РУСЬ — ЕДИНОЕ ОТЕЧЕСТВО

«РУСЬ – ЕДИНОЕ ОТЕЧЕСТВО»

Очерк о поездке на конференцию в Минск в апреле 2021 года.

Ежегодно в Беларуси проходят встречи сторонников славяно-русского единства. Их проводит ветеран нашего движения Владимир Александрович Сацевич, профессор Международной славянской академии, член Президиума Всеславянского Союза, председатель комитета «Экология человека», активный сторонник ЗОЖ. В этом году он по давней дружбе пригласил меня на юбилейную XX конференцию под названием «РУСЬ – ЕДИНОЕ ОТЧЕЧЕСТВО».

Она проходила городе Минске с 9 по 11 апреля 2021 года на базе Госучреждения «Республиканский культурно-просветительский Центр Управления делами Президента Республики Беларусь» в конференц-зале (ауд. № 414).

Инициаторы конференции: «Белорусское отделение Международной Славянской академии, Белорусское общественное объединение «Русь», Белорусский славянский комитет, Международный союз общественных объединений «Всеславянский Союз», Международная Славянская академия, Российское Космическое общество.

Цели и задачи конференции: стратегия и развитие концепции социальной справедливости и общественной безопасности коренных народов русско-славянского мира на базе традиционного мировоззрения и современной науки. Сближение общественных и государственных инициатив Беларуси, России, Украины и других славянских стран в возрождении мира, лада и родовых основ традиционного славянского миропонимания, безопасности, социальных и культурных ценностей.

Я подготовил к поездке два новых издания: сборник статей «РУСЬ И СЛАВЯНСКИЙ МИР», а также антологию «КАРПАТСКАЯ РУСЬ В ТРУДАХ КАРПАТОРОССОВ». На конференции сделал доклад на соответствующую тему, а потом представил привезенные издания на авторском вечере в Белорусском общественном объединении «РУСЬ».  Было много интересных встреч, бесед, впечатлений. В последний день состоялась экскурсия в старинный город Заславль. Обо всём этом я расскажу подробнее в своём путевом очерке с фоторепортажем.

Трудности пересечения границы

 Начну с того, что моя поездка в Минск могла не состояться, потому что были большие трудности с пересечением российско-белорусской границы. Раньше её фактически не было: ездили на поезде и летали на самолёте туда-сюда без проблем. Но в связи с пандемией ввели резкие ограничения. Большинство ж/д рейсов отменены, и на единственный фирменный поезд билеты раскупаются за два месяца заранее. Цены на самолёт заоблачные, около 30 тысяч рублей только в одну сторону.  Остаётся автобус дальнего следования. Однако для проезда по шоссе через КПП кроме билета требуются дополнительные документы: паспорт, официальное приглашение и справка о не заражённости корона вирусом. У меня всё это было, но на границе во время регистрации пограничники заявили мне, что гуманитарного приглашения недостаточно, потому что по новому постановлению обоснованием для въезда в Беларусь для граждан РФ должен быть трудовой договор. Ничего себе облом! Меня и ещё несколько человек высадили с автобуса ночью, и пришлось ехать на такси в обратную сторону, сначала до Смоленска, а оттуда на скором поезде – в Москву-матушку. За окном повалил снег! И весна на некоторое время вернулась в белую зиму.

Возможности нелегального пересечения границы я здесь обсуждать не буду, а сообщу только, что сознательно выбрал временное отступление. Русские не сдаются – русские побеждают! Для чего я готовился целые две недели? Поэтому в тот же день, после небольшого отдыха, приобрел необходимый документ и на другом автобусе благополучно добрался до Минска.

Две бессонные ночи я провёл, сидя в дорожном транспорте, но утром 9 апреля был на уже на торжественном открытии конференции «РУСЬ – ЕДИНОЕ ОТЕЧЕСТВО!».

Сразу хочу выразить свою глубокую благодарность людям, которые меня поддержали в этой непростой ситуации. Давний соратник Ярослав Орловский встретил меня на вокзале на своей машине и доставил в городок Военной академии, где я уютно разместился в доме Людмилы Десятовой. Правда, неожиданностью оказалось то, что её квартира –это местный штаб НОД (Национально-освободительного движения). Получилось не «с корабля на бал», а «с автобуса на фронт». Одного часа мне хватило для того, чтобы принять душ с тяжелой дороги, переодеться и подготовить необходимую литературу.

Первый день нашей конференции

Первый день конференции «РУСЬ – ЕДИНОЕ ОТЕЧЕСТВО» проходил в удобном и престижном зале Центра Управления делами Президента Республики Беларусь. Ещё в 1994 году наш лидер Владимир Александрович Сацевич был одним из руководителей предвыборной команды Александра Григорьевича Лукашенко, которая привела его к власти. Дружеские связи с администрацией нынешнего президента сохранились, хотя они имеют неофициальный характер.

