ATENEY - RUSSIAN INTERNATIONAL EDITION
Tulaev.ru

Атеней

Родовед

Евгения

English

Español

Deutsch

Polski

Français

Беларусь

България

Россия

Србия

Україна

Slovenija

India
LINKS
CONTACT
ARCHIVES
FORUM
Rambler's Top100

А. М. Иванов
НАСЛЕДНИКИ ФАЛАНГИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

   Первое, что нужно сделать, когда заходит разговор на эту тему, - это уточнить, о какой именно Фаланге идет речь. Из публикуемой в данном номере статьи "Фаланга, разбитая "своими", те, кто не знал этого раньше, могут узнать, что Фаланга франкистской эпохи и Фаланга в ее первозданном виде это две совершенно разные организации, у которых общим было одно название, да и то лишь с 1937 по 1939 годы. К тому же, объединение Фаланги с ХОНС так и не стало органическим, взаимное отторжение началось сразу же и продолжается до сих пор.
    Свидетельством того глубокого кризиса, в котором находилась официальная Фаланга за год до смерти Франко, является книга Сигфредо Ильерса де Луке "Фалангистская этика и фалангистский стиль" (1974), из которой мы опубликовали избранные фрагменты. Ее автор жалуется, что в партии завелись "ревизионисты", которые хотят "осовременить" ее, а это все равно, что исполнять фалангистский гимн "Лицом к солнцу" (Cara al Sol) в попсовой аранжировке. Он мечет громы и молнии против "рамиристов", т. е. поклонников Ледесмы Рамоса, которые снова начали поднимать голову уже в 50-х годах и которым не нравился упор Ильерса на "религиозно-духовном" аспекте Фаланги. Ильерс стремится всячески дискредитировать Ледесму и в то же время утверждает, будто Ледесма умер, "духовно пребывая в лоне Фаланги и католической церкви".
    Ильерс начал писать свою книгу в 1961-1962 гг., т. е. именно тогда, когда Фалангу с позиций правящей партии начал оттеснять "Опус Деи", причем по заданию некоего не названного фалангиста, впоследствии занимавшего высокий пост. Задание состояло в том, чтобы, с учетом конкуренции со стороны "Опуса", создать фалангистский вариант "Пути" ("Camino"), главного произведения Эскрива де Балагера, основателя "Опуса". Надо сразу сказать, что Ильерс с этим заданием не справился. Попсовая аранжировка фалангистского гимна ему не нравилась, но сам он превратил этот гимн в псалом.
    Хотя он и пишет, что его книга - не подражание "Пути" и не "Анти-Путь", правы те критики, которые увидели в ней "сплошную литанию в стиле "Опуса". Обличая приспособленцев-"ревизионистов", он сам был таким же "ревизионистом", только с другого боку: он топил фалангизм в католицизме.
    По словам Ильерса, "принципы Хосе Антонио опираются на вечные истины католической теологии". Тезиз 160 его книги гласит: "Мы опираемся на теологические истины …католического учения". Тезис 161: "Фалангистский образ жизни уходит своими корнями в истины католической религии". Ильерс радовался, что миновали те времена, когда некоторые фалангисты считали строгое выполнение всех католических обрядов признаком "феминизации".
