ТИТАН РАСОЛОГИИ. Памяти Владимира Авдеева (1962-2020).
5 декабря 2020 года в московской больнице после продолжительной болезни с осложнениями от COVID-19 скончался Владимир Борисович Авдеев. Он личность мирового масштаба. Его творческий вклад в науку и культуру заслуживает серьезного внимания.
Будучи сознательным русским патриотом, талантливым писателем, исследователем религий, Авдеев посвятил наиболее зрелые годы своей жизни изучению и популяризации расологии (от Rassenlehre – расовое учение, Rassenkunde – расоведение), исключительно важной, но недооцененной науки о расах и качественных характеристиках человека. Помимо собственных работ, обобщенных в фундаментальной монографии «Расология», изданной на русском и английском языках, Авдеев подготовил к печати и прокомментировал множество трудов классических и современных авторов, специализирующихся в данной области.
Прежде чем поделиться своими личными воспоминаниями о нём, приведу некоторые биографические сведения. Владимир Борисович родился 24 марта 1962 года в семье военнослужащего в крупном промышленном городе Нижний Тагил на Урале. В 1985 году окончил Московский энергетический институт по специальности инженер-системотехники, а затем был призван на срочную воинскую службу в чине офицера Военно-воздушных сил (ВВС). В Забайкальском округе он работал с самолётами класса «Су» (авиаконструктора Павла Осиповича Сухого). После армии был сотрудником одного из закрытых предприятий оборонного комплекса. Своей принадлежностью к технарям и военному сословию Авдеев всегда гордился. По поводу присяги на верность Родине он говорил, что её дают один раз и на всю жизнь.
Во время пребывания на Дальнем Востоке будущий расолог увлёкся литературой и философией, много времени проводил в библиотеках за чтением редких, дореволюционных книг. В Москве он стал сотрудником Министерства культуры и Всероссийского фонда культуры, а затем решил сделать литературную карьеру и вступил в 1989 году в Союз писателей СССР. В начале постсоветского периода Авдеев стал членом Координационного совета Московской славянской языческой общины, созданной Александром Константиновичем Беловым, основателем боевого стиля и клуба славяно-горицкой борьбы.
Собственной семьи, насколько мне известно, у Владимира Борисовича не было, хотя о любовных романах я кое-что слышал. По крайней мере, могу утверждать, что он был мужчиной традиционной сексуальной ориентации. Помимо книжного дела у Авдеева был какой-то частный бизнес, но я никогда не вникал в детали этой мало интересовавшей меня темы.
Когда мы познакомились с Владимиром Борисовичем в конце 1995 года на одной из творческих встреч в МГУ, он занимался художественной литературой и религиоведением, с гордостью позиционируя себя как члена Союза писателей России. Его романы «Страсти по Габриэлю» (1990) и «Протезист» (1992) я просмотрел, но не стал внимательно читать, потому что не очень люблю беллетристику. Гораздо больше мне нравились его короткие и ироничные афоризмы. Он записывал их в толстую тетрадь и при удобном случае цитировал, шокируя собеседников своим остроумием. Часто это были экспромты. Например, когда в одном из разговоров был упомянут Александр Гельевич Дугин, мой собеседник пошутил: «Он – генонист, а я гедонист».
Владимир Борисович понимал гедонизм не примитивно, не как физиологическое потакание страстям и низшим инстинктам, а как эстетическое наслаждение жизнью, восхищение её красотой, гармонией и внутренней энергией. Мне импонировал его интерес к античной культуре, потому что я сам посвятил несколько лет изучению наследия древней Греции и Рима, вдохновлённый трудами Алексея Фёдоровича Лосева. Критикуя интегральный традиционализм мистика Рене Генона, где в евангельском духе смешивались разнородные элементы эллинистической и семитической традиций, Авдеев настойчиво повторял: «Есть эллины, а есть иудеи».
Авдеев любил изящность выражений и эпатаж. В молодые годы он носил длинные волосы, а когда возмужал, стал одевать строгие костюмы с бабочкой и котелок, внешне напоминая Черчилля. Однажды журнал «Наследие предков», где Владимир Борисович был одним из членов редколлегии, опубликовал его портрет во френче. Некоторые читатели заметили, что в таком костюме Авдеев похож на Геринга. «Да, я это знаю», – невозмутимо заявлял писатель, и демонстративно поворачивался в профиль.
В проект «Наследие предков» меня привлек в начале того же 1995 года его учредитель Владимир Юрьевич Попов, молодой националист, публиковавший газету «Эра России». Ему нужен был авторитетный редактор, с опытом работы в других изданиях. А у меня, как председателя Творческого объединения «Собор», существовавшего с 1990 года, к тому времени уже вышло несколько книг: коллективные сборники «Народ и интеллигенция» (1990), «Россия и Европа: опыт соборного анализа» (1990), «Вокруг Лосева» (1990), а также авторские монографии «Крест над Крымом» (1992), «Семь лучей (1993), «К пониманию Русского» (1994). Вместе с Поповым мы выпустили первые восемь номеров журнала Правой перспективы, как было заявлено на обложке «Наследия предков». Сначала верстали вместе, при участии Федора Разорёнова, а потом учредитель полностью доверил мне весь редакционно-издательский процесс.
Уже со второго номера к нам подключился Авдеев, полный энергии, юмора, идей и замыслов. Его бурный характер прекрасно выразил в эпиграмме поэт-современник Эдуард Эрикссон:
Румяный и большой, веселый,
ироничный, элегантный – Авдеев.
Шумною толпой ворвался. Он кипит!
И взор его ужасен (для недругов Руси, не для друзей).
Его так много, что собою Он один
заполнить может все Арийское Пространство!
Он сокрушил пером Ислам и Жидохристианство.
Без Ложной скромности, не Человек, а Глыба
Нордического Льда,
Убойной критикой расплющившая нечисть:
Унтерменшей, псевдополых шлюх,
Космополитов, либеральных мух.
Аристократ, Эстет, Мыслитель –
Он возник не вдруг.
Античный Гений. Парадоксов Друг.
Волхв ИТР. Гроза Халдеев.
Язычник-Гедонист – Авдеев!
