруша-мандала соответствует древнерусскому канону вышивки космогонических фигур типа клеточных ячеек с яргами. (35)

По кхмерской легенде эти древние знания о сакральном пространстве и архитектуре были получены кхмерами через мудрого брахмана Каундинью, который жил несколько сотен лет назад, но воплотился в душе Сурьявармана II, построившего Ангкор-Ват в течение 40 лет.

Самый последний по хронологии храм Байон (XII века) выдвигает на первое место башни с гигантскими изображениями просветленного Будды, которого называли в Камбодже Авалокешвара (взирающий владыка).  Всего их 52 по 4 лика на каждой, которые обращены в разные стороны света, как у индийского Брахмы или славянского Световида. Байон был сооружён при Джийявармане VII, получившим прозвище «Буддараджа» (король Будда). Когда он завершил грандиозное строительство, то установил на территории храма стелу с надписью: «Земля Камбу подобна Небу», что безусловно соответствовало принципу васта-видья. (36)

Прославленный король не только сделал буддизм старейшей школы Тхеравада государственной религией, но учредил новую столицу – Ангкор Тхом, соединил города дорогами и мостами, построил 103 больницы, преобразив свою империю.

На морских просторах Великой Индии

В XIII веке империя Камбуджадеша пережила резкий упадок. Есть гипотеза, что кризис был связан с климатической катастрофой, которая привела к грандиозному наводнению. Однако скорее всего, причиной стали внутренние противоречия и очередные войны с соседями.

Джаяварман VIII, внук «Буддараджи», был последователем шиваизма, агрессивно настроенного против новой этической религии. Он стал разрушать статуи Будды Локешвары и превращать буддийские храмы в индуистские.

На северо-западе Юго-Восточной Азии укрепилось и выросло тайское государство Сукхотай, где доминирующую роль играли сиамцы, переселенцы из южного Китая, бывшие вассалами Камбоджи. Преемником нового княжества в 1350 году стало королевство Аютия (франц. Ayutthaya), чьё название соответствует легендарной Айодхье, воспетой в «Рамаяне». На востоке усилилось давление со стороны Китая, попавшего под опеку монголов. А на юге раскинулась морская империя Шривиджая.

Для читателя, воспитанного на западной истории, упомянутые события, несомненно повлиявшие на судьбу Камбоджи,   кажутся второстепенными. Однако это не так! Покорение Пекина ханом Хубилаем, внуком Чингизхана, это не мелочь. Совместный поход монгольcко-китайской армии в Тямпу (современный Вьетнам), куда выдавливались жители Намвьета, это большая стратегия. И явление могущественной Шривиджая тоже заслуживает особого внимания.

Если мы посмотрим на карту Юго-Восточной Азии, то увидим, что между Индийским и Тихим океанами, рассыпано множество больших и малых островов. Это целый мир со своей древней, великой историей.  Значительная часть островного мира известна ныне под общим названием Индонезия, но каждый из островов имел свою судьбу. 

Здесь испокон веков было развито кораблестроение, которое позволяло осуществлять передвижение по морю на дальние расстояния. Торговые пути проходили от Персии до Дальнего Востока! Постепенно на Малайском архипелаге, расположенном на перекрёстке морских путей, сформировалось влиятельное государство. Под управлением династии Сайлендра (Шайлендра) к VIII веку оно стало сильнейшим в Южно-Китайском море, а потом превратилось в крупнейшую империю, включавшую: Суматру, где находилась столица – Шривиджая, Малайю, Борнео, Филиппины, Целебес, Сингапур, часть Явы и Формозы. На западе морская держава опиралось на порты Цейлона (Шри Ланки), а на востоке доходила до Кантона (Гуанчжоу). (37)

В старинных книгах на санскрите легендарное островное царство называли обобщенно «Сварнадпипа» (Золотой остров) или «Сварнабхуми» (Золотая Земля). Позже её стали также именовать «Буддийской империей Шривиджая», поскольку её преобладающей религией был буддизм.

