Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) – легендарная личность. Ему посвящены десятки книг, сотни статей на различных языках, документальные и художественные фильмы, музеи и библиотеки, специальные архивы и страницы в интернете.
Именем Вернадского названы институты, университеты, улицы, проспекты, горы, минералы и т.д. Есть даже полуостров в Антарктиде и планета Vernadskij. Существует множество памятников великого учёного, всякого рода наград и премий.
В чём состоит значение Вернадского для мировой науки и культуры?
Вернадский – выдающийся исследователь-натуралист, естествоиспытатель конца XIX – первой половины XX веков с энциклопедическими знаниями. Его личный вклад ощутим в нескольких направлениях науки. Это прежде всего: минералогия, биохимия, геохимия, почвоведение, кристаллография, радиология, палеонтология. Более 400 публикаций по данным темам составляют основу его полного собрания сочинений из 24 томов.
Одновременно Вернадский был мыслителем мирового масштаба, историком науки и философом в широком смысле этого слова. Он читал специальные курсы по истории естествознания, размышлял о научной мысли как планетарном явлении, о судьбе биосферы и ноосферы, предвидел формирование глобальной информационной системы, выход человека во внешний космос. Вернадский по праву признан одним из главных представителей школы «русского космизма».
Пережив две социальные революции и три войны, включая гражданскую, Владимир Иванович всегда проявлял большую активность в общественно-политической деятельности. Он был правдоискателем, ярким публицистом и убедительным оратором. Биографы подсчитали, что в течение всей своей жизни учёный состоял членом 52 различных организаций, в том числе международных, преимущественно научных и просветительских.
Невозможно переоценить значение Вернадского в организацию академических исследований, сначала в Российской Империи, а потом – в СССР. Именно он был инициатором создания в Петрограде в 1915 году, в условиях Первой мировой войны, государственной «Комиссии по изучению производительных сил», занимавшейся, в частности, систематизацией данных о стратегическом сырье. С некоторыми перерывами эта Комиссия эффективно действовала под его руководством до 1930 года, участвовала в разработке первых советских «пятилеток», повлияла на создание ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России). Это были предшественники знаменитого Госплана СССР.
Многогранная и плодотворная деятельность выдающегося учёного получила высокую оценку со стороны властей, и в дореволюционной России, и в Советском Союзе. Он обладатель трёх царских орденов, двух медалей, лауреат Сталинской премии и кавалер ордена Трудового Красного Знамени, награждён многими почетными грамотами и дипломами.
Вместе с тем, надо понимать, что жизненный путь Вернадского не был прямым, как московский проспект его имени. Этот путь полон поисков и противоречий. Неоднократно менялись идеологические симпатии мыслителя: от конституционно-демократических до социалистических и антикоммунистических. Оспаривается национальная принадлежность Владимира Ивановича: о нём пишут как о русском, украинском и советском учёном.
Вопреки юбилейной традиции нельзя идеализировать героя, делать из него икону, а следует оценить наследие Вернадского трезво, объективно, по-научному, как он сам того требовал в своих работах.
Начнём с политически актуальной дискуссии о национальных симпатиях Владимира Ивановича. И ответим на вопрос: «Почему портрет Вернадского был помещён в 2019 году на самой крупной украинской купюре достоинством в 1000 гривен»?
По происхождению Вернадский был и считал себя сам русским человеком, хотя отчасти имел малороссийские корни. По матери он – из дворянского рода Константиновичей, а по отцу – потомок запорожских казаков, восставших против Польши. Среди ближайших родственников Владимира Ивановича в Малороссии – известный украинский писатель Владимир Галактионович Короленко. Сам Вернадский родился и учился преимущественно в Санкт-Петербурге. Три года их семья проживала в Харькове, откуда заезжала в гости к родным в Киев. С тех пор Владимир проникся любовью к Украине, сочувствовал местному национальному движению, а позже освоил «мову» и польский язык, чтобы читать соответствующую литературу. В начале Первой мировой войны он написал специальную работу «Украинский вопрос и русское общество» (1915), где защищал права украинцев на культурно- национальную автономию в духе М.С. Грушевского.