    Однако он рано радовался. 22 сентября 1999 года на одном из мероприятий Европейской Си-нергии делегат от Испании прочел доклад на тему "Фаланга против "Опуса Деи". Доклад этот был выдержан целиком в эволианском стиле: конфликт между политическими силами возводился на уровень метафизической борьбы между воплощениями двух начал, "света Севера", солнечной стихии воинов-жрецов, и "света Юга", лунной стихии.
    Докладчик не видел "ничего особенно святого" в "Опусе", который олицетворял для него "темный и лунный, теллурический и гинекократический (несмотря на женоненавистничество) дух Юга" (перед нами полный набор негативных эпитетов, которые обычно употреблял Ю. Эвола) в сочетании с худшими методами масонства, заумью, характерной для крещеных евреев, святошеством и трюками иллюзионистов, достойными мюзик-холла. Он в самых неприглядных тонах обрисовал личность Эскрива де Балагера (причисленного католической церковью к лику святых), которого он считает выкрестом с типичной психологией "маррана" (выкреста), и напомнил, что трибунал, расследовавший деятельность масонов и коммунистов, в 1941 году допрашивал Эскрива, подозревая, что под названием "Опус Деи" прячется "иудейская ветвь масонства".
    О Фаланге же докладчик говорил, что она отличалась, с одной стороны, витализмом и аристократизмом, а с другой - путаной идеологией, причем эта путаница со временем усилилась. С точки зрения докладчика-эволианца, Фаланга колебалась между вершинами метафизики и социальной демагогией самого низкого пошиба. Ученику Эволы, конечно, нравится сидеть на метафизических вершинах и с презрением поглядывать оттуда на копошащихся где-то далеко внизу мелких людишек. Но не таков был Хосе Антонио: он с болью и сочувствием говорил о нуждах и бедах простых людей. Он был честным и искренним человеком; называть его слова "социальной демагогией" - оскорбление памяти героя.
    Еще ближе знал эти нужды Ледесма, сам происходивший из бедной семьи. Докладчик "Синергии" правильно делает, когда отчищает Фалангу от Опуса, с которым ее пытался скрестить Ильерс, однако он сходится с Ильерсом в отрицательном отношении к Ледесме. Ему не нравится, в частности, что Ледесма восхвалял не только Гитлера и Муссолини, но и Сталина. Однако то же самое и в то же самое время делал проницательный французский писатель Пьер Дрие ла Рошель, который писал в своей книге "Фашистский социализм" (СПб. Изд. Владимир Даль, 2001 г.): "Я за Сталина, Муссолини, Гитлера, Пилсудского и т. д.". "Фашизм Рима или Берлина, Варшавы или Анкары кажется мне скорее следствием тенденции, идущей из Москвы, чем противодействием ей". Глупые вожди фашистов, отрекшиеся от этого родства, вырыли могилу са-мим себе.
   Оценки, содержащиеся в конце доклада, совершенно правильны: на момент смерти Франко (20 ноября 1975 года) у правых в Испании отсутствовала политическая организация, не было политической структуры. Что же касается Фаланги, то она пришла к этому моменту в состояние полного распада, с крайне путаными политическими взглядами, разбитая на фракции, без лидеров и интеллектуалов, создавших ее. Отрекшись от собственного происхождения, она пережила процесс непрерывного дробления на мелкие группировки. В этом состоянии она находится до сих пор.