Империя династии Сайлендра не была лишена внутренних противоречий, вела войны со своими соперниками, в частности с мощным государством Чола в южной Индии. В ответ Чола установила военно-политический союз с Камбуджадеша, поскольку кхмеры в то время были шиваиты и вишнуиты, а сторонники Сайлендра – буддистами махаяны. Это привело к тому, что кхмерам удалось временно оккупировать столицу своих соперников на полуострове Суматра.  (38)

В конце концов, Шривиджаю покорила её бывшая колония Ява, игравшая значительную роль в развитии региона. На этом стратегически важном острове, рядом с Суматрой, было основано царство Сингхасари, а на его основе которого выросла новая империя Маджапахит. Она успешно воевала даже с ханом Хубилаем, основателем монгольско-китайского государства Юань.

В религиозном плане жители Явы, чья первая столица Сунда известна ещё с IV века, были не менее продвинутыми, чем её соседи. Часть населения приняла буддизм, а часть сохранила верность брахманской вере. О высоком уровне развития местной санскритской культуры говорит тот факт, что в конце X века здесь была полностью переведена на древнеяванский язык «Махабхарата».

Буддизм в форме махаяны стремился включить в себя некоторые элементы индуизма и благодаря этому становился всё более распространенным. На острове в VIII-IX веках был построен храмовый комплекс Боробудур, в центре которого гигантская ступа с фундаментом 118 Х 118 метров и восемью ярусами. В верхнем ярусе расположено 72 малые ступы в форме колокола. Внутри находятся 504 статуи Будды и 1460 барельефов на религиозные сюжеты всей индийской традиции. (39)

Величественная индоарийская цивилизация, создававшаяся на протяжении более двух тысяч лет и раскинувшаяся от Персии до Китайского моря, получила название «Великой Индии».  На христианском западе о ней ходили легенды и сказочные вымыслы.

На средневековой карте в духе Птолемея Индия вместе с Индокитаем занимала огромную часть Азии, а юго-восточная граница плоского изображения континентов на ней совпадала с краем Земли.  На первых глобусах эпохи географических открытий вместо Америки, которая до этого была неизвестна европейцам, изображалась приблизительная карта островов Индонезии. И когда Христофор Колумб открыл в 1492 году западный путь в Индию (Las Indias), напрямую через Атлантический океан, он до конца своей жизни был убеждён, что побывал на индийских островах. (40)

Даже англичане, которые должны были знать о северной Америке от мореплавателей, достигавших ледяные острова ещё в эпоху викингов, называли свою часть владений в Карибском море «Британской Вест-Индией» (British West Indies). И почему американцы до сих пор зовут «индейцами» коренное население древнего континента западного полушария?

Здесь, по-видимому, стоит остановиться и перейти к обобщению, потому что тема загадочной Камбоджи незаметно выросла в проблему исследования Великой Индии в целом.

Итоги

Разумеется, я не первый исследователь, кого увлекли проблемы происхождения и развития индоарийской цивилизации. Были, есть и будут сотни индологов, тысячи востоковедов. В каждой из затронутых мной областей знания есть специалисты профессионального уровня.  Однако далеко не все учёные понимают глубину корней и географические масштабы того особого мира, который европейцы некогда называли «Индиями» (Las Indias). Даже такой широко образованный политический деятель, как Джавахарлал Неру, много лет посвятивший изучению культурного наследия своей Родины, был крайне удивлён и воодушевлен, когда впервые узнал некоторые подробности из истории Юго-Восточной Азии. В своей знаменитой книге «Открытие Индии» он написал следующие строки:

«Передо мной открылись новые панорамы, новые исторические перспективы, новые представления о прошлом Индии, и мне пришлось соответственно пересмотреть свой образ мыслей и прежние представления. Чампа, Камбоджа и Ангкор, Шри-Виджая и Маджапахит внезапно возникли из небытия, приняли живой образ, полный того инстинктивного чувства, которое сближает прошлое с настоящим». (41)

Обратившись к сокровищам Камбоджи в связи с подготовкой фильма «Мистерии Ангкора», я тоже обнаружил много таких фактов, которые качественно меняют упрощенный взгляд на историю Востока.

