ВСТРЕЧИ И ПРОЩАНИЕ С КОМПОЗИТОРОМ ЮРИЕМ  ДУНАЕВЫМ

Мы проводили в последний Путь нашего дорогого друга Юрия Александровича Дунаева (1937-2022). Он – выдающийся композитор, пианист и педагог, заслуженный деятель искусств России, действительный член и профессор Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина в Санкт-Петербурге. Для тех, кто имел честь знать Дунаева лично, он останется в памяти добрым, искренним, умным, отзывчивым человеком, заботливым семьянином и искренне верующим христианином, одним словом – праведником.

Прежде чем поделиться своими частными воспоминаниями, я кратко расскажу о творческом пути Юрия Александровича. Если что-то важное будет упущено, прошу других современников уточнить, дополнить мой очерк или написать собственный.

Творческий путь композитора

Юрий Дунаев родился 29 октября 1937 года в городе Новосибирске. Его отец был инженером-авиастроителем. Возможно, что Юрий пошёл бы по стопам отца, но началась Великая Отечественная война.  Умерла мать мальчика – Анна Андреевна Дунаева,  и он был взят на воспитание в семью своей тети – крестной матери. Филипп Петрович и Евгения Андреевна Блинковы воспитывали и направляли маленького Юрия. Его детские годы прошли в Астрахани, в доме с садом – на улице Рылеева.

С юности мальчик увлекался музыкой: играл сначала на аккордеоне, а потом на фортепиано и скрипке. В астраханском музыкальном училище в те годы преподавали крупные специалисты. Они отметили незаурядные способности Дунаева и рекомендовали ему продолжить учебу в Москве или Ленинграде. Так Юрий стал студентом Государственного музыкально-педагогического института (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных по классу «Композиция» профессора Николая Ивановича Пейко, который он с успехом окончил в 1964 году. Здесь, в столице нашей Родины, сложилась судьба Дунаева как композитора и просветителя, хотя он ездил с концертами по всей стране, никогда не терял связи со своей малой родиной, где его до сих помнят и ценят.

Юрий Александрович Дунаев – автор многих вокальных, инструментальных, симфонических и хоровых произведений. Из ранних сочинений известны: сюита для фортепиано «Акварели» в семи частях, «Симфониетта», «Увертюра», «Вариации для струнного оркестра», а также вокальный цикл «Край любимый» на стихи Сергея Есенина. В более зрелые годы он написал: кантаты «Моя Россия», «Чтоб навеки Россию сохранить», «Дети России»; вокально-хоровой цикл «Восторг внезапный ум пленил» по поэзии М.В. Ломоносова; поэторию «Река времен» по поэзии Г.Р. Державина; «Славянский триптих» на слова И.И. Кобзева, лирические песни «Одного тебя полюбила я», «Голос матери», «Песня о Волге», «Русская рубашка», «Говори мне о России». Эти и другие произведения исполняли лучшие артисты, оркестры и хоры России на музыкальных фестивалях, юбилейных торжествах, многочисленных концертах. О них неоднократно сообщала отечественная пресса.

Особенно знаменитой стала дунаевская «Былина о Святогоре» на стихи Игоря Кобзева, посвященная Юрию Гагарину и первому полёту человека в космос. Она часто исполняется или звучит в записи в День космонавтики:

То не гром гремит, то не дым валит,

Богатырь Святогор снаряжается.

Он идёт-бредёт, темный бор гудёт.

Мать сырая земля колыхается!

 

Издательства «Музыка» и «Советский композитор» опубликовали значительное число его сочинений, но некоторые ещё не увидели свет и полностью не исполнялись. Например, оратория «Русь» и поэма «Дмитрий Донской».

Из последних произведений назову концерт для хора и фортепиано (в 4-х частях) «Да будет Россия свята!» на стихи Нины Карташевой.  Он был представлен с большим успехом на международном фестивале современной музыки «Московская Осень» Государственным Академическим московским областным хором под управлением народного артиста А.Д. Кожевникова.

Все произведения маэстро здесь не перечислить, но желающие могут ознакомиться с подробностями творческой биографии Дунаева на сайте Союза композиторов России: https://www.unioncomposers.ru/composer/view/?id=922. Юрий Дунаев вступил в Союз композиторов в 1966 году.