НОВАЯ СИЛА?

    В 1977 году Национальное движение (как именовалась тогда Фаланга) вообще было распу-щено. Главную роль на крайне правом фланге стала играть партия "Новая сила" (Fuerza Nueva), которую возглавил нотариус Блас Пиньяр Лопес (Blas Pinar Lopez, 1918 года рождения).
   Собственно говоря, ничего особенно нового в этой партии не было. Журнал "Камбио 16" от 22 ноября 1993 года определяет ее как продолжательницу традиционной франкистской национал-католической линии с некоторыми вкраплениями из идей Хосе Антонио. "Мы не дадим уничтожить эпоху Франко, единство, величие и свободу родины", - заявил Пиньяр на митинге в Толедо в феврале 1978 года. Несмотря на рискованные высказывания, Пиньяр ориентировал свою партию на парламентскую деятельность, следуя примеру итальянского МСИ, с которым он поддерживал тесные связи. На этом пути он первоначально имел успех. На выборах в Кортесы в марте 1979 года партия Пиньяра получила 374 тыс. голосов, а сам он стал депутатом.
   Еще до этого, в 1978 году "Новая сила" исключила из своих рядов "экстремистов". В их число попали многие молодые активисты, недовольные слишком умеренной позицией Пиньяра. Один их них, Хосе де лас Эрос, создал новую организацию - Национальный фронт молодежи, - которая была легализована осенью 1978 года. Другой лидер этой организации, Хуан Игнасио Гонсалес Рамирес, убитый "неизвестно кем" 12 декабря 1980 года, когда ему было всего 28 лет, говорил в одном из своих интервью, что когда "Новая сила" подписала пакт о создании движения европейских правых, низовым организациям он не понравился. "Как только Пиньяр начал проводить ту же политику, что и Альмиранте (лидер МСИ) в Италии, мы увидели, что нам не по пути. Тогда "Новую силу" покинули человек 400". "Мы стремимся… избавиться от былой славы тех, кто твердит целыми днями: "Я воевал на фронтах"… Попытаемся создать что-то новое, практически с новыми идеями, так как идеи национал-синдикализма новы, но они еще не осуществлены".
    Однако, после неудачной попытки путча, предпринятой 23 февраля 1981 года подполковником гражданской гвардии Антонио Техеро Молина, Испания сильно полевела. На выборах в Кортесы в октябре 1982 г. "Новая сила" набрала всего 0,4% голосов и Пиньяр не попал в депутаты. Партия "Испанская солидарность", список которой возглавлял осужденный на 30 лет Техеро, получила всего 0,1%.
    После провала Пиньяр объявил о самороспуске своей партии. Немного оправившись от поражения, он создал в 1986 году новую партию, которую назвал, подражая Ле Пену, "Национальным фронтом", хотя до Ле Пена ему далеко.
    Фаланга как таковая была воссоздана под своим историческим названием Falange Espanola de las JONS уже в 1976 году. Ее возглавил Раймундо Фернандес Куэста (Raimundo Fernandez Cuesta). Биография этого деятеля подробно и весьма критически рассмотрена в издаваемом Испанской независимой Фалангой (о которой речь пойдет ниже) журнале No importa! за август - октябрь 1992 года (примерный перевод названия этого журнала - "Вопреки!"). Фернандес Куэста - сын генерала военно-медицинской службы, адвокат, фалангист первого призыва: уже в 1934 году он стал Генеральным секретарем Фаланги. Однако, по мнению строгих "независимых", он на самом деле никогда не был ни фалангистом, ни революционером. Он символизирует для них ту часть Фаланги, которая изменила идеям Хосе Антонио и стала прислуживать режиму Франко. Держа нос по ветру, Р. Фернандес уже в 1937 году выступил за реставрацию монархии. Его заметили и оценили: при Франко он был министром сельского хозяйства и юстиции. После смерти Франко он присвоил себе марку FE-JONS и "начал новый процесс проституирования Фаланги"; был сторонником вступления Испании в НАТО и блокировался с крайне правыми из "Новой силы".
   Параллельно с конца 70-х годов существует еще и т. н. "Подлинная Фаланга" (La Falange Espanola Autentica), которую организовали Педро Конде Соладана и Нарсисо Пералес. Название этой организации заставляет предполагать, что все прочие Фаланги - не подлинные.
    Почти мусульманская вера Ильерса в то, что Фаланга "едина и неделима" и "нет Фаланги, кроме Фаланги Хосе Антонио", развеялась, как дым. Ильерс был уверен на 100%, что только он правильно толкует идеи Хосе Антонио. На самом деле, возможны и иные толкования.