Географически Камбоджа в Индокитае связана с Камом – восточным Тибетом, откуда берёт начало священная для кхмеров река Меконг, а также индийскими городами в долине великого Ганга и на побережье Бенгальского залива.  Однако первая Камбоджа возникла в Средней Азии, в бассейне рек Окса (Амударья) и Яксартеса (Сырдарья), где кочевали саки, племена восточных скифов. Перейдя через Гиндукуш, они основали на перекрёстке торгового пути из Ирана в Индию одноименное кшатрийское государство, упомянутое во многих классических сочинениях той эпохи.

Потомки древних камбоджей, индоарийского происхождения, обращенных в ислам, до сих пор живут в индийском штате Пенджаб и в афганской провинции Нуристан, бывшем Куфирстане, который иногда именуется Камстан (Kamstan). Их потомков наверняка встречали воины-интернационалисты «ограниченного контингента советских войск», когда участвовали в войне 1979-1989 годов.

«Великое объединение камбоджей» в начале нашей эры промышляло торговлей породистыми лошадьми по всему субконтиненту, а царская династия Камбоджа-Пала дала королей нескольких средневековых княжеств.

Империя Камбуджадеша возникла в Юго-Восточной Азии на основе более ранних цивилизаций: Бапном, Тямпа, Ченла, – принявших индийскую культуру, в частности санскрит как язык священных преданий и текстов. Храмовый комплекс Ангкор строился по правилам ведической архитектуры «васту-шастра», которая в свою очередь связана с древней астрологией. Центры санскритского образования находились также в Бирме, Сиаме, Малайзии, Индонезии и других землях. «Законы Ману», «Махабхарата», «Рамаяна», буддийские сутры, передавались из уст в уста в течение веков, хотя уже в сокращенной и немного измененной форме.  Например, «Рамаяна» называлась «Риэмке» и рассказывала о подвигах Риэма (Рамы), воплотившегося от бога Преах Нореая (Вишну).  Возникли также новые культы, типа Харихары, объединяющего в одном образе богов Вишну и Шиву. (42)

Закат Камубжадеши не означал конца индоарийской цивилизации. Она продолжила своё развитие в таких империях как Шривиджая и Маджапахита, тоже связанных с древней ведической культурой. В этом смысле Великую Индию, раскинувшуюся от Ирана до Китая, можно сравнить с эллинистической «ойкуменой» (вселенной), объединявшей с помощью торговли и классического греческого языка сотни островов и полисов Эгейского, Средиземного и Чёрного морей.

Современные кхмеры, конечно, никак не связаны с древними камбоджами северо-западной Индии и Средней Азии. В расовом отношении и с точки зрения языка это разные этносы. Оно вполне закономерно, потому что их разделяют не только тысячи километров земного пространства, но и два десятка веков истории.  Однако, у двух Камбождей есть общие корни и ценности. И не только старинные легенды и мифы, но также живое учение Будды Шакьямуни, имя которого прямо указывает на скифское племя саков. Многослойная культура Камбоджи хранит древние коды и волшебные ключи, владея которыми можно открыть двери в сокровищницу прошлого.

Многие исторические факты сами по себе интересны и давно привлекают внимание любознательных людей. Однако лично у меня был дополнительный стимул для исследования. Когда я начал изучать нужные материалы в интернете, а также соответствующие разделы в книгах из моей частной библиотеки, то с удовольствием стал перечитывать любимую со студенческих лет монографию Джавахарлала Неру «Взгляд на всемирную историю», которая была написана им в форме писем своей дочери Индире Ганди. И тут я обнаружил с большим удивлением, что глава 46-я «Ангкор великолепный и Шривиджая» написана автором 17 мая 1932 года. Это точная дата рождения моей матери – Анны Павловны. (43)

По «случайному совпадению» мой старший брат Алексей Владимирович был студентом первой в СССР группы кхмерского языка в МГИМО, а мой отец Владимир Евгеньевич специально заказывал для него из Лондона кхмерско-английский словарь, потому что кхмерско-русского тогда ещё не было.  Когда Алексей переводил живую речь принца Нородома Сианука, он знал только про одну Кампучию, которая пережила в 1970-х годах страшную политическую трагедию. Историю древней Камбоджи советские студенты изучали весьма поверхностно.