Когда я решил разобраться в истории и сущности язычества, много времени посвящал исследованию древних богов, этнических религий и культов, мы с Владимиром Борисовичем долго могли обсуждать различные аспекты веры. Мне было близко родное, славянское наследие, которое я изучал по классическим трудам А.Н. Афанасьева, Б.А. Рыбакова и реконструкциям современников, а Авдеев углубился в арийский зороастризм, всемирный интерес к которому пробудил Фридрих Ницше своим знаменитым философским эссе «Так говорил Заратуштра». Мой коллега рассуждал о том, что христианство, выросшее на иудейской почве, с эзотерической точки зрения, многое позаимствовало у митраизма, а в целом является эклектической религией. Для меня русское Православие было конфессией, личным выбором, а для Авдеева – было предметом язвительной критики и насмешек. Его книга «Преодоление христианства» («Капь», 1994) вызывала у меня несогласие, но из-за дипломатических соображений приходилось терпеть антихристианские пики собеседника. Во время горячих споров я неоднократно просил писателя быть деликатнее.
Кстати, почти одновременно с этой книгой в 1994 году издательство «Витязь» опубликовало аналогичное по духу сочинение «Христианство как оно есть» Анатолия Михайловича Иванова, опытного историка и публициста, другого члена редколлегии «Наследия предков». Его критическому перу принадлежала также книга «Заратуштра говорил не так», написанная ещё в советское время. Так что идеологический обстрел в духе Ницше шёл с двух сторон. Модератором в спорных вопросах редактирования выступал Владимир Юрьевич Попов, с уважением относившийся к Русской Православной Церкви.
Во время очередной полемики с Авдеевым, чтобы отвлечь его от навязчивых идей про иудейские истоки христианства и прочие особенности семитической традиции, я показал ему несколько книг по расовой тематике, которые привёз из США, где в течение года работал преподавателем русского языка и истории нашей культуры. Это были репринты редких брошюр по истории Ку Клукс Клана и американское издание монографии «Расовые элементы европейской истории» Ганса Гюнтера, классика немецкой антропологии и евгеники, пропагандиста теории превосходства нордической расы. Авдеева увлекла эта тематика, потому что теоретически и внутренне он был готов к ней.
Вскоре последовали его статьи в «Наследии предков»: «Свобода личности и расовая гигиена» (1997, №3), «Генетический социализм» (1997, №4), «Антропология, геофизика и религиозное сознание» (1998, №5), «Расовое мышление древних греков» (1999, №6), «Новая парадигма в расологии» (1999, №7), «Биологические основы нордического мировоззрения» (№8, 2000).
В этом же журнале (№8, 2000) была опубликована небольшая по объему, но очень ёмкая и важная статья «Эпоха Постмодерна» Ирины Авдеевой, родной сестры нашего постоянного автора. В ней она систематизировала основные направления современной русской мысли и перечислила её ведущих идеологов. Авдеева засвидетельствовала «зарождение нового жизненного стиля: русских – правых – националистов». При этом Ирина Борисовна достаточно точно охарактеризовала суть идей своего брата как «неоязычество» и моих как «десимитизированное православие».
Через московский клуб правых интеллектуалов «Европейские синергии» во главе с А.М. Ивановым активный член редколлегии организовал интервью с единомышленниками за рубежом: Гастоном-Арманом Амодрюзом, Эдоардо Лонго, Юргеном Ригером. Впервые за многие десятилетия мы перепечатали статью знаменитого генетика Н.К. Кольцова «Развитие евгеники в России и СССР». Наконец, в одной из библиотек Владимир Борисович нашёл для публикации уникальные материалы о секретных архивах «Аненербе». Это была сенсация!
Я пишу подробно об этих ранних публикациях Авдеева потому, что в современной литературе и на различных сайтах в интернете распространяется недостоверная информация, а наука любит точность.
По техническим и личным причинам я временно перестал сотрудничать с Владимиром Юрьевичем Поповым и основал в 2000 году, в начале третьего тысячелетия, собственное периодическое издание «Атеней» (регистрационный номер ПИ №77-5491). Моя задача как учредителя и главного редактора состояла в том, чтобы объединить вокруг нового международного журнала, посвященного богине мудрости и справедливой войны, наиболее талантливых, на мой взгляд, современников. Владимир Авдеев, не колеблясь, заявил: «Я буду работать с Тулаевым». И фактически вся команда, включая А.М. Иванова, С.А. Яшина и О.В. Никанкина, перешла в «Атеней», Вскоре к нам присоединились Г.С. Лозко, В.И. Милованов, А.Б. Рудаков, А. Дорожкин (Орей), Е. Ярова и другие.
Сохранились зарубежные связи, налаженные Анатолием Михайловичем, и мне предложено было стать его заместителем по «Европейским Синергиям». У меня были свои международные контакты в Испании, США, славянских странах, в частности, через Всемирный конгресс этнических религий (WCER) во главе с Йонасом Тринкунасом, но одно дополняло другое. Речь шла не о должностях, а о живых связях современных хранителей исконных традиций.
Авдеев был хорошим товарищем и надёжным сотрудником. Будучи моим ровесником, он всегда вежливо обращался ко мне «Павел Владимирович!», советовался и тщательно готовил свои публикации для «Атенея», с каждым годом приобретавшего всё больший авторитет и славу. Вольфганг Штраус, известный публицист и русофил из Германии, назвал наш журнал «теоретическим органом Новых Правых в России». И это было правдой.
Мы публиковали статьи по самым актуальным темам современности: теории и практике войн нового поколения, геополитике, биополитике, технологическому прорыву, классической, традиционной и праворадикальной культуре, родной вере и неоязычеству. Одновременно с журналом выпускали новостную ленту под аббериватурой Р.А.С.А. (Русское агентство связи и аналитики), которую перепечатывали многие патриотические газеты.
Расология стала одной из главных рубрик «Атенея». Здесь Владимир Борисович не только продолжал помещать свои собственные статьи: «Расовая теория времени» (№1), «Рассуждение о расовых предрассудках» (№2) «Компаративная психология в Третьем Рейхе (№ 3-4), «Биополитическая инквизиция» (№5), «Основоположник русской расовой теории С.В. Ешевский» (№7), «Национал-социализм с человеческим лицом» (№8), но также открывал забытые имена классиков западноевропейской и русской антропологической школы: Поля Брока, Фрица Ленца, Отто Рехе, Вальтера Гросса, Германа Шварца, Макса Вундта, Иосифа Деникера, Виктора Бунака, Юрия Филипченко и других, публикуя их статьи с биографическими очерками и своими комментариями. Эти уникальные публикации мы сопровождались фотографиями авторов и художественными образами, которые иллюстрировали различные человеческие типы.