    Накануне референдума по новой Конституции Испании, состоявшегося 29 декабря 1979 года Конде говорил: "Мы не можем сказать "да" Конституции, которая узаконивает рыночную капиталистическую экономику, сепаратизм и монархию как форму правления". Пералес обличал Движение, которое фальсифицировало Фалангу и защищало несправедливый социальный порядок, и призывал построить новое синдикалистское, справедливое и гармоничное общество. Кстати, Ильерс считал Пералеса "гигантом" и хотел, чтобы он вернулся в Фалангу.
    В 1979 году к FE-JONS присоединились "Кружки Хосе Антонио", которые возглавлял Диего Маркес Оррильо (Diego Marquez Horrillo), сторонник синдикалистской республики. Старая гвардия ушла, Фернандеса Куэсту, который умер 9 июля 1992 года в возрасте 95 лет, во главе FE-JONS заменил Маркес, но ничего не изменилось: партия так и осталась маргинальной. На очередных выборах в Кортесы Маркес набрал в Аликанте немногим более 1% голосов.
    О низком интеллектуальном уровне современной FE-JONS свидетельствует та полемика, которая велась на страницах ее журнала "Абриль" против испанских национал-социалистов. Им ставился в вину расизм, который объявлялся продуктом протестантизма, протестантского прочтения Библии. Национал-социалисты в своем печатном органе "Бахо ла тираниа" резонно ссылались на репертуар испанского классического театра, самого католического в мире, доказывающий, что все испанцы были расистами, гордыми своей готской кровью, которые воспринимали как оскорбление любой намек на примесь еврейской или мавританской крови.
    Можно привести и другой пример - полемику, которая велась в Испании в конце XV века по вопросу о том, считать ли крещеных евреев испанцами или нет. Кардинал Торквемада, дядюшка печально знаменитого великого инквизитора, сам, будучи выкрестом, с пеной у рта доказывал, что можно относить крещеных евреев к испанцам, но большинство испанского народа, руководствуясь расовыми, а не религиозными критериями, решило, что нельзя.
    Прискорбно, что "теоретики" нынешней Испанской Фаланги так плохо знают историю собственной страны.
    Помимо двух названных фалангистских группировок существует еще Фалангистское движение Испании (MFE) во главе с Антонио Хареньо и Независимая испанская Фаланга (FEI). Независимая Фаланга возникла на базе молодежной организации "Фронт студентов-синдикалистов" (FES), созданной в 1963 году, т.е. еще при Франко. Одним из основателей FES был Ильерс, о котором подробно говорилось в начале данного обзора. Он и поныне остается для "независимых" классиком; от него они унаследовали и притязания на роль хранителей учения Хосе Антонио в его первозданной чистоте. Все прочие Фаланги для них - не Фаланги. FE-JONS - реакционеры, ностальгирующие по временам Франко, и "фашисты", а лозунг "независимых" - "Фаланга - да, фашизм - нет!"; Фернандес Куэста для них - "предатель". "Подлинная Фаланга" - никакая не Фаланга, а "сброд", "эдильисты" (почему фамилия несчастного Эдильи стала ругательством?), а ее лидер Н. Пералес - "иберский анархист". Конечно, плох и Рамиро Ледесма: хотя он первым заговорил о национал-синдикализме, он вкладывал в этот термин ложный смысл, отводил слишком большую роль государству, - то ли дело Хосе Антонио!
    "Независимые" выпустили свой Манифест в 1977 году. Их печатный орган "No importa!" (традиционное название еще 1936 года) прекратил свое существование в 1984 году; с 1990 года снова издается в Севилье.
    "Независимые" - противники монархии. Синдикализм, с их точки зрения, может быть только революционным и антикапиталистическим. Они также против фашизма и расизма и даже пытались примазаться к демонстрациям левых против расизма, - здесь, очевидно, сказываются, христианские установки Ильерса. В их журналах очень подробно освещаются с точки зрения синдикализма социально-экономические проблемы. "Независимые" негативно относятся к маастрихтской Европе. В 1991 году они осудили войну в Персидском заливе. Много внимания уделяется истории и современным проблемам испано-язычных стран Латинской Америки.
    В самой Испании "независимые" ведут активную борьбу против баскского, каталонского и прочих сепаратизмов. Они пропагандируют, в частности, книгу "Баски в истории Испании", однако ее автор, Вака де Осма, далеко не всегда пользуется научно обоснованными аргументами. Прав Р. Бау: и сепаратисты, и централисты - все искажают историю в своих целях. Из рядов MFE, FEI, а также Подлинной Фаланги вышли самые радикальные критики существующего строя, которые входят в объединение "Европейский Третий путь", издающее свой печатный орган "Революсьон Эуропеа".