По жизненным обстоятельствам моему брату не довелось стать специалистом по Камбодже, а для меня эта загадочная страна долго оставалась восточной экзотикой. И вот, через 50 лет Камбуджадеша предстала перед нами совершенно в ином виде.

Примечания:

(1) Лебедев Ю.Д. Памятники архитектуры Камбоджи. М. 1960

(2) Искусство Камбоджи. Автор-составитель Н.И. Рыбакова. М. 1977

 (3) Сорокина Г.М. Камбоджа// Мифы и легенды в искусстве стран Юго-Восточной Азии, М. 1990, с. 60-71; См. также Н.А. Гожева, А.С. Легостаева, Г.М. Сорокина. Искусство и культура Юго-Восточной Азии. Путеводитель по постоянной экспозиции и коллекции также новые экспонаты Государственного музея Востока, М. 2018, с. 101-113.

(4) Мифы народов мира, М. т.1, 1987, с.277-282, 468-471; т.2, с.219-220. См. подбробнее: Толстой И.И. Черноморская легенда о Геракле и змееногой деве, в его книге «Статьи о фольклоре, М.-Л., 1966, с. 232-248.

(5) Пионерами в этой теме были англичане, французы, немцы и, разумеется, индусы. Одна из первых книг по истории Камбуджадеша на русском языке: Седов Л.П. Ангкорская империя, М.1967.

(6) Индубала. «Земля Камбу подобна Небу».//Альманах школы джйотиш Индубалы. Выпуск 3. Небо на Земле, СПг, 2019, №3, с. 2-9. Cм. Также: https://nebonazemle.ru/

(7) https://ru.wikipedia.org/wiki/Кхмеры

(8) http://en.wikibedia.ru/wiki/Kamboja_Kingdom

(9) Артхашастра или Наука о политике: Перевод с санскрита и издание подготовил В. И. Кальянов. М., 1993, с.141

(10) Буддизм. Каноны. История. Искусство. Авторы:  Стрелков А. М., Торчинов Е. А., Монгуш М. В., Рябов С. В. М., 2006, с. 32, 127

(11) Рамаяна. Перевод с санскрита Веры Потаповой, М. 1986, с.20

(12) Страбон. География в 17 книгах. Перевод и комментарии Г.А. Стратановского. М.1984, с.483-486, 642, 647.

(13) См. Подробнее: Shrava S. The Śakas in India. New Delhi: 1981.

(14) http://en.wikibedia.ru/wiki/Kamboja_Kingdom

(15) https://ru.wikipedia.org/wiki/Гандхара

(16) Страбон. География в 17 книгах. Перевод и комментарии Г.А. Стратановского. М.1984, с.672-673; Б.Г.Цафуров, Д.И.Цибукидис. Александр Македонский.М. 2007, с.248-299

(17) Надписи Ашоки (в переводе Вертоградовой В. В.) Из Гл. II «Хрестоматии по истории Древнего Востока. Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. – М. 1980. См.: https://webshus.ru/20806

(18) См., например, Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары. М.1982

(19) В.М. Массон. Северная Бактия//Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. Серия: Археология СССР. М.1985, с.250-272, с.403-404

(20) Dr. J.L. Kamboj. Ancient Kamboja, People and the Country, Delhi University, 1981, p. 296-309.