Заслужив признание читателей, Авдеев стал единственным из членов редколлегии, чей художественный фотопортрет (работа Орея) был помещён на обложку сдвоенного номера журнала 3-4.
Вообще, мы следили за тем, чтобы наше периодическое издание имело своё лицо, в образном смысле слова. Мы давали оригинальные публикации, первые переводы, стремились не копировать чужое, а создавать своё новое, задавать тон общему движению за возрождение правых идеалов. Владимир Борисович это прекрасно понимал. В своём интервью «Атенею» № 9-10 он назвал наш журнал «школой стиля», которая ярко выделялась на общем фоне патриотической периодики того времени, и при этом подчеркнул, что «мы первыми показали, как нужно работать».
Тем не менее, титану мысли, искрившему энергией, было тесно в рамках альманаха, который выходил только один раз в год. Он одновременно вёл постоянную рубрику «Архив расовой политики» в патриотической газете «За Русское Дело», печатавшийся в Санкт-Петербурге. Опубликовал в Москве два сборника «Расовый смысл русский идеи» (т.1, 2000, т.2, 2002) со статьями современных авторов. Владимир Борисович делал эти книги в сотрудничестве с видным политологом Андреем Николаевичем Савельевым, но главным мотором проекта был именно он. Авдеев стал превращаться в популярный «брэнд».
Настоящий прорыв произошёл тогда, когда в издательстве Игоря Викторовича Дьякова «Фери-В» вышел в свет под редакцией Авдеева объемный двухтомник «Русская расовая теория до 1917 года» (т.1, 2002, т.2, 2004). В сборник с подробным предисловием составителя вошли работы основателей отечественной антропологии, психофизиологии и неврологии — труды С.В. Ешевского, А.П. Богданова, В.А. Мошкова, И.А. Сикорского, Д.Н. Анучина, И.И. Мечникова, С.С. Корсакова, Г.Е. Грумм-Гржимайло, А.А. Ивановского и др. Каждое из этих имен заслуживает внимания, но в советский период они были вытеснены на периферию науки из-за борьбы марксисткой политэкономической школы против классической биологии и генетики.
«Мало кто знает, что расовая теория в России была отнюдь не маргинальным явлением, она пропагандировалась с кафедр наиболее престижных учебных заведений. Научная деятельность в данной области патронировалась монаршей династией и лучшей частью государственно мыслящего дворянства, а также неоднократно благословлялась иерархами Русской Православной Церкви», — написал в аннотации составитель, явно испытывая гордость за то, что он вернул соотечественникам часть их национального достояния.
Для наглядности Авдеев опубликовал шокирующие обывателя иллюстрации с черепами, скелетами и измерительными приборами. Чтобы читатель не подумал, что это «для понта», рядом была помещена статья С.М. Хомякова «Как измерять людей», взятая из дореволюционного справочника. Тут же каталог антропологических инструментов фирмы «Швабе». Наконец, список членов «Русского антропологического общества».
Предвидя возможные упрёки оппонентов в «расизме», Владимир Борисович в свойственной ему иронической манере шутил: «Современные сексологи вполне серьезно обсуждают проблему размеров половых органов. Почему penis измерять можно, а череп нельзя? Ведь он вместилище головного мозга!».
Друзья ликовали, а идеологические противники – негодовали. Разве расовое учение придумали не немецкие национал-социалисты? Неужели у русских была своя собственная традиция в области антропологии? Не только была, а во многом опережала западные исследования.
Генетика у нас и сегодня на высоком уровне (см. труды В.П. Алексеева, А.Ф. Назаровой, А.А. Клёсова, И.В. Равича-Щербо, Е.В. и О.П. Балановских и других). А про оборонную значимость биологических и расовых исследований в «Атенее» написал специалист по секретным программам государственного и военного значения, автор нашумевшей книги «Биологическая бомба» Юрий Александрович Бобылов. Сегодня его статьи открыто печатают многие издания, и их можно найти даже в интернете, наряду с публикациями на близкие темы генерал-майора милиции Владимира Семеновича Овчинского, известного российского криминолога, некоторое время возглавлявшего российское бюро Интерполо, и его соавтора Елены Сергеевны Лариной, пишущей о войнах нового поколения.
Военно-биологические исследования нынче востребованы, но ощутимую государственную поддержку они получили совсем недавно, после катастрофы с COVID-19. Наш давний замысел о национальной базе генетических данных получил «зеленый свет» от самого В.В. Путина! И над проблемами генетического оружия уже никто не смеётся, не называет эту актуальнейшую тему «фашистской» или «нацистской».
Но тогда, в начале 2000-х годов, реакция общественности была совсем иная. Чтобы потопить «неудобного» автора и слишком смелого издателя, которого замалчивать было уже невозможно, противники стали клеветать на Авдеева, выискивать у него недостатки и ошибки. Появилась критическая статья в журнале «Диагноз», где Владимир Борисович был подан как литератор-алкоголик, необоснованно претендующий на научные открытия. В интернете стали обсуждать ехидные публикации д.и.н. В.А. Шнирельмана, главного научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН. Посыпались жалобы в прокуратуру с целью «изъять экстремистскую литературу с пропагандой расизма и антисемитизма».
Ангажированных критиков не интересовало, что расология – это точная наука, не имеющая прямого отношения к расизму, одной из радикальных идеологий. Расовая теория основана на классической антропологии, которая подобно анатомии объективно описывает строение человеческого тела. Например, используя данные современной нейропсихологии, она изучает роль головного мозга в формировании человеческого интеллекта. Антропология дополняет биологические данные историческими сведениями о происхождении человека и исследованиями в области этнологии. А расология идёт ещё дальше, она обобщает накопленные наукой факты, систематизирует их и выстраивает иерархию расовых типов.
Сравнительная антропология привела к появлению школы полигенистов. Раньше было распространено мнение о том, что все люди произошли от единых предков, условно говоря, от Адама и Евы. Однако это заблуждение, почерпнутое из Ветхого завета. Полигенисты ещё со времен Тодора Арльдта и Германа Клаатча, живших до Третьего Рейха, доказали, что не было единой колыбели человеческой цивилизации, а было несколько региональных очагов древней культуры. Перефразируя известный тезис Чарльза Дарвина о том, что «человек произошёл от обезьяны», Авдеев иронично уточняет: «Каждая раса – белая, желтая и чёрная – произошла от своих обезьян».