Конференц-зал был заранее украшен соответствующими плакатами, что придало строгому помещению праздничность и нарядность в народном стиле. Торжественное открытие включало исполнение гимна «Русь Единая» и традиционный обряд вручения хлеба-соли организаторам встречи. Эти глубоко символические действа выражали преемственность между Русью древней и современной. Ведь мы – традиционалисты, мы продолжаем дело отцов и дедов.

С приветственными словами к собравшимся обратились авторитетные и уважаемые общественные деятели: Костян Сергей Иванович, председатель Белорусского славянского комитета; Терехов Владимир Константинович, академик Белорусского отделения Международной  Славянской академии науки, образования, искусств и культуры; Антонов Андрей Витальевич, вице-президент Петровской академии науки, образования, искусств и культуры;. адвокат, С-Петербург; Гапонов Алексей Алексеевич, Глава  Русского Космического Общества (дистанционное приветствие через видео-связь); Иванов Андрей Аркадьевич, общественный и политический деятель, член Ассамблеи народов Евразии, руководитель оргкомитета по созданию Республиканской партии Отечество, г. Минск; Шапко Пётр Петрович, председатель Оргкомитета Республиканского патриотического  общественного объединения «Наша Родина»,  председатель МБОО «Город без наркотиков», г.Минск; Макаев Олег Петрович, профессиональный юрист, правовой консультант союзных организация России и Белоруссии; Садков Владимир Юрьевич, от Президиума  Международного союза общественных объединений «Всеславянский союз»,  Международного Всеславянского Комитета, «Союза офицеров» России. г. Москва; Квачков Владимир Васильевич, член Совета «Общероссийского офицерского собрания» и ЦПС «Союза офицеров»  полковник,  г. Москва.

Не все эти имена известны моим читателям, но поверьте, каждый из них заслуживает внимания. Поэтому рекомендую посмотреть запись прямой трансляции их выступлений по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=OYIwXTHM0ew

От себя добавлю, что Владимир Юрьевич Садков, наряду с приветствием от целого ряда дружественных организаций, представил «СЛАВЯНСКУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ» в 3-х томах, изданный Институтом Русской Цивилизации.  Я один из авторов этого фундаментального труда. Полковник Квачков, широко известный за свою политическую деятельность, доехал в Минск со второй попытки, потому что его тоже сначала не пропустили через границу, а на следующий день конференции местные органы власти экстрадировали Квачкова обратно в Россию.

В таких необычных условиях, с одной стороны – торжественных и приподнятых по духу, а с другой стороны – усложненных органами безопасности, началась работа добровольных активистов русско-белорусского братства.

Право сделать первый на конференции доклад «СОХРАНИТЬ И УПРОЧИТЬ СЛАВЯНСКОЕ ЕДИНСТВО – НАШ ДОЛГ» было предоставлено Бабосову Евгению Михайловичу, академику философских наук НАН РБ, профессору Института социологических исследований НАН Беларуси, очень уважаемому человеку и выдающемуся учёному. Ему уже 90 лет, но он по-прежнему в ясном уме и памяти. Говорил своими словами, от души, вспоминая некоторые яркие эпизоды из своей, богатой событиями биографии. Мне хорошо запомнилась высказанная Бабосовым народная мудрость по поводу «крутых сепаратистов»: «Бодался телёнок с дубом, да рога обломал».

Второй по очереди доклад «РУСЬ И СЛАВЯНСКИЙ МИР» был мой.  Выступление можно посмотреть целиком в упомянутой записи (начиная с 1:37): https://www.youtube.com/watch?v=OYIwXTHM0ew

А здесь я подчеркну основные идеи. Русь – изначально не этнос, а форма нашей государственности. Помимо «триединой Руси», была Русь Карпатская, Дунайская, Балтийская и т.д. Отсюда термин «всея Руси». Кроме славян в нашем союзе государств живут многие народы, их нельзя игнорировать или отталкивать от Руси. Очень важно не только любить Родину, Отечество, но осваивать и хорошо знать родовое наследие. Где у нас преподают славяноведение? Почему нет просветительского курса по истории отечественной военной мысли? Даже история русской музыки преподается в усеченном виде. В связи с этим я издал несколько фундаментальных трудов классиков отечественной культуры. Кто их читал? Для кого создавали свои произведения русские гении? Вывод мой простой: нужна преемственность знаний и поколений. Временщики, выскочки, политиканы-однодневки и агенты Запада нам не нужны. Мы стояли, и будем стоять на смерть за родную Землю, за наследие предков, за процветание и независимость нашего единого Отечества, за сотрудничество братских и дружеских народов. Белорусские герои в этом подвиге для нас пример!

После небольшой музыкальной паузы в исполнении местных артистов народной самодеятельности последовали другие доклады, которые я пересказывать не буду, а только перечислю.