    В. П. Чернышев в своей изданной в 1983 году книге "Призраки Долины павших. Неофашизм в Испании после Франко" указывает, что по сведениям полиции на май 1979 г. в Испании существовало около 30 "фашистских и нацистских" организаций. Среди наиболее активных групп числились ATE ("Группы борьбы против терроризма ЭТА"), GAS ("Группы синдикалистского действия"), оперировавшие преимущественно в Барселоне под руководством Альберто Ройуэла, "Национальное революционное движение", основанное братьями Алемани, и "Партия национального действия", которая потом раскололась, и многие ее члены вступили в "Национальный союз" - блок "Новой силы" и других правых партий, которым руководил Гонсало Фернандес де ла Мора (Gonzalo Fernandez de la Mora). Он родился в 1924 году, был министром правительства Франко и директором государственной Дипломатической школы. Ныне он академик и редактор журнала "Razon espanola". "Европейская синергия" находится в контакте с ним - его интервью было опубликовано в №29 NSE за август-сентябрь 1997.
    Кроме того, в книге В. П. Чернышева упомянута испанская Национал-социалистическая пар-тия, которая действовала, в основном, в Барселоне и на средиземноморском побережье страны, а также "Национал-синдикалистская партия".
    Лидер испанских национал-социалистов Рамон Бау (Ramon Bau) опубликовал в свое время манифест "Европа этносов (регионализм)". В нем он сразу берет быка за рога: основой национал-социализма является учение о расах. Рассуждать о нации, государстве и Европе следует, прежде всего, с расовой точки зрения. Р. Бау отвергает западное понятие "национальности", которое, в отличие от нашего, обозначает гражданство, а не этническую принадлежность. Он против подмены народа государством; государство, по его мнению, должно быть орудием народа.
    Р. Бау подчеркивает антиимпериалистическую направленность национал-социализма. Его концепция нации не допускает господство одних народов над другими, она направлена против империализма, колониализма и интернационализма.
    Европа, в понимании Р. Бау, это сообщество белых народов. Белое большинство населения России и США при таком понимании - тоже часть Европы. Европа должна быть гармоничной конфедерацией автономных народов, а не строго централизованной Империей. Европейское единство - предпосылка последующей интеграции всех белых народов. На смену современному национализму непременно должен придти расизм. Национал-социализм призывает каждый народ поднять свое расово-этническое знамя и поддерживает употребление и распространение местных диалектов.
    Позиция Р. Бау по последнему вопросу становится понятной в свете его сотрудничества в выходящем в Валенсии регионалистском журнале "Терра ностра" (редактор - Херман Гарсиа), часть статей, в котором печатается на каталонском языке. Свою статью в сентябрьском номере этого журнала за 1999 год "Сообщество и проблема самобытности" Р. Бау подписал как "каталонец и каталонист". Власти в Барселоне, по его мнению, такие же мондиалисты, как и власти в Мадриде, они претендуют на Валенсию и Балеары, где преобладают каталонцы, вовсе не ради каталонской самобытности, а просто, чтобы отхватить себе кусок побольше.
    В роли продолжателей дела Р. Бау выступает группа "Скинхед Крипо" (Сарагоса), которая в документе под названием "Национал-социализм в Испании" определяет национал-социализм как "революционное учение XX века, цель которого - путем соединения сил традиции и революционного импульса освободить белую расу и западную европейскую культуру". Выдвигается требование радикального и полного изменения существующей в Испании политической системы и ликвидации государства-нации. Местные традиции противопоставляются мондиализму, который хочет слить все культуры в серой, безликой массе.
    Далее провозглашается верность своей крови и своему наследию. Испания - белая, европей-ская, западная страна и должна ею остаться. Она всегда была авангардом Запада. Она останови-ла Африку при Ковадонге и Лас Навас де Толоса и Азию - при Лепанто.
    Новая, единая Европа должна, по мысли авторов документа, простираться от Опорто до Урала. Непонятно, почему только до Урала, а не до Владивостока. Они же сами пишут, что Европа везде, где существует и господствует белая раса, и в этом смысле Европа это также Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и белые страны обеих Америк.
    Враги национал-социалистов - это враги родины, расы и нашей цивилизации.