(21) Западная царица и камбоджийцы древнего Цейлона// Г.М. Бонград-Левин. Индия, Мв . 2003, с.303-310

(22) https://en.wikipedia.org/wiki/Kamboja_Pala_dynasty

(23) Махабхарата. Книга вторая: Сабхапарва, или Книга о собрании / Пер. с санскрита и коммент. В. И. Кальянова. СПг, 2007, с.91, 95

(24) Махабхарата: Кн.6. Бхишмапарва, или Книга о Бхишме. / Пер. и комм. В. Г. Эрмана. М.,2009, с.247

(25а) Махабхарата: Кн.7. Дронапарва, или Книга о Дроне. / Пер. и комм. В. И. Кальянова. СПб, 1993. 656 стр. 2-е изд. СПб, Наука. 1993, с.154-158.

(25б) Махабхарата: Кн.7. Дронапарва, или Книга о Дроне. / Пер. и комм. В. И. Кальянова. СПб, 1993. 656 стр. 2-е изд. СПб, Наука. 1993, с.227-234

(26) https://ru.wikipedia.org/wiki/Кам

(27) Монголия и Кам: Труды экспедиции Императорского Русского Географического Общества, совершенной в 1899-1901 гг. под руководством П.К. Козлова. В семи книгах», СПг, 1905-1906, т.2, с.262

(28) Dr. J.L. Kamboj. Ancient Kamboja, People and the Country, Delhi University, 1981.

(29) См. Географический указатель к изданию: Сибирские летописи, СПг, 1907.

(30) https://ru.wikipedia.org/wiki/Кафиристан_(исторический_регион)

(31) См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Камбуджадеша

(32) https://ru.wikipedia.org/wiki/Тямпа

(33) Проскурякова Т.С. Байон// Сокровища искусства стран Азии и Африки. Выпуск 2. М.1976;

(34) Тулаев П.В. Родные боги: образы, гимны и толкования, М. 2015, с.40-41

(35) Фёдоров А.Е. Индийская космогоническая система «Васту Пуруша мандала» и точечные системы русов и ариев// Ярга, свастика, мироворот: методоведение. исследования, материалы. СПб.: Смольный институт РАО, 2017.

(36) Jacques Dumarçay. Le Bayon. Histoire architecturale du temple, Paris, 1967

(37) Неру Дж. Открытие Индии. В двух томах / Джавахарлал Неру / Пер. с англ.; Переводчики: В.В. Исакович, И.С. Кливанская. — М. 1989. — с.310-321

(38) https://ru.wikipedia.org/wiki/Шривиджая

(39) Буддизм. Каноны. История. Искусство. Авторы:  Стрелков А. М., Торчинов Е. А., Монгуш М. В., Рябов С. В. М., 2006, с. 266-281

(40) Путешествия Христофора Колумба. Дневники, письма, документы, Перевод с испанского Я.М. Света, М. 1961, с.15, 21, 281, 395, 509 etc.

(41) Неру Дж. Открытие Индии. В двух томах / Джавахарлал Неру / Пер. с англ.; Переводчики: В.В. Исакович, И.С. Кливанская. — М.1989, c.311

(42) Сорокина Г.М. Камбоджа// Мифы и легенды в искусстве стран Юго-Восточной Азии, М. 1990, с. 60-71;

(43) Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. В трёх томах. Изд. 3. — М.: Прогресс, 1981, c.200-206.

Редакция 29 апреля 2020 года.

В сообществе “Небо на Земле” ВКонтакте и на Facebook недавно выставлен великолепный трейлер документального фильма “МИСТЕРИИ АНГКОРА”.  Его сопровождает просьба авторов о дополнительной поддержке кинопроекта. В ответ я решил опубликовать по частям мою научно-популярную статью по теме “ЗАГАДОЧНАЯ КАМБОДЖА: КОГДА, ГДЕ И КАК ОНА ВОЗНИКЛА”, специально подготовленную в рамках общей программы.  Надеюсь, что мой труд (смотрите соседний пост) привлечёт внимание наших читателей, друзей и всех заинтересованных лиц. От души желаю Индубале и её сотрудникам дальнейших успехов!