«ЕДИНОЕ ОТЕЧЕСТВО В ГРАНИЦАХ ОТ БРЕСТА ДО КАМЧАТКИ». Иванов Андрей Аркадьевич, председатель Оргкомитета «Республиканская партия Отечество», руководитель Фонда Развития и поддержки семей, Беларусь – Россия, штаб-квартира в г. Москва;

«ПРОБЛЕМЫ СУВЕРЕНИТЕТОВ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ». Шапко Пётр Петрович, председатель Оргкомитета Республиканского патриотического общественного объединения «Наша Родина», председатель МБОО «Город без наркотиков», г. Минск;

«ГУМАНИТАРНАЯ МАТРИЦА СОЦИОГУМАНИЗМА». Ростовцев Владимир Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, г.  Минск;

«ПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО НАШИХ ПРАЩУРОВ КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (О ТРАДИЦИЯХ РУССКОГО НАРОДОВЛАСТИЯ)». Антонов Андрей Витальевич – член Союза писателей России, вице-президент Петровской академии науки, образования, искусств и культуры, адвокат, г. Санкт-Петербург;

«НООСФЕРНАЯ ЭКОНОМИКА – СОЗИДАТЕЛЬ СЛАВЯНСКОГО МИРА». Никитенко Пётр Георгиевич, советник НАН Беларуси, доктор экономических наук, академик РАЕН и Национальной Академии Наук Беларуси, г. Минск.

С докладами выступили также упомянутые выше Садков Владимир Юрьевич («КУДА ИДЕТ ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ 21 ВЕКА: К ДЕГРАДАЦИИ ИЛИ РАЗВИТИЮ? ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТО ЕГО СПАСЕТ?») и Квачков Владимир Васильевич («РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ ВЕЛИКОЙ, МАЛОЙ И БЕЛОЙ РУСИ»).

Некоторые выступления, заявленные в программе, не состоялись или были перенесены на второй день конференции. Однако это не умалило значимость состоявшегося события.

В конце первой части пленарного заседания, собравшиеся в зале единомышленники сделали общую памятную фотографию. Она опубликована мной наряду с другими любительскими снимками.

Во время обеденного перерыва я уехал в гостиницу, чтобы отдохнуть хотя бы пару часов и набраться новых сил перед заранее объявленным авторским вечером в тот же день 9 апреля в 18:30.

Мой авторский вечер

Встреча с моими читателями в Минске была организована Николаем Максимовичем Сергеевым, председателем Белорусского общественного объединения «Русь», представителем Института стран СНГ. Мы плодотворно взаимодействуем, обмениваясь литературной, публикациями и новостями, уже многие годы.

Раньше подобные встречи проходили в помещениях «Россотрудничества», а в этот раз публичная беседа состоялась в аудитории №607 на ул. Платонова, 22, где базируется один из дружественных клубов. В конце концов, не так важно место, а главное кто именно там собирается. Так вот, собрались вечером 9 апреля последовательные сторонники славно-русского братства, уже начитанные и просвещенные, ждавшие новых исследований и творческих достижений.

Перечислю и опишу книги, которые я представил на встрече. Ведь я, прежде всего, научный работник, а не общественный деятель. Мой главный вклад в патриотическое движение – это академические исследования, потому что без фундаментальной науки любая идеология и политика – это карточный домик, театральные декорации.

Первое, о чем я сообщил ещё на пленарном заседании, а вечером повторил и подчеркнул красной линией, это о специально выпущенном к конференции сборнике трудов «РУСЬ И СЛАВЯНСКИЙ МИР». Для наиболее любознательных читателей процитирую краткое предисловие к данной книге и приведу её содержание.

«Русский и Славянский мир переживают нелегкие времена: открытые атаки противников, коварство бывших союзников, глобальные вызовы современных технологий, общая деградация многих общественных организаций на фоне недовольства граждан и т.п.

Неожиданно нагрянувшая пандемия COVID-19 ещё более усложнила существующие проблемы. Некоторые работают в изоляции, на грани разорения или на старые запасы сил и средств.

Наше русско-славянское движение, независимо от формы деятельности и названия организаций, тоже в состоянии кризиса. Не будем паниковать, но нельзя не признавать очевидное. На Украине по-прежнему идёт война в её горячей, смертоносной фазе. Беларусь с трудом вышла из состояния большого политического конфликта гражданского общества и власти. Западнославянские страны говорят с нами языком НАТО. Из них только Сербия ещё стремится к независимости от Запада. А в целом Россию, даже при умном и деятельном президенте, настойчиво вытесняют на Восток, в объятия Китая, партнеров по ШОС и ОДБК.