Расы изначально отличаются друг от друга по десяткам признаков, а не только по цвету кожи, волос и глаз. Например, существуют качественные различия в строении скелета, форме черепа, структуры кожных тканей, отпечатков пальцев, размерах мозга, функционирования нервной системы, половых органов, психомоторике, выделении пота и даже запахов. Эти и многие другие расовые признаки тщательно проанализированы автором книги «Расология», написанной для широкого круга людей любого происхождения.
Насколько я помню, Авдеев никогда не позволял себе ни одного оскорбительного высказывания против евреев, но и не считал их «священными коровами», которые следует обходить стороной. Иудаика (наука о еврействе) и семитология (исследования семитской традиции) – это разделы академической науки. Научная антропология признает качественные различия семитских и арийских типов. Это было известно ещё в библейские времена, когда после Всемирного потопа сыны Сима и Хама стали осваивать одни земли, а потомки Яфета (Иапета) – другие. Критика семитских религий является частью «Научного атеизма», который преподавали в советских ВУЗах как обязательный предмет. Она не является выражением «антисемитизма». С другой стороны, известно, что сионизм, радикальная форма еврейского национализма, квалифицирован Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 году как форма расизма и расовой дискриминации.
Что касается злобной критики В.А. Шнирельмана, специалиста по происхождению скотоводства, производящего хозяйства, этногенезу и социальным конфликтам в древнем мире, который в последние годы увлекся разгромом расологии, неоязычества, арийской идеологии и русского родноверия, то с ним произошёл не один анекдотичный случай. Например, когда Авдеев узнал, что давний оппонент написал о нём целый трактат, в заголовке которого назвал его «цепным псом расы», защищающим «белого человека», Владимир Борисович воспринял этот перл как комплимент. В ответ он высказал очередной афоризм: «Собака – нордическое животное, поэтому белый человек должен любить собак. А вот китайцы, даже те, что живут в Москве, собак едят!».
Участники этой интеллектуальной дуэли изначально были в неравном положении. Авдеев выступал как частное лицо, как свободный мыслитель и независимый интеллектуал. А Шнирельман как представитель упомянутого Института этнологии и антропологии, получивший поддержку Библейско-богословского института, Еврейского университета в Иерусалиме и израильского издательства «Гешарим» («Мосты культуры»). Он написал очередной разгромный труд по заказу хорошо финансируемого Информационно-аналитического центра «Сова», который специализируется по проблемам расизма и ксенофобии, взаимоотношения религии и общества, политического радикализма, либеральных ценностей и соблюдения прав человека в России. Деятельность центра осуществляется при поддержке European Instrument for Democracy & Human Rights (EIDHR), Международного партнерства за права человека, Норвежского Хельсинкского комитета, Российского еврейского конгресса и других влиятельных организаций. Сам Шнирельман за свои труды позже был награждён премией Егора Гайдара, идеолога неолиберального капитализма в России.
Важно заметить также, что талантливый писатель не ограничивался изучением расологических проблем. Он любил публицистический жанр очерка, и помимо биографий избранных авторов, иногда публиковал статьи по философским и идеологическим темам: интегральный национализм, национал-гедонизм, кастовая этнократия, миф о едином человечестве, как уничтожить «новый мировой порядок» и т.п. Заголовки своих статей Владимир Борисович формулировал провоцирующе, например: «Сначала Евразия, а потом Азиопа», «Эзотерический патруль», «Право руля!» или «Для того, чтобы победить в политике, из неё надо уйти».
Куда уйти? В уединенное созерцание бренного мира? В «башню из слоновой кости»? В семейный быт? Каждый выбирает то, что близко его собственному типу и опыту. Авдеев как творческая, деятельная личность посвятил свои зрелые годы научным исследованиям и авторским публикациям. Это не полная самоизоляция, но определенная дистанция от сиюминутной политики, позволяющая мудрецу смотреть на неё со стороны и не увязнуть в болоте текущих событий.
Зенитом славы Авдеева можно считать основанную им книжную серию «Библиотека расовой мысли». В издательстве «Белые альвы» с 2000 по 2019 года он опубликовал и прокомментировал труды многих расовых мыслителей авторов. Некоторые из них были удостоены отдельных томов, как например: Людвиг Вольтман («Политическая антропололгия», 2000); Ханс Ф.К. Гюнтер («Избранные работы по расологии, 2002); Эрнст Крик («Преодоление идеализма. Основы расовой педагогики», 2004); Карл Штрац («Расовая женская красота», 2004); Людвиг Фердинанд Клаус («Раса и душа. Практическая психоантропология», 2014); Вальтер Шейдт («Всеобщая расология», 2014); Феликс фон Лушан («Народы, расы и языки», 2014); Людвиг Крживицкий («Антропология и психические расы», 2015). Труды других авторов вошли в хрестоматии по темам: «Философия вождизма» (2006), «Раса и мировоззрение» (2009) и «Русская евгеника» (2012). В каждом из коллективных сборников от двадцати до сорока текстов! Переводом многочисленных немецких исследований издательство обязано неутомимому Анатолию Михайловичу Иванову.
В этой же уникальной серии вышли: сборник статей В.Б. Авдеева «Метафизическая антропология» (2002), куда были включены предыдущие публикации в журналах «Наследие предков», «Атеней», «Русский геополитический сборник»; его авторская монография «Расология», о которой была речь выше (в двух изданиях 2005 и 2007 годов); а также труды русских современников – упомянутого А.М. Иванова («Рассветы и сумерки арийских богов», 2007), А.Н. Савельева («Образ врага. Расология и политическая антропология», 2007) и отдельная публикация в соавторстве с А.Н. Севастьяновым («Раса и этнос», 2007). Они работали в сотрудничестве с Владимиром Борисовичем и ощутили на себе влияние его исследований.
Директор издательства «Белые альвы» Светлана Николаевна Удалова сделала очень много для того, чтобы качественно напечатать упомянутые труды и донести их до заинтересованного читателя. Ей пришлось даже пострадать во время «наездов» прокуратуры и оправдываться с помощью адвокатов, потому что отклики о книгах серии были самые различные: от хвалебных до разгромных.