Его музыкальные произведения всегда волновали слушателей и зрителей, не оставляли их равнодушными. Его высоко ценил гениальный Г.В. Свиридов. Коллеги называют Дунаева мастером гармонии, великолепным мелодистом, истинно русским по духу композитором, воспевающим патриотизм и державность.

Сам Дунаев неоднократно подчеркивал влияние на его творчество поэзии Ломоносова и Державина, а среди современников выделял философа Д.И. Киреева, специалиста по Г.В.Ф. Гегелю, а также литературоведа, философа, исследователя русского космизма С.Г. Семенову, которая в начале 1980-х годов вернула в отечественную культуру наследие оригинального философа Н.Ф. Федорова.

В личной жизни Юрий Александрович был счастлив, потому что встретил любящую и заботливую Ольгу, ставшую его законной и единственной женой. Она родила красивую и умную дочь Анастасию, которая стала кандидатом исторических наук, специалистом по русской истории.

В конце творческого пути Дунаев стал общепризнанным классиком современной русской музыки. Он получил государственную награду: звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Был награжден медалями: «Наше наследие» имени Г.В. Свиридова (2012); «300-летию М.В. Ломоносова. За труды» (2012); «За заслуги в культуре и искусстве» (2012) Золотой медалью Союза Московских композиторов (2012); орденом «Екатерина Великая» (2013), а также многочисленными грамотами и благодарственными письмами.

Мои личные воспоминания

Переходя к личным воспоминаниям, я сразу хочу подчеркнуть, что мои отношения с Дунаевым не были случайными, они не сводились к эпизодическим встречам. Нас глубоко связала Русская Судьба, и в день прощания с другом эта закономерность ещё раз подтвердилась.

Впервые я увидел Юрия Александровича на одном из «фёдоровских семинаров». В последнее десятилетие советской власти интеллектуальная жизнь столицы заметно оживилась, стали формироваться различные группы, кружки и творческие организации по интересам. В августе 1983 года в рамках философского кружка «Диспут» я сделал доклад «Что мы можем и должны взять у Н.Ф. Федорова для нашего общего дела», а потом вошёл в круг друзей С.Г. Семёновой, которая активно продвигала наследие основателя русского космизма.

Студенческий диспут довольно быстро развился в Творческое объединение «Прометей», которое организовало серию публичных конференций и концертов. В октябре 1987 года мы запланировали представление-мистерию «Космическое в музыке», где в частности прозвучали произведения Дунаева.  Программа с успехом прошла в Музее космонавтики рядом с ВДНХ, где работал секретарь нашего кружка Сергей Герасютин. После этого моё знакомство в Юрием Александровичем переросло в дружбу. Он делился своими мыслями и творческими замыслами, приобретал самиздатовские альманахи «Прометея», приглашал меня на заседания музыкальной секции «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК) в Доме Телешова.

Формально музыкально-патриотическую секцию в Москве возглавлял Александр Филиппович Ведерников, знаменитый солист Большого театра, но был, скорее «свадебным генералом», навещал нас редко и обычно просто рассказывал о своих концертах и гастролях. Реально всю организационную и просветительскую работу вели Дунаев и его помощница-секретарь Ольга Бабанова.

С начала 1970-х годов активисты секции провели несколько знаковых вечеров, где звучали вновь возрожденные, незаслуженно забытые произведения отечественных классиков: опера Е. Фомина «Американцы» и его мелодрама «Орфей»; инструментальные, вокальные и хоровые произведения А. Алябьева, Дм. Бортнянского, О. Козловского, А. Гречанинова и других композиторов, музыкальные произведения художника В.Д. Поленова. Хорошо помню историю по восстановлению подлинного либретто и названия оперы М.И. Глинки «Жизнь за Царя». Моим личным вкладом в работу музыкальной секции ВООПИик стала организация в 1989 году конференции, посвящённой творчеству В.Ф. Одоевского, выдающегося писатели и музыковеда XIX века.

В ответ Дунаев часто приходил на публичные мероприятия «Прометея», который в  начале 1990-х годов был переименован в Творческое объединение «Собор». Наши встречи проходили в Центральном Доме пропаганды ВООПИиК, в колокольне Георгиевского храма на Варварке, которая в советские годы называлась улицей Разина. Там бурлила интеллектуальная и просветительская деятельность, которая частично описана в моих воспоминаниях об этом времени: https://www.ateney.ru/pavel-tulaev-ot-disputa-k-soboru

Небольшой перерыв в отношениях с Юрием Александровичем был с 1992 по 1994 год. Он был связан с моими заграничными командировками,  сначала в Испанию, а потом в США. По возвращении на Родину наша дружба вернулась в прежнее русло.