Ряды опытных ветеранов редеют: скончался генерал-майор Игнат Семёнович Даниленко – руководитель Научно-методического центра отечественной военной стратегии; умер Ким Алексеевич Смирнов, – директор Международного Славянского Института и глава Кирилло-Мефодиевской Академии Славянского Просвещения; несправедливо осужден на условный срок Олег Анатольевич Платонов – директор Института Русской Цивилизации, главный редактор патриотической газеты «Русский вестник» и председатель «Всеславянского Союза». И это только некоторые, наиболее известные имена. Кто пришёл вместо них? Где новое поколение лидеров? Где молодая смена?

В этих условиях зависли и многие наши проекты. Перестал выходить журнал «Трибуна русской мысли». У дирекции Международного Славянского Института нет средств издавать свой ежегодник. Многие вообще отказываются от бумажных изданий, выпускают электронные версии книг, сборников, журналов. Конференции всё чаще проходят в режиме вебинара или трансляции on line. Здесь есть и положительные моменты, но фундаментальные издания, такие, например, как «Славянская энциклопедия», они не заменят. Поэтому Институт Русской Цивилизации всё же выпустил, наряду с электронной, обычную версию цветной печати.

Привезённая мною на конференцию в Беларусь книга «РУСЬ И СЛАВЯНСКИЙ МИР» (Москва-Минск, 2021), это собрание неизданных, отклоненных по «техническим причинам» или электронных публикаций за последние годы, которые отражают основную проблематику нашего круга. Его особенность в том, что примерно половина материалов написана представителями Белоруссии. Есть также авторы из Сербии, из Карпатской Руси и Украины. Ну а главный редактор и составитель – русский лидер из Москвы.

В сборнике сами сложились пять рубрик: ИДЕОЛОГИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ, ОТ РУСИ К РОССИИ, ЮБИЛЕИ ИЛИ ПОБЕДЫ?, БУДУЩЕЕ ФОРМИРУЕТСЯ СЕГОДНЯ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. Каждая из них включает по нескольку статей, с различными точками зрения и политическими акцентами. Объединяет всех желание быть услышанными, понятыми, сохранить гармонию в общественной жизни и братские отношения между родственными народами.

С моей точки зрения, всем нам очень важно научиться более внимательно слушать друга, перейти от назидательного тона к сосредоточенно мыслительному, а юбилеи и праздники, которым нет конца, воспринимать не как поставленный спектакль, а как повод к глубокому анализу.

Сборник «РУСЬ И СЛАВЯНСКИЙ МИР», изданный собственными усилиями, на личные средства двух-трёх участников, это подарок белорусским соратникам, подающим пример мужества и стойкости. Ведь образно говоря, всем нам нужна единая, Белая Русь, где эпитет Белый выражает не столько цвет, сколько духовную силу и красоту, а Русь – значит царство, исконную государственность.

И тогда к славянам с радостью присоединятся другие народы, не только соседние, но близкие нам по идеалам. Во славу мирового Лада!»

СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА «РУСЬ И СЛАВЯНСКИЙ МИР».

Москва-Минск, 2021.

От составителя

ИДЕОЛОГИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

  1. Николай Сергеев. Против русофобии как орудия разрушения.
  2. Давор Слободанович. Закат западной цивилизации.
  3. Павел Тулаев. Новое осмысление давней полемики западников и славянофилов
  4. Славяна Шамякина. Культ предков: традиции и современность.

ОТ РУСИ К РОССИИ

  1. Андрей Фатула. Русины-славяне.
  2. Арсений Замостьянов. Опыт фельдмаршала Румянцева.
  3. Вениамин Башлачев. Мы – Великороссы.
  4. Сергей Моисеев. На что опереться в эру турбулентности

ЮБИЛЕИ ИЛИ ПОБЕДЫ?

  1. Юрий Матвиенко. Армия в годы революции: исторические уроки
  2. Георгий Победоносцев. Белый Крест и Красная Звезда
  3. Павел Тулаев. Как использовали Гитлера.
  4. Леонид Школьников. Борьба за ликвидацию профашистского режима на Украине.

БУДУЩЕЕ ФОРМИРУЕТСЯ СЕГОДНЯ

  1. Борис Надь. Будущее славянской цивилизации
  2. Мария Шамякина. Новая педагогика как фундамент утопии
  3. Леонид Скаут. Проблемы молодёжи республики Беларусь
  4. «Углубленной интеграции Белоруссии и России альтернативы нет.

Вместе мы сильнее!»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

  1. Памяти К.А. Смирнова.
  2. О конференции «Славянофильство в России».
  3. Родовой подход к стратегии. Хроника минского совещания.
  4. Славный путь И.С. Даниленко».

Второе издание, подготовленное к печати накануне минской конференции, называется так: «КАРПАТСКАЯ РУСЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КАРПАТОРОССОВ». Оно по содержанию уникальное, не имеет аналогов, но оценить этот пионерский труд, похожий на антологию, по достоинству могут только специалисты или большие патриоты Закарпатья.