По оценке журнала «Книжный бизнес» (2006, №4) абсолютным бестселлером стала монография В.Б. Авдеева «Расология». В номинации «философия, политология, эзотерика» ей не было равных. Специалисты объясняли повышенный спрос на данное исследования тем, оно «открыло новое направление в науке, относящееся к области междисциплинарных знаний».
Другую оценку дали судебные эксперты, получившие запрос прокуратуры: «В книге восхваляется «белая раса», в то время как иные расы подвергаются уничижительной критике… Суд установил, что содержание исследуемой книги направлено на возбуждение расовой ненависти в отношении отдельных этнических и социальных групп».
Выдержав удар противников, Авдеев стал искать «запасные аэродромы». Сочинения таких авторов, как Жорж Ваше де Лапуж, Исаак Тэйлор, Паоло Монтегацца, Фриц Ланге, Карлтон Стивенс Кун, он печатал на иных полиграфических мощностях. Отдельно была издана третья книга Ханса Гюнтера «Расология еврейского народа», потому что любое неосторожное упоминание иудеев вызывало скандал в известных кругах. Между прочим, замечу, что Исаак Тэйлор – автор еврейского происхождения, что не помешало Авдееву опубликовать его интересный труд «Славяне и арийский мир». Тэйлор продолжает линию исследований польского антрополога Ильзы Швидецки, подтвержденную новейшими открытиями русского генетика Анатолия Клёсова.
Многие из упомянутых книг я получил лично в руки от Владимира Борисовича с его дарственными посвящениями и пожеланием сотрудничества. Остальные приобрел в издательствах или в магазинах. Не могу похвалиться, что я внимательно изучил все перечисленные публикации, но большинство просмотрел, выборочно прочитал, а некоторые даже отрецензировал.
Обращаю внимание читателей, что работы Ф. Ланге и П. Мантегацца посвящены физиогномике, которую до них в России пропагандировал Иван Алексеевич Сикорский. Труды классика отечественной антропологии и психиатрии, представленные в хрестоматии «Русская расовая мысль до 1917 года», позже были изданы Авдеевым в отдельном сборнике под названием «Физиология нравственных страданий» (2007). Он вышел при содействии О.М. Гусева и Р.Л. Перина в серии «Потерянные ключи». Здесь раскрываются проблемы этнопсихологии на примере русских, украинцев и других славян, а также психологические особенности гениев, таких как великий поэт А.С. Пушкин.
Природа гениальности занимала умы многих ученых XIX-XX веков, особенно генетиков и психологов. Развивая основные тезисы о неравенстве человеческих рас и антропологических типов, обоснованные Ж.А. Гобино, а также учение Ф. Гальтона о наследственности талантов, такие специалисты как Ломброзо и Нордау считали, что генетически обусловленные качества гениев при определённых условиях могут привести к психологическим отклонениям и болезням. Вставал вопрос о так называемой «нормальности» психики, её характеристиках и пределах. Большой талант, как известно, выделяется из общего ряда средних людей. Он значительно выше нормы. В этом смысле о Гоголе, Достоевском или Чайковском можно сказать, что они не нормальные, а гениальные. И такой гениальности сопутствуют не только лавры, но и тернии, психологические страдания, усиленные конфликтом с обществом, настроенном консервативно и стандартно.
Вместе с тем, Авдеева интересовали общие проблемы дегенерации. Они связаны не только с врожденными качествами людей, но также с приобретёнными привычками, обусловленными воспитанием и общественной средой.
При социализме, который наше поколение застало ещё в фазе расцвета, господствовала идеология экономического детерминизма. Она объясняла человеческие пороки хищнической природой капитализма, беспощадно эксплуатирующего труд наёмных работников. При Сталине генетика была объявлена «буржуазной наукой». Выдающиеся биологи были репрессированы по прихоти власти и вопреки здравому смыслу. Теперь мы вернулись к «разбитому корыту» и снова пытаемся разобраться во внутренних причинах дегенерации человека.
Любое живое существо рождается с генетически заданной программой, которое древние арии называли «золотым семенем Шивы». Это могут быть видовые и типовые качества, личные свойства и таланты, общая предрасположенность к некоторым поступкам или болезням. Расовая принадлежность людей запрограммирована природой, но отдельные качества субъекта могут изменяться в зависимости от обстоятельств, даже после достижения зрелости, в том числе: рост, вес тела, характер, привычки. Только в определенных границах! Например, карлик не может стать гигантом, а слабоумный, рожденный от генетически неполноценных родителей, не может вырасти гением. При благоприятных условиях одарённая личность достигает уровня развития прямых предков. Однако, находясь на волне успеха или в зените славы, талантливая личность под влиянием многочисленных искушений может деградировать.
В самом деле, разве гениальный революционер, разрушитель Российской Империи и основатель первого в мире социалистического государства, Владимир Ильич Ульянов (по матери – Бланк), которому посвящён разоблачительный очерк Авдеева «Мумия Ленина», не завершил свой жизненный путь полным безумием? С политической точки зрения, оно изначально проявилось в бешеной ненависти к Церкви, к царизму, к капитализму и буржуазии, в беспощадном «Красном терроре», от которого в целом погибли миллионы людей, а с психологической и медицинской точки зрения, это были приступы негодования, болезненные неврозы и, в конце концов, тотальный атеросклероз сосудов головного мозга (Abnutzungssclerose).
Зверские наклонности, унаследованные людьми от животного мира, более примитивного по уровню развития, могут проявиться в критический момент у любого человека, если их сознательно не контролировать и не удерживать в узде, как диких лошадей. А когда насилие становится нормой, поощряется, то оно приобретает хищные, кровожадные и болезненные формы.
Здесь напрашивается исторический пример массовых расправ гитлеровцев в годы Второй мировой войны, имевших идеологическую подоплёку. Однако я напомню о не политизированном маньяке 1980-х годов, серийном убийце А.В. Чикатило, некросадисте и каннибале, по-своему изобретательном во время подготовки и совершения чудовищных преступлений. Здесь главная причина в патологии, не связанной с особенностями эпохи и общественной среды.