На одном из концертов Дунаева я познакомился с его ученицей Анной Староверовой. Она оказалась не просто талантливой пианисткой, но и вдумчивым исследователем русского фольклора. Позже Анна пошла по стопам учителя, окончив композиторское отделение Московской консерватории. Староверова написала музыку на мои стихи, помогла записать и смонтировать двойной альбом «Семь лучей», неоднократно принимала участие в моих творческих вечерах.

В марте 1999 года в Музее художника Константина Васильева состоялся концерт по случаю 5-летия журнала «Наследие предков», где я был редактором и учёным секретарём. В программу мы включили произведения Юрия Дунаева, в том числе легендарную «Былину о Святогоре» и фортепианную пьесу «Колокол заговорил». О последней очень точно написала Анастасия Гачева, доктор филологических наук, дочь нашей общей приятельницы Светланы Семёновой: «Композитор и пианист играл эту вещь с особым вдохновением. Как будто всё его существо сосредотачивалось и перетекало в мощные звуки, разливавшиеся по залу, призывавшие слушателей к подвигу веры и общему делу».

В 2000-е годы Юрий Александрович неоднократно приглашал меня на премьеры своих произведений, проходившие в рамках упомянутого фестиваля «Московская осень», а также на свои юбилеи, сначала 75-летия в Международном фонде славянской письменности и культуры, а потом 80-летия в Доме композиторов в Брюсовом переулке. Их ведущей была замечательная поэтесса Нина Карташова, с которой я тоже давний «сосед по Судьбе».

В торжествах 80-летнего юбилея приняли участие близкие друзья Дунаева, его ученики и земляки из Астрахани. Были торжественно оглашены поздравления и награждения от сотрудников музея Г.Р. Державина в Санкт-Петербурге, дирижёра государственного академического русского народного оркестра «Боян», народного артиста СССР А.И. Полетаева, солиста Москонцерта, народного артиста России Вячеслава Кобзева и других. В концертной части была представлена премьера поэтории «Река времен» в 18 частях для хора, солиста, чтеца и фортепиано на стихи Г.Р. Державина. Новую композицию Дунаева исполнил Академический хор дома культуры «Октябрь» из города Дубна под художественным руководством Марины Чайковской. Благодарные слушатели встретили эти шедевры бурными аплодисментами и пышными букетами цветов юбиляру.

Однажды я пригласил Юрия Александровича к себе в гости вместе с его любимой супругой Ольгой Маратовной. Цель встречи состояла в том, чтобы наметить пути изучения и популяризации творчества моего друга. В качестве благодарности за оказанное ему внимание Дунаев подарил мне целую подборку дисков со своими музыкальными записями. Позже, прослушавшая их в свободное время, я открыл для себя новые грани всестороннего таланта Дунаева. Наряду с упомянутыми сочинениями, которые я слышал на сцене, у композитора есть очень красивые лирические песни: «Голос матери», «Ходят, бродят чудеса», «Говори мне о России».

Последняя моя встреча с Юрием Александровичем состоялась уже на моём юбилейном вечере, в честь 60-летия, который проходил в праздничной атмосфере в Доме Рахманинова. Дунаеву было предоставлено право открыть концерт своим выступлением. После мудрой, философской речи, наш старший друг исполнил «Балладу о Севастополе», посвященную воссоединению Крыма с Россией. Мне как автору двух книг о русском Крыме особенно дорого это произведение.

Наконец, ещё одна символическая связь, которая получила отражение в моём музыкально-поэтическом альбоме «Семь лучей». Там, среди сорока треков, есть два с музыкой Дунаева. Пересказывать их содержание я не буду, а только перечислю названия: «Теперь я уже на забуду» (1.14), где звучит «Прелюдия», и «Подвиг» (2.14) в сопровождении «Увертюры». Они говорят сами за себя.

Кончина и прощание

И вот наступил 2022 год. Он начался с горькой потери нашего дорого Юрия Александровича. 1 января в 9 часов утра он отошёл ко Господу в тихом, безмятежном сне. И в этой блаженной кончине праведника есть свой глубокий смысл.