Замысел книги принадлежит Наталии Гаттас, исследовательнице Закарпатья.  Она предложила мне собрать в один том имеющиеся публикации о выдающихся закарпатских писателях XIX века. Согласившись, я включил в сборник изданные мною ранее мини-тиражами раритетные труды Ивана Орлая и Юрия Венелина о Карпатской Руси. Её называли также Юго-Западной или Угорской Русью. Наталия Гаттас добавила свои газетные очерки об Иване Сильвае и Юлии Ставровском-Попрадове, а также забытую, но актуальную заметку Евгения Фенцика о «руфенах» (так на Западе некоторые называли русских жителей Закарпатья). Ещё я включил в нашу антологию обзорную статью Фёдора Аристова «Литературное развитие Подкарпатской (Угорской) Руси», а завершил сборник своим новейшим исследованием «Первые исторические упоминания о Руси и Карпах».

Прочитав такую книгу, любой здравомыслящий человек расширит свои познания о нашем едином Отечестве во всем его историческом многообразии. Однако многие люди ленятся читать, не желают вникать в отечественную историю.  Они повторяют распространённую формулу о «триединой Руси», не понимая, что это символический образ, а действительность намного сложнее и интереснее.

Далее я коротко представил свои монографии предыдущих лет: «Русь, славяне и их соседи в древности», «Судьба русской Тавриды», «Первые славянофилы и их съезды», «Антология Отечественной военной мысли: опыт генерал-майора И.С. Даниленко», а под конец рассказал о новом направлении исследовательской деятельности, обобщённой в брошюре «Искусство здорового и трезвого образа жизни».

Зал, состоявший из моих друзей, единомышленников и доброжелателей, был очень благодарным. Внимательно слушали, задавали вопросы по истории, скупили все привезенные мной экземпляры книг и даже заказали недостающее, чтобы я прислал из Москвы. После окончания беседы сделали несколько памятных фотографий.

Большое спасибо всем за участие, за поддержку! Особая благодарность Николаю Сергееву, Людмиле Десятовой, Оксане Горбуновой, Дмитрию Кармазину, Ольге Новиковой, Владимиру Ростовцеву, Юрию Шишко, гостеприимным и добрым людям. Как приятно, когда тебя не только слушают, но и слышат, понимают.

Второй день конференции

 На второй день нашей программы мы разошлись по тематическим секциям, чтобы выслушать доклады других участников и обсудить их в рабочем порядке. Я выбрал секцию «Культура, воля и здоровье», потому что идеи участников заседания «Правосознание и идеология грядущего» мне были достаточно известны по предыдущим встречам.

 Помещение предоставило БОО «Сотворчество». Его руководители арендуют удобный кабинет №30а в Доме культуры Минского автомобильного завода, что находится на Партизанском проспекте, д. 117. Ведущим секции был Дмитрий Валерьевич Куницкий, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси.  Мне запомнилось несколько ярких выступлений, о которых расскажу подробнее.

Интересный доклад «Ключи от будущего. Миссия человека» сделала хозяйка кабинета, психолог Галина Николаевна Шабала. Она рассмотрела действительность с точки зрения универсологии, прокомментировала некоторые учебные плакаты, висевшие на стенах, и предложила свою модель формирования современного образования в эпоху Водолея.

Её выступление логически продолжила Алла Анатольевна Боляновская, ведущий специалист Института универсального управления, автор книг по данной тематике, разработчик курсов и обучающих программ для сотрудников МОО «Эволюция Содружества», г. Минск. Тема выступления «Влияние фамильного и родового древа, модели детско-родительских отношений на формирование личности и жизнь общества». Если сформулировать проще, Боляновская говорила о проблемах семьи и семейных ценностей в XXI веке.

Тему родительского воспитания и ответственности семьи за свой Род, за Отечество, глубоко раскрыл канд. технич. наук, доцент Сергей Васильевич Кирпич, член социально-просветительского учреждения «Отцовство», г. Минск. Опираясь на универсальный и личный опыт, он рассказал об огромном значении мужского примера для детей. Мне запомнилась его мудрая, глубокая фраза: «Подари ребёнку отца».

Очень ярким было выступление Сергея Ивановича Кривцова, ветерана движения ЗОЖ. Ему более 70 лет, но выглядит он молодым, энергичным. С юмором, неподдельной артистичностью и большой убедительностью Кривцов рассказал о личном опыте переубеждения людей, зависимых от алкоголя и других видов наркотиков. Как оказалось, у меня с Сергеем Ивановичем много общих друзей, начиная с Александра Николаевича Маюрова, председателя Международной академии трезвости, и кончая Игорем Николаевичем Афониним, моим наставником.

Из дистанционных докладов, сделанных через видео связь, я хочу выделить сообщение Елены Викторовны Бабенко, директора Кобринского военно-исторического музея им. А.В. Суворова». Она рассказала о значении суворовской «Науки побеждать», с точки зрения духовного и физического совершенствования человека. Оказывается, что у Суворова была своя система закалки в ледяной воде и лечебного голодания, которые позже развили его последователи Котляров и Мартынов.