Неуправляемые страсти, называемые в христианстве грехом, с научной точки зрения изучают психология, психиатрия и сексопатология. До тех пор, пока нарушение нормы происходит в личной жизни. А когда бешеная страсть (от слова «бесы») перерастает в демоническую одержимость, в агрессию, становится социально опасной, ищет для себя психологические или идеологические оправдания, и даже стремится к власти, чтобы насильно диктовать другим людям свою безумную, болезненную волю, такая активность становятся предметом для изучения криминалистами и специалистами по уголовному праву.
Проблемы дегенерологии привлекают внимание многих современных авторов. Борис Андреевич Диденко из Санкт-Петербурга, знакомый с Авдеевым, разработал оригинальную теорию «видизма», изложенную в серии книг научно-популярного и литературного жанров: «Этическая антропология», «Хищная власть», «Цивилизация каннибалов», «Царь-город». Другой приятель нашего расолога, Роман Людвигович Перин, упомянутый соредактор патриотической газеты «За Русское Дело», исследовал этические и психологические аспекты кадровой политики в СССР, в том числе в НКВД. В своей книге «Гильотина для бесов» (2001) он раскрывает такие деликатные и закрытые темы, которые в данном очерке лучше не затрагивать.
Кто виноват в геноциде русского народа и других братских этносов? В чём его причины? Что делать для спасения новых поколений, чей генофонд уже значительно повреждён?
В период так называемой «перестройки» М.С. Горбачева и либерально-капиталистических реформ Б.Н. Ельцина начался процесс депопуляции России, а просто говоря, вымирание народа. Умирающих в процентном отношении стало больше, чем рождающихся. Это вопиющий количественный показатель демографии. А кто исследует качество людей? Ведь здесь должны быть учтены не только параметры общего уровня здоровья, но также полноценность генетики, умственные и другие способности.
В этой связи я хочу отдельно сказать несколько слов о хрестоматии по евгенике, науке об улучшении человеческой породы. Когда мы перепечатали в «Атенее» №6 (2004) советскую статью Ю. Филиппченко «Евгеника в школе» (первые публикации 1910 и 1924 годов), то она привлекла всеобщее внимание. Ведь эта тема в начале прошлого века была модной во всём мире! Я создал на нашем сайте специальную страницу «Евгения» https://ateney.ru/old/evgeniya/index.htm, где начал помещать соответствующие статьи о выборе пары, о роли семьи, о генетической наследственности, о дородовом воспитании и даже опубликовал фотосессии женских моделей из круга друзей. Однако этого было мало, и я настойчиво напоминал Владимиру Борисовичу: «Надо поднять знамя русской евгеники!». Предлагал ему свой план антологии. «Сделаем, сделаем. Не всё сразу, – отвечал он с улыбкой, но издание запланированной книги всё время откладывалось. В 2005 году вышел сборник статей «Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности» под общей редакцией Ю.В. Хена, утверждённый к печати Учёным советом Института философии РАН. И только через семь лет в издательстве «Белые альвы» была отпечатана, наконец-то, долгожданная хрестоматия «Русская евгеника», куда вошли труды упомянутых классиков Н.К. Кольцова, В.В. Бунака, Ю.А. Филипченко, а также Н.Ф. Флоринского, М.В. Волоцкого, А.С. Серебровского, П.И. Люблинского и других специалистов. В этой истории замечательно, то, что универсальная евгеническая идея, опороченная и оклеветанная политическими противниками биологической науки, пробила брешь в стене невежества, независимо от нашей активности.
Как видите, мы работали с Авдеевым в одной команде, где у каждого участника были свои идейные предпочтения, приоритеты и зоны ответственности. У меня всегда была своя точка зрения на теоретические и практические вопросы антропологии. Даже когда я увлёкся вместе с Владимиром Борисовичем расовыми проблемами, и наш журнал стали называть расовым, мне и в голову не приходило отказаться от собственного мировоззрения, которое развивается по внутренним законам с учётом исторических событий.
Например, в 2006 году я организовал в Москве с помощью сотрудников «Атенея» и «Европейских синергий» знаковую международную конференцию «Будущее Белого мира», где сделал доклад по теме «Россия в условиях Четвертой мировой войны». В хорошо подготовленном форуме, помимо членов редколлегии, приняли участие такие авторитетные авторы, как Гийом Фай (Франция), Пьер Кребс (Германия), Пьер Виаль (Франция), Дэвид Дюк (США), Энрике Равельо (Испания), Галина Лозко (Украина), Герхох Райзеггер (Австрия), Ян-Бер Тилленон (Франция), Константин фон Хоффмайстер (Германия), Элефтериос Баллас (Греция), а заочно и другие. Пресс-релиз, итоговая декларация и доклады были полностью опубликованы в бумажном «Атенее», а потом выставлены на нашем сайте, где их можно прочитать и сегодня в оригинале в рубрике «Переводы»: https://www.ateney.ru/
«Белый форум-2006», необычный для нашей страны, эвристичный по замыслу и смелый по обобщениям, имел большой успех и живые отклики в прессе, поэтому на следующий год мы провели подобную конференцию на тему «Россия и Европа: новые перспективы». К уже сложившемуся ядру авторов «Атенея» присоединились: Манфред Рёдер (Германия), Крис Роман (Бельгия), Стефанос Гекас (Греция), Александр Тиль (США), Кай Муррос (Финляндия), Александр Рудаков (Россия), не считая заочников, в том числе таких выдающихся, как Роберт Стойкерс (генеральный секретарь «Европейских Синергий» из Бельгии, Стефано Лоренцони (Италия), Сташко Потребовский (Польша), Антон Рачев (Болгария) и других.
На первой конференции Авдеев выступал по теме «Гигиена европейского мировоззрения». Он исходил из тезиса о расовом ядре европеоидов, которое находится в конфликте со своей периферией. По этой логике борьба центра и окраин неизбежна и необходима, потому что она укрепляет ядро, предохраняя его от распада. Радикальные выводы Владимира Борисовича воспринимались слушателями с большим интересом.
Вторая международная конференция имела неофициальное название «Белый форум-2007», но Владимир Борисович не стал настаивать на своём выступлении. Мой вводный доклад был посвящён смыслу Белой идеи, в её духовном, философском и историческом измерении. В некоторых аспектах он полемизировал с расово-антропологическим подходом.
В последующие годы часто случалось так, что многие вопросы читателей «Атенея» по биополитическим темам рикошетом отлетали ко мне, как ведущему упомянутых конференций и других международных встреч, как главному редактору издания, публиковавшему тексты докладов и статей.