В годы революции 1917 года Вернадский не только признал «незалежность» Украины, но стал активным организатором и первым президентом Украинской Академии наук. Она была создана по инициативе профессора Н.П.Василенко, киевского товарища, который возглавил министерство образования в правительстве гетмана Скоропадского. Вместе с тем, русский учёный не принял украинское гражданство. Во время кровопролитной гражданской войны Владимир Иванович перебрался из Киева в белогвардейский Крым, где стал во главе Таврического университета. В 1919 году молодое советское правительство решило привлечь выдающегося учёного к социалистическому строительству, и под усиленной охраной ЧК он был доставлен из Симферополя в Москву. После серии драматических испытаний, включая тюремное заключение, Владимир Иванович при содействии Ленина и Луначарского вернулся к научно-исследовательской работе, получил возможность свободы деятельности в СССР и зарубежных командировок. Уже в 1920-годы сторонник «самостийников» стал критиковать перегибы насильственной украинизации русского населения, но по сути остался убежденным славянофилом.
Интересно проследить хронологические закономерности развития национальных симпатий Вернадского. Свои «Записки по польскому вопросу» он пишет во время Первой мировой войны, в разгар антигерманских настроений. В 1938 году, когда началось дипломатическое сближение СССР и Третьего рейха, науковед приступает к биографическому исследованию о немецком гении И.В. Гёте как натуралисте. Когда во время Второй мировой войны Красная армия вступила в мёртвую схватку с гитлеровской Германией, Владимир Иванович снова возвращается к антигерманской риторике и размышляет об «организации славянской научной работы на фоне мировой науки».
Другой деликатный вопрос касается политической деятельности Вернадского и его идеологических убеждений, которые, как мы видим, развивались в зависимости от исторических условий.
Ещё будучи студентом, Владимир проявил своенравный характер, участвовал в нелегальных сходках и акциях протеста, дружил с революционерами-народниками, был лично знаком с Александром Ульяновым, родным братом Ленина. После провала террористического заговора 1887 года Вернадский попал под надзор царской охранки и был отправлен почётную в ссылку зарубеж. В 1903 году он принял участие в организации антимонархического «Союза Освобождения», требовавшего гражданских свобод и конституционных выборов. В годы первой буржуазной революции Владимир Иванович был одним из лидеров конституционно-демократической партии («кадетов»). В феврале 1917 года входил во Временное правительство Керенского, хотя и был с ним во многом не согласен.
Не приняв власть большевиков, Вернадский вступил в сложный и драматический период борьбы, испытаний и лишений, который завершился вынужденным сотрудничеством с советской властью. В этих условиях он стремился к реализации своих исследовательских программ, в частности, по созданию «Комиссии по истории науки, философии и технике». Она была организована в 1921 году, но после отъезда руководителя в командировку административная деятельность группы науковедов была приостановлена. Попытки восстановления проекта в рамках аналогичной «Комиссии по истории знаний» привели к тому, что её возглавил член Политбюро ЦК РКП(б) Н.И. Бухарин, лидер «правой оппозиции». На основе новой Комиссии в 1932 году был создан академический Институт истории науки и техники, где несколько раз менялось начальство, пока он не был ликвидирован органами НКВД как «центр антисоветского заговора». В 1938 году, в разгар массовых репрессий, Вернадский с сожалением констатировал, что закрытие организованного им научного учреждения является неоправданным шагом назад.
Научно-исследовательская работа коллег Вернадского продолжалась без должной государственной поддержки. В итоге умудрённый опытом учёный пришел к трагическому выводу о фундаментальном изъяне коммунизма: «Проблема, которая стоит в данный момент перед человечеством, перерастает социальную идеологию. Она отчетливо выходит за пределы общественной идеологии, созданной социалистами и коммунистами всех школ, которые в своих построениях упустили живительный дух науки, ее социальную роль. Наше поколение стало жертвой попытки воплощения этой идеологии, как это очевидно из трагических событий в моей стране, одной из самых богатых в мире природными ресурсами. А в результате мы имеем гибель и голод огромного множества людей и экономический провал коммунистической системы, представляющийся неоспоримым. Но провал социализма на деле ещё глубже. Социализм ставит социальную проблему с более чем ограниченной точки зрения; он остается на поверхности».
Теперь рассмотрим более внимательно научные основы мировоззрения Вернадского, ведь он был прежде всего естествоиспытателем, натуралистом, как сам себя и называл. Владимир Иванович сознательно подчеркивал различия между точными знаниями и философскими размышлениями, которые сближал с религиозным типом сознания. Методологически ученый исходил из принципов эмпиризма, то есть опытного знания. В философии стоял на позициях позитивизма и материализма, противоположного диалектике и догматам христианства.