В конце первой половины дня мне предоставили слово для реплики. Поблагодарив организаторов встречи, я коротко представил свою новую книжку «ИСКУССТВО ЗДОРОВОГО И ТРЕЗВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ», где недавно добавлены разделы по истории средневековой медицины, биографии великих русских врачей, обзоры по расологии и евгенике, а также некоторые данные по ароматерапии. Я считаю, что надо учитывать весь положительный мировой опыт, а не ограничиваться только одной какой-нибудь страной или темой.

Сам ведущий секции Дмитрий Валерьевич Куницкий посвятил свой доклад исторической теме «Духовная подоплека Второй мировой войны: религия Третьего Рейха». Он проследил, как развивалась нацистская идеология в Германии начала XX века – от оккультизма и мистики до фашизма с античеловеческими, сатанинскими методами. В перерыве мы пообщались на эту сложную, неподъемную с первой попытки тематику. Обменилась материалами по истории русской и немецкой медицины.

После обеда заседание секции «Культура, воля и здоровье» продолжилось.  Были другие интересные выступления, согласно программе и вне её, но я не остался на вторую часть и после небольшого интервью для местных СМИ, организованного Ольгой Николаевной Вечер, уехал «отдыхать» в штаб-квартиру Национально-освободительного-движения.

Экскурсия в Заславль

Каждый раз, когда я бываю в Беларуси, стараюсь побольше узнать о её истории, посетить книжные магазины, интересные и знаковые места.

В Минске в прошлые поездки мне удалось побывать в Национальном историческом музее, Кафедральном соборе сошествия Святого Духа, Музее истории Великой Отечественной войны, Национальной библиотеке Беларуси, Белорусской академии наук. За пределами столицы я видел героическую Брестскую крепость, археологический музей «Берестье», славный город Кобрин с домом-музеем А.В. Суворова, мемориальный комплекс «Хатынь», курган Славы. Несколько раз останавливался в Ратомке и Нашем Городище под Минском.

В этот раз, 11 апреля в первой половине дня, гостеприимные хозяева приготовили для участников традиционной конференции сюрприз – автобусную экскурсию в Заславль, один из древнейших городов Беларуси эпохи Полоцкого княжества. Только Полоцк находится на севере республики, на берегу Западной Двины, а Заславль всего в 30 км от нынешней столицы, поэтому его называют «городом-спутником Минска».

Пока мы ехали, опытный экскурсовод Ольга Владимировна Мохнач, рассказывала о столичных зданиях, которые были видны из окон автобуса, а отчасти историю страны, где переплелись события далёкого прошлого и настоящего.

Примерно через полчаса мы прибыли в уютный городок с малоэтажными зданиями и остановились на его центральной площади. Здесь, в небольшом сквере, расположен Мариинский костел XVIII века, памятник основателям города и местный музей.

Наша экскурсия началась на улице, но самое интересное мы узнали в стенах музея, когда нам поведали историю конца X века о гордой княгине Рогнеде и её мужественном сыне Изяславле, в честь которого был назван городок. Перескажу её вам.

Рогнеда была дочерью полоцкого князя Рогволода. Из политических соображений её хотел взять в жены Ярополк, сын киевского князя Святослава, но его другой сын Владимир Святославович, тогда ещё язычник, пошел на Рогволода войной и силой принудил Рогнеду стать его супругой. Полоцкая княжна была вынуждена согласиться и родила Владимиру, помимо сына Изяславля еще трех сыновей (Мстислава, Всеволода и Ярослава) и троих дочерей (Предславу, Марию Доброгневу и Мстиславу).

Как известно, в языческие времена была полигамия, и страстолюбивый Владимир имел кроме Рогнеды ещё несколько жен из разных стран (чехиню, скандинавку, болгарку, гречанку), а также бесчисленное количество наложниц.

Победив своего соперника Ярополка, Владимир с помощью новгородцев и варягов занял в 978 году великокняжеский престол в Киеве. Отсюда властный рюрикович совершал военные походы на вятичей, радимичей, хорватов, ятвагов и другие племена, установив им дань.

В 986 году Рогнеда, участвовавшая в покушении на жизнь князя Владимира, была сослана в родные края, где для неё построили городок Изяславль.  А ещё через два года князь Рюрикович покорил Корсунь (Херсонес), принял христианскую веру и взял себе в жены византийскую царевну Анну. По церковному обычаю он вынужден был распустить свой гарем.

 Летописи сохранили любопытную переписку тех лет между Владимиром и Рогнедой. Православный отныне князь разрешил своей бывшей жене выбрать нового мужа среди бояр, но честолюбивая княжна ответила послам: «Быв княгинею, могу ли быть рабою у слуги твоего?». Она решила стать Невестою Христовой и приняла монашеский облик под именем Анастасия.