ВЫЗОВ РАДИКАЛОВ

    Испанская политическая сцена на крайне правом фланге представляет собой настоящий калейдоскоп: одни группы исчезают, вместо них возникают другие, часто с похожими названиями, одни и те же люди плавно перетекают из одной группы в другую - ото всего этого прямо рябит в глазах.
    Десять лет спустя после выхода в свет книги В. П. Чернышева испанским крайне правым посвятил свою статью "Дети франкистского гнева" в упомянутом номере журнала "Камбио-16" от 22 ноября 1993 года Мариано Санчес Солер. Его удивляет, что в эти "нехорошие", с его точки зрения, организации идет молодежь, которой в тот день, когда умер Франко, еще и на свете не было.
    М. Санчес указывает как на неонацистскую группировку, имеющую наибольшую поддержку в Испании и являющуюся одним из главных центров связи международной неонацистской сети, на Испанский кружок друзей Европы (Circulo Espanol de Amigos de Europa, сокр. CEDADE), основанный в 1966 году, т. е. еще при Франко, когда политические партии были запрещены, как культурная ассоциация. "Бахо ла тираниа" тоже называет CEDADE самым значительным ис-панским национал-социалистическим движением, одним из самых значительных в мировом масштабе в послевоенный период. Центром его деятельности была Барселона. CEDADE организовывал международные конференции и учебные курсы, издавал, в частности, на немецком языке журналы "Хальт" (редактор - Герт Хонзик) и "Зиг" (редактор - Вальтер Оксенбергер), которые распространялись за пределами Испании. Их тиражи превышали 30 000 экземпляров. "Национал-социалистический журнал CEDADE" имел 3 000 подписчиков.
    Перед нами номер 154 этого журнала за октябрь 1987 года. Главный редактор, г-н Педро Варела, открывает его своей статьей "Наша расовая гордость". Названия этой и других статей - "Расовые различия", "Миф крови" (автор - Лауреано Луна), "Раса и поэзия" - достаточно красноречиво говорят о тематике журнала.
    В 1993 году над CEDADE стали сгущаться тучи. Чтобы не подставлять людей под удар, было принято решение о самороспуске. Однако избежать репрессий все же не удалось. Испания вслед за другими странами Западной Европы перестала быть демократической страной: в ней теперь тоже судят людей за идеи. В 1998 году Педро Варела был осужден на пять лет тюрьмы.
    Газета "Русский Вестник (№ 34 - 35 за 1999 г.) выступила в его защиту. В ответ г-н Варела прислал нам благодарственное письмо. В нем он писал, в частности, что теперь его друзья будут изучать русский язык. Его разгромленный книжный магазин "Либрериа Эуропа" возобновил свою деятельность.
    Свято место пусто не бывает. Своего рода новый CEDADE возник в виде "Кружка индоевропейских исследований" (Circulo de Estudios Indoeuropeos, CEI) 20 апреля 1997 года и через год был официально зарегистрирован как культурная ассоциация. В качестве цели заявлено изучение происхождения и культуры индоевропейских народов, а также возрождение латинского языка как средства их общения. Логотип - первые две буквы латинского лозунга "Hereditas et Ambitus" - наследственность и окружающая среда.
    Члены кружка объявляют себя национал-социалистами. Они защищают право народов на сохранение своей исторической индивидуальности и видят богатство человечества в его многообразии, отстаивают свободу мысли от посягательств сионистских вампиров, требуют положить конец эксплуатации богатств Земли, которую почитают как общую Мать.
    Конечная цель - освобождение Европы как единокровного целого, обладающего особой культурой. Главный враг - США, холуй Израиля и жандарм сионистского империализма.
    Политические лозунги - "социализм, федерализм и республика". Будущая Испания видится как федеративная республика в рамках Европейской конфедерации (Империи).
    Федеративное руководство находится в пригороде Мадрида Алькала де Энарес. В другом пригороде, Алькорконе, издается печатный орган кружка "Ла Вос дель Пуэбло" (La Voz del Pueblo - "Голос народа"). В редколлегию журнала входят Антонио Эрнандес, все тот же вездесущий Рамон Бау, Хосе Мануэль Фернандес и некто "Тони".
    № 1 вышел в марте 1999 года. В нем, в частности, напечатана статья Р. Бау о социалистических истоках фашизма. Большая статья в этом номере посвящена принятым в III Рейхе законам по охране природы и вообще отношению национал-социалистов к природе.
    В № 2 (июнь 1999 г.) Эрик Норлинг подчеркивает, что национал-социализм не германское изобретение. Уже в 1913 году это словосочетание использовал отец геополитики Рудольф Чьеллен, а знаменитый французский писатель Морис Баррес сделал национал-социализм своим предвыборным лозунгом.