Однажды в Клубе Небополитики проходила моя авторская встреча, где известный китаевед Андрей Петрович Девятов ещё до моего выступления спросил: «Что Вы думаете о сочинениях Владимира Авдеева?». На это я коротко ответил: «Думаю, что Авдеев и Тулаев – это разные люди», а затем начал излагать собственные убеждения.
В течение многих лет я развиваю линию родового сознания и логику родолюбия. С этой точки зрения, есть не только личности, составляющие семью (от слова «семя») со своей роднёй, но также родственные племена, народы, расы, языки, культуры и даже боги. Да, есть Родные Боги! Они тоже генетически связаны между собой и одновременно с нами. И ещё есть родовое, народное, или национальное, наследие. Это большое сокровище! К народному наследию относится Православная вера. Учение о Пресвятой Троице, о воплощении Богочеловека как Спасителя, имеет глубокие арийские корни. Иисус Христос – не тот мессия, которого ждали иудеи, иначе бы он не стал основателем Церкви и не был бы осужден Талмудом как «еретик» и «чародей». Между Ветхим и Новым заветом лежит онтологическая пропасть. Христианская антропология, отличающаяся от материалистической, близка к духовным учениям Востока, таким как буддизм и кришнаизм, а опыт чудесного исцеления с помощью поста, молитвы, наложения рук («мантика») и Божьей воли, сопоставим с традицией легендарного терапевта Чараки, получившей развитие в индийской аюрведе и тибетской школе сориг.
Что касается понятия раса, которое на санскрите в прямом смысле означает сок плодов, а в переносном – лучшее и сильнейшее, то я в последние годы размышляю о расаяне как термине аюрведы, посвященной оздоровлению организма и качественному долголетию.
Нашим читателям, исследователям «Атенея» и следователям прокураты, вынудившим меня закрыть в 2010 году печатную версию популярного международного журнала, надо понять простую вещь: люди не просто имеют право на знания и собственное мнение, они имеют законное право на различные мировоззрения.
Владимир Авдеев ещё при жизни стал легендой. Политические преследования только увеличили его популярность. Группу наиболее рьяных последователей идеолога новой антропологии, где есть талантливые умы и выдающиеся деятели, стали называли «авдеевцы», как некую секту. Расология, вопреки гонениям, стала популярной, а расовое мышление – модным. В самом деле, почему порода может быть только у животных? А люди что, разве хуже собак или лошадей? И разве не мудрецами сказано: «От худого семени не может быть доброго племени». Или это тоже расизм?
Критики Авдеева часто делают акцент на его увлечение национал-социалистической школой мысли в Германии, которую он считал частью советских трофеев, завоеванных в годы Великой Отечественной войны. В действительности кругозор Владимира Борисовича был гораздо шире. Помимо немецких, французских и русских авторов его серьёзно интересовали англосаксы. Он написал обстоятельную «Историю английской расологии» (2010), в приложении к которой поместил избранные тексты и фрагменты таких авторов XIX- ХХ веков, как Роберт Нокс, Джеймс Брис, Артур Кейт, Джон Уолтер Грегори, А. Дж. Рассел и некоторых других. В последнее десятилетие подвижник издал также отдельные монографии: современного британца Ричарда Линна («Расовые различия в интеллекте», 2010), канадца Джона Филиппа Раштона («Раса: эволюция и поведение», 2019), а также американцев Джареда Тейлора («Белое самосознание. Расовая идентичность в XXI веке», 2014), Лотропа Стоддарда («Бунт против цивилизации», 2016) и Роджера Пирсона («Проблемы расы в современной науке», 2019). В качестве переводчиков в этом направлении Владимиру Борисовичу помогали: Д.О. Румянцев, К.Н. Сметанников, М.Ю. Диунов и другие.
Мне стало известно также, что Авдеев с помощью сотрудника Дмитирия Ткаченко подготовил к печати работы Томаса Коули Аллена, Глейда Уитни, Фрэнка Миле. Он собирал материалы для обзора по истории американской школы антропологии, изучал труды Фрэнка Спенсера и Энн Фабиан. Хотел издать ещё одну книгу Ричарда Линна о евгенике и дисгенике, обсуждал возможность перевода трудов Эдварда Даттона и исследования Натаниэля Вейла о Карле Марксе, планировал к публикации сборник «Сущность расовых различий: вчера, сегодня, завтра». Однако из-за болезни эти проекты оказались незавершенными.
Важно обратить внимание и на тот факт, что Владимир Борисович поддерживал личные контакты с некоторыми современными авторами и издателями за границей, и они помогли опубликовать на английском языке его главную монографию «Расология». Я выставил рецензию на эту книгу в интернет-версии «Атенея»: https://ateney.ru/old/eng/eng030.htm
Наши зарубежные связи имели преимущественно творческий, интеллектуальный характер, а отчасти были выражением народной дипломатии, то есть доброй воли людей к общению, обмену знаниями и жизненным опытом. Авдеев, неплохо владевший английским языком, часто переписывался или созванивался с интеллектуалами из Великобритании и США. Иванов, будучи полиглотом, предпочитал общаться с немцами и французами. А я имел корреспонденцию с испанцами, лидерами славянского движения и русскими эмигрантами, что не мешало мне как профессиональному лингвисту совершенствоваться в западноевропейских языках. Наш сайт www.ateney.ru публиковал статьи и материалы на десяти языках, а бумажная версия ежегодного «Атенея» распространялась более, чем в 20 странах, не говоря уже о десятках городов РФ. Некоторые читатели даже думали, что русский международный журнал, ставший печатным органом Новых Правых, это «спецпроект КГБ», хотя в действительности его делали 3-4 добровольца.
Однажды с участием нашего ведущего расолога состоялась одна незабываемая встреча. В Москву из Южно-Африканской республики приехал Коос Фермюллен, один из лидеров современного движения за апартеид, то есть раздельное проживание аборигенов и колонистов из Европы. Владимир Борисович привёл его ко мне домой, и мы вместе стали обсуждать тяжелое положение белого населения Африки, попавшего под репрессии негритянских властей. Когда-то европейские колонизаторы угнетали аборигенов, которые находились на уровне развития первобытного общества. Они загоняли их в «бантустаны» (резервации). А когда выросло несколько поколений негров, образованных на европейской культуре, то расклад сил радикально изменился. Благодаря принципам конституционного равенства, чернокожее большинство во время голосования на демократических выборах победило «бледнолицых», оказавшихся в меньшинстве. Г-н Фермюллен, сидя за моим кухонным столом, рассказывал нам о случаях зверского насилия над белыми людьми в ЮАР, а конце откровенного разговора спросил: «Может ли Россия помочь пострадавшим христианам?». Речь шла о формировании небольших охранных отрядов для защиты гражданского населения. За такую работу сторонники апартеида, в его умеренных, разумных формах, готовы были платить хорошую зарплату, на уровне европейских стандартов.