Дети Рогнеды прославили своих родителей и нашу Русь. Ярослав Владимирович стал одним из самых знаменитых русских князей, получив прозвище Мудрый. Изяслав положил начало полоцкому роду Рюриковичей. Премислава была отдана в жены венгерскому принцу Ласло, а две другие дочери – стали  наложницами польских князей.

В Изяславле, где мы были, по понятным причинам особо почитается старший сын Рогнеды. Ему посвящен памятник на центральной площади, а внутри музея – великолепный гобелен работы местной мастерицы.

Находясь в музее, где собраны артефакты давних времен: посуда, одежда, хозяйственные и музыкальные инструменты, непроизвольно погружаешься в атмосферу прошлых веков. Здесь всё дышит фольклором, народной традицией и памятью о пращурах. Все надписи на белорусском языке, который в интернете даже называют «старажытнарускым», как будто не было других диалектов: новгородского, киевского, ростовского, не говоря уже о церковно-славянском языке.

После посещения исторического музея нас повезли в этнографический комплекс «Млын», что по-русски значит мельница. Здесь местный экскурсовод весёлого нрава (бывший боянист) с большим чувством юмора рассказал нам о том, как было устроено хозяйство мельника до электрификации.  Желающим дали возможность покрутить каменные жернова, поносить мешки с «зерном», а потом отвели нас в старинную гостиную с печкой, более похожую на сторожку, где напоили чаем из медного самовара. Это было очень душевно и незабываемо!

Ещё одним пунктом нашего маршрута была Спасо-Преображенская церковь. Она расположена на историческом месте древнего города, где некогда были земляные валы и бастионы замка. Сама церковь была основана в XVII веке и в зависимости от политических перемен меняла конфессию – была католической, кальвинисткой, православной. В советские годы храм Преображения Господня был закрыт, а его священники – репрессированы. С 1990 года церковь снова открыта для верующих, потом отреставрирована, и сейчас имеет ухоженный вид. Нашу группу не пустили в храм, потому что там проходила репетиция детской постановки к Пасхе, и мы пошли фотографироваться на фоне красивого пейзажа, но на обратном пути я всё-таки зашёл в церковь, поставил свечи и помолился во славу святого места.

  Последним пунктом нашего экскурсионного маршрута был уникальный Музей мифологии и леса.  Он расположен в лесной чаще, рядом с подземным дзотом времён ВОВ, и представляет собой собрание из богатого мира местной флоры и фауны. Создатели экспозиции правильно поняли, что в древние времена наши предки обожествляли природу. Мифологические образы лешего, водяного, русалок, кикимор и прочих лесных духов, выставленные в музее в виде фигур или рисунков, это не «выдумка», а живые образы. Когда я издавал альбомы с изображениями Родных Богов, некоторые христиане и атеисты с иронией спрашивали меня: «Вы что, верите в эти языческие мифы?». Обычно, я отвечал так: «Я не верю, а знаю». Отсюда соответствующее понятие – ведение.

  Экскурсии, организованные Ольгой Владимировной Мохнач, значительно обогатили моё впечатление о поездке в Минск. За какие-то считанные часы перед глазами открылся целый мир, многовековое прошлое Белой Руси. Спасибо за такой приятный, вдохновляющий и одухотворяющий сюрприз!

Последний день конференции и подведение итогов

Примерно к двум часам наш экскурсионный автобус прибыл на площадь Победы, в областное общество «Знания» по адресу ул. Фрунзе, д.7, где Оргкомитет подводил итоги конференции «Русь – единое Отечество». В обычной аудитории собрались остатки её участников. Мы застали заседание в том момент, когда Владимир Александрович Сацевич излагал свою доктрину славяно-русского возрождения. Надо отдать должное этому выдающемся подвижнику современности. Он не только опытный организатор, настоящий лидер, но и яркий, самобытный мыслитель. Колоритный облик крепкого старца с седой бородой и большими бровями, одетого в русскую рубаху, подобранную кушаком, говорит сам за себя.  Владимир Александрович исповедует Православие в духе Родной веры, то есть культа Матери-Земли, Предков и воинской доблести. Его идеал это «мировой Лад», который призван заменить нынешнюю эпоху антинародного грабежа и несправедливых войн. Девиз Сацевича: «Где стоишь, там и рубись». Далее можно перечислять многие подробности и детали, которые председатель Оргкомитета объединил в итоговом документе конференции, желая включить туда самые ценные мысли и выводы всех участников.  Этот документ будет опубликован, поэтому я не буду его здесь пересказывать.