Не будем забывать о том, что по базовому образованию Вернадский был минерологом и биогеохимиком. Его прямыми учителями были: почвовед В.В. Докучаев, химик Д.И. Менделеев, ботаник А.Н. Бекетов, и другие естествоиспытатели. Высокопрофессиональный специалист досконально изучал кристаллографию, радиоактивные свойства веществ, ядерную теорию, читал курсы по геохимии, основал минералогический музей и так далее.
Опираясь на эволюционную теорию Ч. Дарвина и труды Ж.Б. Ламарка о биосфере, русский ученый стал развивать свои собственные идеи. В 1922-1923 годах во время длительной научной командировки он прочитал в Сорбонском университете в Париже лекции, на основе которых была подготовлена к печати книга «Очерки геохимии» (французское издание 1924 года).
Учение о биосфере тоже разработано у Вернадского основательно. Ему он посвятил отдельный труд, вышедший в 1926 году в Ленинграде. По структуре биосфера состоит из семи типов элементов: 1) живое; 2) биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке); 3) косное (абиотическое, образованное вне жизни); 4) биокосное (возникшее на стыке живого и неживого); 5) вещество в стадии радиоактивного распада; 6) рассеянные атомы; 7) вещества космического происхождения.
Чтобы в исследовательских целях ограничить рамки неохватной по масштабам и формам проявления жизни, ученый ввел понятие «живое вещество», рассматривая его как явление планетарного, космического характера. На новой эволюционной стадии развития биосфера, состоящая из «живого вещества», постепенно эволюционирует в ноосферу.
«Нус» по-гречески значит «ум, разум», следовательно, ноосфера – это область разума, интеллекта. «Ноосфера, – пишет Вернадский, – есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой», начинается антропогенная эра в истории Земли.
Историки науки спорят о том, кому принадлежит приоритет в исследовании данного явления. Сам термин ввел в 1927 году французский математик и философ Е. Леруа, который тесно сотрудничал с геологом и палеонтологом Т. де Шарденом. Но по сути понятие ноосферы витало в воздухе, получая различные интерпретации. Например, богослов Павел Флоренский в переписке с Владимиром Ивановичем предложил свой термин «пневматосфера», где «пневма» – это «дух».
По убеждению Вернадского, человечество стало геологической силой не благодаря своему телу, коллективная масса которого ничтожно мала по сравнению с массой Земли, а благодаря разуму, деятельности мозга, направленной на созидательный труд. Именно поэтому в XIX-XX веках произошёл количественный взрыв научных открытий, получивший название НТР (научно-технической революции).
На данной основе Вернадский построил своё синтетическое мировоззрение, сформулированное в его поздних работах, например, в книге «Научная мысль как планетарное явление», которая была написана во второй половине 1930-х годов. Здесь, по мнению биографов науковеда, наиболее выразительно проявилась широта его взглядов, системность и универсальность мышления. Эволюция Земли рассматривается как единый космический, геологический, биогенный, антропогенный процесс, где преобразующую роль играет наука, социально организованный труд человека. Происходит формирование общего для человечества информационного пространства.
«Человек впервые реально понял, – пишет Вернадский, – что он житель планеты и может, должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте».
Вместе с тем, натуралист рассматривает развитие человеческого разума только в рамках биосферы, которую называет «тонким слоем» или «плёнкой», приспособленной для жизни. Такой подход можно назвать «геологическим редукционизмом», потому что человеческий разум является закономерным проявлением вселенского разума, охватывающего весь мир. Ум («нус») не находится на периферии материального мира и не измеряется с помощью физических понятий.
Уже в античную эпоху мудрецы знали о том, что Мать-Земля (Гея) воспроизводит жизнь не сама по себе, а при содействии Отца-Неба (Зевса). Генетическое программирование вселенной («панспермия») в индийской традиции мифологически называлось «золотым семенем Шивы». Вопреки этим тысячелетним знаниям, материалисты Нового времени рассматривают природу как самодостаточное явление, познание которой не нуждается в таких метафизических понятиях, как Бог, Дух, Душа. Они не допускают, что изначально, предвечно, может существовать более совершенная, чем материя, форма бытия. Именно эту, материалистическую. западноевропейскую школу мысли изучает и развивает Вернадский.