    В № 3 (октябрь 1999 г.) напечатана очень важная статья Р. Бау по басконской проблеме. Автор осуждает тех "эспаньолистов", которые в своем праведном гневе против терроризма ЭТА вообще отказывают баскам в праве на самоопределение и даже отрицают само их существование как самобытного этноса.
    Журнал выступает в защиту подвергающихся преследованиям А. Пиночета и вождя британских национал-социалистов Колина Джордана.
    В № 4 (март 2000 г.), к сожалению, содержится антирусский и прочеченский материал. В этом же номере - рецензия на книгу известного ревизиониста Карло Маттоньо об Освенциме, а также две статьи С. Э. Норлинга - биография вождя американских нацистов Линкольна Рокуэлла и разоблачение исторического мифа об Испании как о плавильном котле рас.
    20 апреля 2000 года вышел специальный номер, целиком посвященный 111-й годовщине со дня рождения Гитлера.
    В № 5 (июль - август 2000 г.) помещены биографии деятелей прошлого: "Корнелиу Зеля Кодряну и "Железная Гвардия" и "Уильям Джойс - история лорда Хау-Хау", английского диктора радио III Рейха (по происхождению ирландец, родился в Нью-Йорке 24 ноября 1906 г., в 1940 получил германское гражданство, повешен в английской тюрьме 3 января 1946 г.)
    № 6 (январь 2001 г.) открывается протестом против репрессий, которым начали подвергаться в Испании инакомыслящие.
    В этом номере перепечатано предисловие, которое Хосе Антонио Примо де Ривера написал в 1933 году к испанскому изданию книги Муссолини о фашизме.
    С. Э. Норлинг рассказывает о представителях разных европейских стран, сражавшихся в войсках СС.
    Спецвыпуск 13-14 февраля 2001 года посвящен одной теме: "Палестина - единственная жертва Холокоста". Автор - известный южноамериканский идеолог Норберто Сересоле (см. "Русский Вестник", 2000, №41-42).
    В №8 (октябрь 2001 г.) налицо уже полная мешанина: с одной стороны "Хайль Бен Ладен", с другой - трезвое напоминание о том, как мусульмане некогда завоевали Испанию и столь же правильный лозунг "Европа превыше всего".
    М. Санчес радуется, что для врагов системы настали трудные времена, и доносит властям, что есть некий нежелательный представитель молодого поколения с длинным именем Рикардо Саэнс де Инестрильяс Перес, который хочет создать новую партию, причем активисты таких экстремистских организаций, как Национально-революционный авангард и Молодая нация видят в нем личность, способную объединить разрозненные группировки.
    Впоследствии Саэнс де Инестрильяс действительно создал и возглавлял до апреля 2000 года некий "Союз за национальное единство" (Alianza por la Unidad Nacional) и в его печатном ор-гане, журнале "Destino" (1998, № 5), обличал "правого" премьера Аснара как предателя за его переговоры с "бандой убийц из ЭТА". Свое выступление в Барселоне на испанском национальном празднике 12 октября 1998 года он посвятил критике "предателей Испании", баскских, каталонских и галисийских сепаратистов, отрицающих единство испанской нации, "самой древней и важной в мире", и призвал испанский народ к новой Реконкисте.
    Год спустя, на том же празднике в той же Барселоне, Саэнс де Инестрильяс выразил сожале-ние, что за 24 года, прошедших после смерти Франко, правым так н не удалось создать единое движение, объединяющее различные группировки. Им, по его словам, могла бы стать "Новая сила", но она самораспустилась в 1982 году ("Destino", 1999, №6). Таким образом, этот молодой деятель не оправдал возлагавшихся на него надежд, явно отождествив себя со старыми франкистами-консерваторами, а не с национал-революционерами.
    К "Союзу за национальное единство" примкнул и возглавлявший одно время FE-JONS Гус-таво Моралес. Выступая вместе с Саэнсом на митинге в Барселоне 12 октября 1998 года, он посетовал на то, что "все говорят о Европе, потому что не знают, как говорить об Испании", и употребляют неправильное выражение "испанское государство", а надо - "испанская нация".
    Г. Моралес очень резко осудил англо-саксонский гегемонизм "потомков проституток и дегенератов с "Мэй Флауэра" ("Destino", 1998, №5).
    Что же касается национал-революционеров, то их ударный силой в 80-х годах были т. н. "Автономные ячейки" (Bases Autonomas), историю которых можно прочесть в газете национал-революционной молодежи "Corrosion" (№4, май 2001 г.). Эту организацию создали в 1983 году Фернанда Пердисес и Карлос Руис. В 1984 году они развернули работу среди мадридских студентов и через два года увели их из под влияния леваков.