После Сацевича выступал другой наш давний соратник — Дмитрий Николаевич Кармазин. Он активист славянского движения с конца 1990-х годов, а с недавнего времени – один из руководителей Русского космического общества в Минске. В программе заявлен как первый заместитель председателя МОО «Русь единая». Видимо, Дмитрий Николаевич сочетает эти должности, потому что они взаимосвязаны. Кармазин говорил, как опытный, зрелый политик, понимающий ценность дореволюционного, советского и постсоветского опыта. Он исходит из того, что у древнерусского государства было три основные центра, вокруг которых в XX веке строилась республики Российская, Белорусская и Украинская. Для современного сознания большое значение имеет опыт ВОВ, в ходе которой советский народ подтвердил свою волю к единству в рамках одного государства. Этот опыт надо ценить, изучать и пропагандировать.

Затем слово предоставили Оксане Горбуновой из Гродно, представителю Национально-освободительного движения (НОД). Она распространяет его газеты и вместе с Людмилой Десятовой собирает подписи граждан для изменения конституции в пользу интересов народа, против колониальной зависимости. На три дня моего пребывания в Минске Оксана оказалась соседкой по квартире. Она, как Золушка, ухаживала за всеми гостями, а иногда комментировала наши высказывания с патриотической точки зрения. Мне запало в душу одно из стихотворений Горбуновой, которое я попросил её написать мне на память и которое она прочитала в конце своего сердечного выступления:

Я благодарна Богу – вот молитва моя!

В день Крещенья пишу я сегодня.

А, впрочем, какая разница?

Каждый день для меня есть праздник.

Ведь это Бог дал мне жизнь!

И прошу я лишь благословенья –

Повстречать мне людей таких,

Таких же, как я, открытых и чистых.

Таких, что не признают обман!

Готовых на благо Родины

Кусок хлеба отдать!

Хлеба, а не кусок земли.

Земли, которой нету пока.

Будет, поверьте, люди!

Будет, это моя мечта!

Поскольку в стихах шла речь о хлебе, в его символическом смысле, Сацевич тут же взял в руки лежавшую рядом с ним буханку и повторил обряд гостеприимства. Всё это было очень естественно и трогательно.

Наконец, Владимир Александрович попросил меня огласить проект резолюции нашей конференции, который он подготовил вместе с секретарём Ольгой Николаевной Вечер. Я согласился и зачитал бодрым голосом три страницы отпечатанного текста. В нем много здравых, хороших идей, обобщающих опыт участников нашего движения. Правда, документ был сырой, со многим пропусками и повторами. Ещё предстоит работа по его дополнению и редактированию.

Когда завершилось чтение и предварительное обсуждение проекта резолюции, я попрощался с друзьями и поехал собираться в обратный путь.  Времени хватило только на то, чтобы переодеться, упаковать полупустой чемодан и перекусить перед дальней дорогой. Оставшиеся книги либо раздарил, либо попросил передать в национальную библиотеку.

Вместо них я упаковал подаренные мне издания местных авторов: «Неизвестные страницы истории Белой Руси в документах и исследованиях» (составитель Н.Н. Малишевский); «Белая Русь с древнейших времён до современности» Андрея Геращенко; «Беларусь как русская святыня» Льва Криштаповича; «Священная война» Л. Криштаповича и А.Геращенко; «Минская тетрадь» и «Крымская тетрадь» Эдуарда Скобелева, а также эвристическое исследование М.И. Зубовича «Кадастр знаний. Концепция знаний и мышления человека».  Так по жизни у меня всегда: во время поездок в одну сторону везу свои книги, а в обратную – приобретенные.

В Москву ехал на ночном автобусе с центрального вокзала, куда меня проводили верные друзья. Приключений и неожиданных трудностей на обратном пути не было. Ранним утром я был уже дома, в привычной обстановке.

Подводя общий итог своего очерка, хочу заметить следующее. Наша конференция «Русь — единое Отечество» имеет, прежде всего, просветительский, нравственный характер. Она подаёт пример учёной инициативы и народной дипломатии. Однако, о ней вряд ли расскажут по ТВ.  На днях в СМИ пролетела «утка» о покушении на Лукашенко из Москвы. Мусолят скандальные новости об экстрадиции полковника Квачкова. И ещё какие сплетни о подпольных театрах в Минске и зарубежных спичах Тихоновской.

Такие вечные ценности как Вера, Надежда и Любовь, в первую очередь нужны нам самим. Не надо думать, что о нашем счастье позаботятся президенты или государственные чиновники. Они работают по инструкции, по закону. А мы живём по благодати Божией.

Post Scriptum. Когда уже дома я обрабатывал многочисленные фотографии из Минска для социальных сетей, то слушал в это время любимые с юности мелодии «Песняров»: «Беловежская пуща», «Олеся», «Александрина», «Берёзовый сок», «Вологда» и другие.  С духовной и эстетической точки зрения, они часть моей Родины, часть меня самого, часть нашего Единого Отечества – Русь.

Павел Владимирович Тулаев 

Москва. Редакция от 20 апреля 2021 года.