10 ЛЕТ ВМЕСТЕ ИЛИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ОСВОЕНИЯ?
18 марта 2024 года отмечено 10-летие воссоединения Крыма с Россией, то есть возвращение драгоценной части нашей страны, культуры и истории, которая была и остаётся русской.
Кому-то из властных структур пришла в голову мысль придать круглой дате девиз «10 лет вместе». По всей стране появились баннеры, афиши, программы концертов под названиями «Россия и Крым: 10 лет вместе», «10 лет в Родной гавани» и даже «10 лет вместе: всё началось с нас». Поскольку мероприятия были государственными, бюджетными и массовыми, стоит задуматься над смыслом объявленного девиза.
Во-первых, Республика Крым, с юридической точки зрения, является полноправным субъектом Российской Федерации. Она не вместе с нами, а сама и есть Россия, также как Алтай, Адыгея, Коми, или Московская область. Вместе с нами образует Союзное государство Республика Беларусь, а в военном отношении тесно сотрудничают, например, независимые государства Куба или КНДР.
Во-вторых, Таврида стала законной частью Российской Империи 240 лет тому назад, после победы над Крымским ханством с помощью дипломатических и военных мер, а истории освоения православного Крыма русским народом уже тысяча лет! Как можно игнорировать такие хрестоматийные и значимые для российского самосознания факты?
Давайте, немного углубимся в прошлое Тавриды, дабы убедиться, что всё оно буквально пронизано русской историей. Святая Русь, Православная Москва, Российская Империя, СССР связаны прочными узами с полуостровом на протяжении многих веков. А сравнительно короткий период украинской опеки над Крымом был лишь эпизодом в тысячелетней панораме событий.
***
Уже в эпоху поздней античности по течению Дона (Танаиса) в Азовское море спускались воинственные племена роксаланов, предков древних русичей. В средние века военно-политический и торговый путь «из варяг в греки», проходивший с севера на юг через Новгород, Киев и Херсонес – в Царьград (Константинополь), связал два моря – Балтийское и Черное, а вместе с тем две культуры – славянскую и греко-византийскую. Этот стратегический путь стал основообразующим стержнем русского жизненного пространства, привел к формированию новой православной державы, заявившей о себе как наследнице Византийской Империи, как Третий Рим.
Почему именно Херсонес Таврический, а не Киев считают колыбелью Крещения Руси? Потому что здесь ещё в середине IX века, во время просветительской миссии Св. Кирилла и Мефодия, приняли христианскую веру князья Аскольд и Дир с варяжской дружиной. Именно в Херсонесе князь Владимир Святославович после таинства Крещения в 988 году венчался с Византийской царевной Анной. Отсюда вместе со священником-летописцем ими были взяты в Киев служебные книги и церковные святыни. Без Херсонеса по-другому сложилась бы история Святой Руси.
Русская колонизация Тавриды, начавшаяся с первых походов на Византию и северной Кавказ, получила своё развитие в X-XII веках в период Тмутараканского княжества. Оно было основано на территории древней Таматархи (Тамани), но включало также город Корчев (Керч), о чём свидетельствует знаменитый «Тмутараканский камень».
В Тамани, у берегов Боспора Киммерийского, в 1023 году, то есть тысячу лет назад, был построен самый древний русский храм – в честь Пресвятой Богородицы. Здесь жил первый из известных нам летописцев Никон, будущий игумен Киевско-Печерского монастыря. Здесь пел под гусли свои былины легендарный сказитель Боян. И именно сюда стремилось войско князя Новгорода-Северского, чей подвиг был воспет в гениальном «Слове о полку Игореве». Как можно забыть эти славные страницы нашей истории?
В начале XIII века, после грандиозной битвы на Калке (недалеко от нынешнего Мелитополя), татарская Орда подчинила себе Дикое поле, где господствовали половцы. Они захватили полуостров, перерезав Руси водный путь в Византию. Ордынцы дали Тавриде тюркское название Крым (Кырым), что значит «ров». По-видимому, оно связано с Перекопом, через который кочевники переходили из степей. Военно-политический союз с Османской империей позволил мусульманам несколько столетий держать православный полуостров в своей власти, и постоянно тревожить Русь жестокими грабительскими войнами, доходившими до самой Москвы. Всего было более 150 больших и малых набегов вооруженных орд кочевников.
Усмирение ордынцев, их подчинение воле православного Царя, наконец, принятие Крыма под державу российскую, было очень трудной задачей, и её решение началось не в годы правления Екатерины Великой, а ещё во времена Иоанна Грозного. Первые походы великороссов к Черному морю были не во всём успешными, но без военного опыта князя Голицына, без Азовских походов Петра Великого, без стратегических планов Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, у князя Потемкина не было бы оснований и помышлять о русской Тавриде.