Авдееву эта задача показалась вполне актуальной и решаемой. Ведь он сам – сын офицера и имел опыт срочной воинской службы рядом с КНР, численность монголоидного населения которого в 10 раз больше, чем европеоидного в РФ. А у нас в стране есть тысячи хорошо подготовленных военных специалистов с опытом боевых действий в пограничных регионах. Многие из них с удовольствием поработали бы по контракту в ЮАР, где прекрасный климат и изобилие дешёвых продуктов.
После того, когда мы обсудили технические детали смелого проекта, Владимир Борисович, достал принесённую им бутылку водки и предложил по этому случаю выпить, провозгласив тост «за расовое сотрудничество русских и белых африканеров». Коос Фермюллен с радостью согласился, но попросил налить ему в бокал вместо водки обыкновенное молоко. Я как сторонник ЗОЖ поддержал трезвый жест африканера, и мы втроём со смехом подняли бокалы.
Кому-то приведенная история может показаться незначительной, второстепенной, но это заблуждение. Когда в глобальном масштабе происходит вырождение белой расы, составляющей теперь не более 8% от общего населения планеты, а наша Родина-мать стоит на третьем месте в мире по абсолютной численности смертей от алкоголя, уступая только Китаю и Индии, чье количество населения на порядок выше, то личная проблема выбора напитков приобретает государственную важность. Ибо только трезвая Россия станет великой!
Некоторые скептически настроенные аналитики считают, что деградацию Белой расы уже не остановить. Кроме того, европеоиды проигрывают конкуренцию азиатам, в первую очередь – монголоидам, уже не только по численности населения. В последние годы КНР опережает западные страны по темпам роста экономики и внедрению в производство высоких технологий. Остаются ли шансы для России на место среди мировых лидеров, это большой вопрос!
Тут же ещё замечу, что выдающийся русский геополитик и военный разведчик Вандам (Алексей Ефимович Едрихин), принимавший участие в англо-бурской войне 1899-1902 годов на стороне африканеров и написавший знаменитые «Письма из Трансвааля», в начале XX века перевёл с французского языка книгу Эдмонда Демолена «Аристократическая раса». Она дважды была издана в Санкт-Петербурге, в 1906 и 1907 годах. Думаю, что хорошо было бы перепечатать эту дореволюционную монографию с комментариями о роли аристократии как власти лучших и её современных задачах. Авдеев был не против новой публикации упомянутой книги Демолена, но у него был свой список претендентов, где было тесно именам и названиям работ.
Когда выходили очередные книги, мой давний коллега звонил мне по домашнему телефону, чтобы поделиться радостью, и мы обсуждали новости. Потом звонки стали реже, и я узнавал о его свежих публикациях от Светланы Николаевны Удаловой на книжной ярмарке в секции издательства «Белые альвы».
Каждая книга, изданная Авдеевым, пробуждает интерес российской общественности, провоцирует публичные споры, а иногда вызывает жесткую критику специалистов, доходящую иногда до карикатуры. Конечно, проделав такую титаническую работу по изданию и комментированию перечисленных трудов, сопоставимую с деятельностью некоторых научно-исследовательских институтов, наш геракл, возможно, где-то ошибался, допустил неточности или навеселе позволил себе литературную вольность. Ведь он был эстет, писатель, любивший элегантный стиль и иронию. Однако, в целом творческое наследие расового энциклопедиста, как он сам себя называл, это огромное достижение. Невозможно отрицать, что Авдеев пробудил живой интерес целого поколения соотечественников к актуальным проблемам антропологии, расы, евгеники, физиогномики, биополитики и другим смежным темам. И десятки выдающихся специалистов мирового уровня в упомянутых областях знания, подтвержденных экспериментальным опытом, не могли во всём ошибиться.
Последний раз я видел Владимира Борисовича три года назад в Клубе «Консерватор». Его ведущая Валентина Боброва устроила презентацию русского издания книга «Левые психопаты» Керри Болтона, известного политолога из Новой Зеландии. Предисловие о политической дегенерологии и приложение о биополитической инквизиции написал Авдеев. На презентации в клубе он говорил ярко, умно, иронично, почти не сбиваясь, что свидетельствовало о его хорошей интеллектуальной форме. Внешне оратор выглядел не очень свежим, но никто тогда не мог подумать, что через каких-то пару лет легендарный расолог сляжет в больницу, и с трудом преодолевая накопившиеся болезни, умрёт в расцвете творческих сил.
У Авдеева была тяжелая форма диабета с осложнением на почки и другие органы тела под названием «диабетическая полинейропатия». Пагубно сказывалась его давняя тяга к алкоголю, а также последствия сложной операции, в результате которой ему вырезали значительную часть кишечника. Сидя на строгой диете, бывший богатырь, тянувший на 120 кг, стал худым, как постник. И это не всё! Во время очередного пребывания в госпитале Владимир заразился коронавирусом. Его легкие оказались пораженными на 75%! Истощенный организм с ослабленным иммунитетом не смог долго сопротивляться инфекции и наступила агония.
Около года Владимир Борисович находился в тяжелом состоянии, соблюдая постельный режим то в больницах, то дома – под присмотром нянек. Больше всего внимания больному оказывала его родная сестра Ирина, которая заслуживает глубокой благодарности.
Трудно осознавать и не хочется принимать мысль о том, что такой талантливый, энергичный, смелый человек ушёл от нас, когда ему исполнилось только 58 лет. Хочется сказать по православному обычаю: «Царство Небесное, тебе, дорогой Владимир, и вечная память!». Однако Авдеев имел собственное представление о Вечности. Он называл её «доброй расовой памятью». Думаю, что своими положительными трудами Владимир Борисович заслужил достойное месте в плеяде талантливых современников, память о которых будет жить долго.
Павел Тулаев. Редакция от 5 января 2021 года.