6 января состоялась церемония прощания с Юрием Дунаевым. Сначала отпевание раба Божьего Георгия в Храме Воскресения Словущего на Брюсовом переулке (рядом с Домом композиторов). Потом похороны на центральном Хованском кладбище города Москвы. Наконец, поминальная трапеза в одном из столичных ресторанов. И везде мы заметили благие знаки. В храме, во время отпевания, собравшего в Сочельник более 30 почитателей православного композитора, чудесно пел церковный хор, как будто специально подготовленный для Дунаева.  В момент прощания на кладбище в облачном небе вдруг засияло солнышко, словно благодатная улыбка высших сил. За поминальным столом были поведаны истории о Юрии Александровиче, согретые светлым чувством любви и благодарности.

Душевные речи произнесли: Ольга Маратовна Дунаева, вдова композитора, его талантливая дочь историк  Анастасия Юрьевна Дунаева, земляк по Астрахани, режиссёр и давний друг Олег Федорович Попков, литературовед и философ Анастасия Георгиевна Гачева, скрипачка из оркестра Большого театра Ольга Кочнева. Было сказано, что Юрий Александрович, обладавший масштабным художественным талантом, в жизни был очень тактичным, скромным человеком. Он вёл духовный и здоровый образ жизни. Много читал, писал картины, разрабатывал велосипедные маршруты, ходил в баню.

Будучи деятельным христианином, раб Божий Георгий внёс свой личный вклад в дело возвращения  храма Вознесения на Большой Никитской Русской Православной Церкви, восстановления Собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Участвовал в организации православных фестивалей, входил в жюри конкурсов. Есть у него и статьи, посвященные музыке: «Слово о хоре», «Записки композитора», другие заметки. До последних лет Юрий Александрович поддерживал творческие связи с Астраханским музыкальным училищем и Астраханской консерваторией.

Дунаев глубоко верил в деятельную силу добра – и сам был её воплощением. «И при этом, – как верно подметила нынешняя продолжательница дела Фёдорова, – в нём была огромная внутренняя твёрдость и нравственная решимость, проявившаяся в отстаивании прав классического наследия, в сохранении и возрождении традиций русской музыкальной культуры».

Мне тоже предоставили слово, чтобы высказать свою признательность родному по духу человеку, поделиться некоторыми воспоминаниями, которые вы теперь читаете.  Общим желанием собравшихся было увековечить память о выдающемся сыне Отечества, назвать в честь него одну из детских музыкальных школ, создать там Музей Ю.А. Дунаева. Разумеется, надо будет организовать концерт по случаю 85-летия композитора, выставить его произведения на специальной странице в интернете.

Молодому поколению ещё предстоит изучить и освоить богатое наследие Дунаева.  Дай Бог, что так и произошло.  Царство Небесное тебе, дорогой друг, и Вечная память!

В заключение привожу своё давнее поэтическое посвящение Дунаеву под названием «Сбывшийся сон»:

 «Открылась бездна, звёзд полна…».

Те звёзды – звуки и тона.

Та бездна – музыка времен.

Сей музыкой рождён был он.

 

У Волги-матушки реки,

Качали его руки матери.

И ветер северной страны

Навеял творческие сны.

 

Сонаты сон – по клавишам бежит.

Прелюдия – задумчиво грустит.

А вокализ – стремится выше гор,

Туда где плачет и смеётся хор.

 

Здесь радость лета и сугробов грусть,

Душевность осени, что согревает Русь.

Здесь ум чаруют прелести Весны

И песней зов летит – во все концы.

 

Он с Ломоносовым на дружеской ноге,

С Державиным сидит в одном седле.

Ему поэт Анакреон и Прометей

Украсили ближний круг друзей.

 

Сам Святогор возглавил сей народ,

Он пробуждается от спячки и встает.

Взывает сердце и поёт душа:

«Россия! Будь, как прежде, хороша!».

 

Наградой стала мудрая Жена.

Она, как Муза, гению нужна.

И плод Любви – талантливая Дочь,

Да будут счастливы они – и день, и ночь.

 

Ваш сон исполнился, маэстро, и без слёз

Мы водрузим на Вас венок из белых роз.

Довольно скорби и минорных грёз.

Пусть зазвучит Ваш марш-апофеоз!

 

Павел Владимирович Тулаев, 7 января 2022 года.