Всего на протяжении XVIII века в русско-турецких войнах российская армия потеряла в совокупности более 250 тысяч человек убитыми, а также умершими от ран и болезней.
Украинские националисты любят подчёркивать, что в крымских войнах активно участвовали казаки. Но Левобережное и Правобережное казачество – это не одно и то же. Запорожцы были Русичами, оборонявшими окраины славянских земель. Они помнили, что князья Киева были русскими, а не «украинскими». Нынешняя Украина хочет поглотить Святую Русь, но это сделать невозможно.
Присоединение Крыма к Российской Империи при Екатерине Великой в 1784 году было прогрессивным явлением по целому ряду причин. Прежде всего, был ликвидирован очаг постоянной военной угрозы для многих христианских народов: греков, кавказцев, армян, болгар. Племена крымских татар получили возможность перехода от кочевого, разбойничьего образа жизни, к мирному, созидательному труду, сохранили себя как этнос. Богатый экономический потенциал полуострова стал реализовываться более масштабно и многообразно. Он стал частью просвещенной европейской цивилизации, вернув ей свою долю античного наследия. Ученые начали исследовать все стороны жизни и деятельности в Тавриде.
Появление Севастополя как «родной гавани», то есть важнейшего военного форпоста и крупного порта и Юге России, произошло в 1873 году по инициативе генералиссимуса Суворова, а не 10-лет назад. Это событие радикально поменяло геополитическую ситуацию в Европе.
Стратегически важное приобретение способствовало выходу Православной Империи к побережью Чёрного моря, поближе к Царьграду, священному центру христиан. Своим величием Константинополь веками привлекал к себе паломников, путешественников, русских князей и полководцев: от Вещего Олега до Суворова, от Кутузова до Колчака.
Установление более тесных связей со странами Средиземноморья и Западной Европы дало толчок развитию Новороссии и Малороссии. Началась новая эпоха в жизни всего евразийского региона.
Таинство бракосочетания Руси с Византией, совершенное под покровом Пресвятой Богородицы, сделало наше Отечество обителью Царицы Небесной, а обретение Крыма привело к строительству «нового Афона». Русская Таврида стала популярной Ривьерой, излюбленным местом отдыха аристократии, состоятельных людей и творческой интеллигенции. В эпоху царствования Романовых здесь были созданы ценные произведения нашей национальной культуры: картины Айвазовского, стихотворения Пушкина и Ахматовой, рассказы Чехова и Куприна, музыкальные произведения Римского-Корсакова, дворцовая архитектура Краснова. И десятки, сотни храмов, православных часовен.
Выход России на черноморские просторы значительно укрепил международные позиции Православной Империи. Однако старая Европа с завистью наблюдала рост нашего могущества. Она всегда использовала любую возможность, чтобы ослабить русские позиции в Крыму, доводя политические противоречия до локальных войн. Блокада Севастополя объединенными силами Запада и его беспощадная бомбардировка в 1855-1856 годах – поучительный пример.
Не будем забывать и про другие кровопролитные сражения. В XIX веке России для удержания и расширения свои владений в Северном Причерноморье пришлось вести четыре крупномасштабных войны. Их суммарные потери, по подсчетам специалистов, составляют не менее 460 тысяч человек.
Важно понимать и то, что до создания СССР Таврическая губерния была сначала частью Новороссии, а затем Юго-Западной России. Северная граница Таврии проходила по нижнему колену Днепра. В 1918 году, в ходе революции и гражданской войны, эта часть Новороссии была аннексирована (!) марионеточным режимом гетмана Скоропадского. Почему-то про эту украинскую аннексию редко вспоминают! А ведь историю Одессы, Херсона, Николаева, Мариуполя и других городов не вычеркнуть из общего хода событий.
Коммунистическая революция обернулась социальной катастрофой и страшной трагедией для полуострова. Только в ноябре 1920 года из Крыма морским путём эмигрировало более 145 000 русских беженцев. В ходе Красного террора, массового голода, раскулачивания, расказачивания и прочих репрессий, погибли сотни тысяч людей. Многие храмы были закрыты и разрушены, а монастыри превращены в трудовые коммуны и склады. Имения аристократов и богачей были разграблены, в лучшем случае превращены в общественные санатории или дома отдыха.
Великая Отечественная война тоже была кровопролитной для жителей и защитников советского Крыма. При обороне и освобождении полуострова в 1941-1945 годах погибло около 600 тысяч людей. В Севастополе находится крупнейший мемориал русской воинской славы – Братское кладбище. Здесь в общих и личных могилах покоятся до 50 000 воинов, что, как мы видим, составляет только часть человеческих жертв.