Согласно учению о биосфере, в условиях неизбежного научно-технического прогресса человек будет постепенно менять свои природные качества, как это было прежде в ходе длительной эволюции. Вектор цефализации (развития нервно-мозговой системы) приведет, по мнению ученого, к появлению автотрофной личности, питание которой будет построено на новых принципах синтеза веществ. «Его создание, – пишет Вернадский, – освободило бы человека от его зависимости от другого живого вещества. Из существа социально гетеротрофного он сделался бы существом социально автотрофным». По сути, этот эволюционный переход уже совершили йоги и святые, но атеисты не понимают значения их духовного подвига. Ведь человек – это не просто «живое вещество», а духовная сущность, личность, что Вернадский признает в понятии «автотрофное существо».
Свои последние труды Владимир Иванович писал в годы Второй мировой войны. Она трагически обострила социальные противоречия и поставила новые проблемы перед человечеством. Кроме того, в 1943 году умерла его любимая жена Наталия Егоровна Вернадская (Старицкая), с которой он провел вместе более 56 лет. Оставшись одиноким, 80-летний академик попытался выехать в США, к своему сыну и дочери, которые давно жили в эмиграции. Этого сделать не удалось. 6 января 1945 года Владимир Иванович скончался от инсульта. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Через месяц, в феврале того же года, возобновил работу закрытый при драматических обстоятельствах Институт истории естествознания, теперь уже в составе Отделения истории и философии АН СССР.
Кто продолжил дело Вернадского? Прежде всего я бы назвал имя его родного сына, Георгия Владимировича, который стал одним из крупнейших русских историков и идеологов евразийства. А.Е. Ферсман, ученик Владимира Ивановича и его ближайший сотрудник в течение многих лет, значительно способствовавший развитию советской школы естественных наук, к сожалению, тоже скончался в 1945 году. После Победы в Великой отечественной войне последователи Вернадского издали в СССР наиболее важные труды академика, в том числе исторического и философского характера. Учение о биосфере и ноосфере разрабатывали такие мыслители, как В.П. Казначеев, Н.Н. Моисеев, Г.П. Аксенов, И.И. Мочалов, С.Г. Семенова, Б.Г. Режабек и другие. Этот процесс был упорядочен специальной Комиссией по исследованию наследия В.И. Вернадского, во главе с Ф.Т. Яншиным. Она перепечатала в более полном виде избранные труды энциклопедиста, а затем создала коллектив для публикаций его полного собрания сочинений. В этой деятельности значительную роль сыграл Международный фонд имени В.И. Вернадского.
В 1988 году в СССР широко праздновался 125-летний юбилей со дня рождения великого ученого. Мне довелось стать одним из организаторов памятной конференции в стенах МГУ вместе с сотрудниками упомянутой комиссии и соратниками по творческому объединению «Прометей». Доклады были опубликованы в «Вестнике Прометея», №2, с.94-124).
Сегодня особой популярностью пользуется учение о ноосфере, трактуемое по-разному. Например, питерский философ А.И. Субетто в течение многих лет разрабатывает доктрину «Ноосферизма как научно-мировоззренческой системы и стратегии экологического выживания на Земле». Молодая группа социальных технологов под названием «НАНОроссы» организует целую программу сетевых мероприятий под общим девизом «Ноосферный ход».
Спрашивается, зачем нам всё это нужно?
В современной войне, имеющей глобальный характер, особое место занимает битва умов (ноомахия), соревнование высоких технологий, противоборство информационных потоков. Поэтому надо выделить в наследии Вернадского наиболее актуальные достижения, то, что способствует развитию России и приближению нашей Победы.
В условиях геополитического противоборства сил талассократии (власти посредством моря) и телуррократии (континентальных сил) ассиметричным ответом может стать аэрократия, то есть господство в воздухе, в небе, в ноосфере, понимаемой глубоко и многомерно.
Войны нового поколения: гибридные, когнитивные, информационные, борьба за лидерство в целом, – происходят сегодня в условиях глобализации и цифровизации. Происходит качественно новое структурирование киберпространства, важнейшей части ноосферы.
Мощная, по-современному вооруженная Россия, снова призвана сыграть ключевую роль в изменении баланса цивилизационных сил в сторону сил добра и справедливости.
Павел Тулаев. Москва, 14 марта 2023 г.
Данный текст является расширенной версией доклада 12 марта 2023 года по случаю 160-летию со дня рождения В.И. Вернадского в Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.