Незаконная передача Крыма в 1954 году в коммунистическое ведомство Украинской ССР по инициативе Хрущева была политической авантюрой, результатом сговора узкого круга партийных работников. Внешне она не сильно изменила привычное течение политической, культурной и курортно-туристической жизни полуострова, ибо всё происходило в рамках единого государства СССР. Однако даже кратковременное управление из Киева привело к разрушению военно-стратегического потенциала СССР: был разделен Черноморский флот, часть которого попала под опеку враждебного блока НАТО, была разорена секретная база подводных лодок в Балаклаве, был разобран на металлолом ракетный комплекс «Утес», закрыт для испытаний и разрушен уникальный лунодром с космическим центром связи, заброшено строительство бункера для черноморского командования, осталась недостроенной Крымская АЭС, разбазарена зеркала первая солнечная электростанция в СССР, доведён до аварийной ситуации Ялтинский водопроводный тоннель и т.д. Крым рубежа XX-XXI веков превратился в зону нестабильности, стал линией раскола оборонного союза евразийских стран.
Попытки украинизации Крыма, с точки зрения языка и культуры, не имели успеха, потому что глубинными, сакральными корнями он связан с Судьбой России. В начале XXI века русские составляли по численности не только преобладающее большинство населения полуострова, но и наиболее образованную часть людей.
В постсоветский период, после долгих лет безбожного террора, на святой земле Херсонеса Таврического стала оживать христианская вера. Были отреставрированы старинные храмы и монастыри, открыты новые церкви, которых сегодня насчитывается более 370. Созданы православные общины и братства, выходят церковные газеты и журналы.
И вот, 10 лет тому назад, в 2014 году в результате всенародного референдума произошло вполне естественное и долгожданное воссоединение незаконно отделённой части русской нации с её основным телом. После временного отторжения наших соотечественников от Родины они вернулись к себе домой, как только появилась реальная возможность. О какой оккупации или аннексии со стороны России тут может идти речь?
С точки зрения русской геополитики, начался новый виток в процессе интеграции российских регионов. По понятным причинам он осложняется многими трудностями, включая последствия СВО. Однако все они – временные. Все недоразумения и технические неурядицы решаются по мере возникновения, а стратегия развития российского Крыма вселяет уверенность в лучшее будущее. Это радикальные экономические и социальные реформы в пользу граждан, модернизация образования и здравоохранения, капитальный ремонт зданий, строительство новых дорог и многое другое.
Вопреки клевете противников воссоединения, критиков и вечных жалобщиков, полуостров стал развиваться намного динамичнее, чем прежде.
***
Подводя общие итоги, будем помнить не только об исторических датах, но также об огромной цене русских побед. Здесь, в Тавриде, как говорится, каждый метр полит потом и кровью нашего героического народа.
Со времени образования Московского царства и Крымского ханства в XV-XVI веках до современной эпохи, всего состоялось более десятка крупных войн за господство в Причерноморском регионе, общие потери в которых для России по самых скромным подсчётам составляют цифру более 1,5 миллиона человек. Причём здесь не учтён гигантский ущерб, нанесенный Руси в результате разорительных набегов крымских татар, деятельность которых активно поддерживали Европейские государства и Османская Империя- основные благополучатели от разорения России и продажи в рабство наших предков-соотечественников. За три века противостояния с Ордой через порты полуострова было продано в рабство примерно 2 миллиона христиан, преимущественно славян и кавказцев.
В печальную статистику людских потерь, огромного генетического ущерба, не входят сведения о жертвах гражданской войны и эпохи революций начала XX века, которые обсуждаются специалистами, а это сотни тысяч жертв.
18 марта 2014 года, в День обретения мощей святителя Луки, архиепископа Крымского, прославленного во святых, был подписан Договор о вступлении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Это было восстановление исторической справедливости, торжество Правды и Православия. Начался новый этап в Судьбе русского народа, новый этап этнического и культурного возрождения.
Очевидное для нас, патриотов России, непонятно, неизвестно или неприемлемо для наших противников, рассуждающих об «аннексии» и «оккупации Крыма». Девиз «10 лет вместе» по сути является замаскированной под патриотическую миссию информационной и идеологической диверсией. Она направлена на дискредитацию русской истории, оправдание антироссийских действий на территории Украины. Одной неверной фразой вычеркнуты целые века пребывания Крыма в составе России, что заслуживает внимания сотрудников Генеральной Прокуратуры РФ и ФСБ.
Поэтому считаю необходимым продолжить всестороннюю защиту российского Крыма от незаконных посягательств извне. Впереди предстоит большая разъяснительная и дипломатическая работа. Мы должны переубедить наших противников с помощью очевидных аргументов, изменить дезинформированное мнение международной общественности в пользу России, чтобы создать условия для мирного, безопасного развития всего южного региона.
Павел Тулаев, Москва, 24 июля 2024 года.