    Сами они объявили себя сторонниками "третьего пути" (ни капитализма, ни коммунизма). Ф. Пердисес писал в печатном органе "Ячеек" A por ellos! (1987, №6; название примерно соответствует военному кличу древних славян "Идем на вы!), что он является продолжателем линии Жоржа Сореля, главного теоретика европейского синдикализма, и Ледесмы Рамоса и считает врагом №1 правых националистов: "Не левые, а буржуазия, правые - первый враг настоящего национализма, национализма нового времени". Эти слова подкреплялись действиями, в частности, попытками срыва демонстраций партии Пиньяра и Испанского католического движения Корраля 20 ноября, в день памяти Франко. Католики не оставались в долгу, называя идеи "ячеек" "странными, чужеродными, эзотерическими, неонацистскими, неоязыческими, расистскими, аморальными и разрушительными".
    "Ячейки" находились под сильным влиянием молодых бунтарей 1968 года, провозглашали лозунг "Власть - молодежи" и поднимали на щит вождя анархистов времен гражданской войны в Испании Дуррути. "Прямые действия" сторонников "Ячеек" привели к репрессиям против них и к самороспуску этой организации в феврале 1990 года.
    Другая антисистемная группировка, которая не брезгует использовать в своих целях левых писателей - Синдикалистский фронт молодежи, цитирующий стихи Б. Брехта и Мигеля Эрнандеса. Это тоже национал-синдикалисты, последователи идей Ледесмы.
    Единственная группировка правых экстремистов, использующая экологические лозунги, - "Молодая нация" (Nacion Joven), созданная 14 февраля 1990 года диссидентами из Фаланги и Национального фронта.
    Об установках испанских национал-революционеров, "рамиристов", как называет Ильерс последователей Рамиро Ледесмы, можно получить достаточно полное представление, читая материалы журнала "Трибуна де Эуропа", печатного органа группировки "Альтернатива Эуропеа", базирующейся все в той же Барселоне.
    В июньском номере этого журнала за 2000 год опубликована статья "Пространство без измерений", о т.н. "национальных силах". Ее автор, Хуан Агилар, замечателен тем, что не в пример многим европейским "правым", прославляющим чеченских бандитов как "борцов за свободу", обратился с приветствием к русским солдатам, сражающимся в Чечне (напечатано в "Русском Вестнике" № 1-2 за 2000 г.).
    Х. Агилар пишет об Испании, но можно подумать, что о России - настолько все похоже. Уже почти 20 лет патриотические силы Испании пребывают в глубоком кризисе. Весь этот период - сплошная череда неудач. Пора понять, почему это происходит. Для этого надо быть откровенными с самими собой.
    Х. Агилар считает необходимым разоблачить ряд мифов. "Единство патриотических сил" - такая же фикция, как "единство фалангистов". Это единство невозможно, потому что каждый лидер держится за свою мелкую группировку. Никто всерьез не стремится к единству. Политические проекты разных групп принципиально различны. Одинаковые термины часто имеют разный смысл. Одни выступают за унитарное государство, другие - за федерацию. Слова о социальной справедливости звучат насмешкой. Все вроде бы против капитализма, но только на словах. Все открещиваются от социализма и говорят, что они выступают за корпоративный строй, за социальную доктрину церкви, за синдикалистское государство и другие скрытые формы капитализма.
    Х. Агилар отмечает организационную слабость партий, отсутствие у них аппарата. Они состоят из любителей, занимающихся партийной работой в "свободное время", людей, якобы готовых отдать жизнь за родину, но не готовых уделить партийной работе 6-8 часов в неделю. Главное - работа, профессиональная карьера, учеба, семья, футбол, предстоящая свадьба, а потом уже родина, революция и все прочее. А те, у кого слова расходятся с делами, никогда не получат никакой общественной поддержки. Все твердят: "Мы не левые, не левые". К чему же тогда антикапиталистическая риторика? Призывы защитить единство Испании сопровождаются оскорбительными выпадами в адрес жителей провинций. Тиражи агитационных книг и журналов не превышают 1000 экземпляров.
    Группа активистов АЕ подписала статью под названием "Правые? Спасибо, не надо". В ней речь также идет об очередных попытках объединения. Сторонники АЕ согласны объединиться с кем угодно, только не с католическими интегристами, франкистами и сомнительными личностями. Они собирались войти, но в итоге не вошли в избирательный блок "Испания 2000" вместе с FE-JONS партией "Национальная демократия". Последнюю возглавляет Лауреано Луна из CEDADE. Авторы статьи весьма иронически относятся к этой партии, поклоняющейся Ле Пену словно идолу. Ее печатный орган - газета "Identidad".
    В феврале 2000 года в местечке Эль Эхидо в Андалузии произошел взрыв народного возмущения, вызванный преступлениями иммигрантов. Либеральная пресса, разумеется, завопила о "расизме", "ксенофобии" и т. п. Но ничего этого не было. Живших в тех же местах сенегальцев никто не тронул. Гнев народа обрушился на выходцев из Северной Африки, заслуживших в Западной Европе столь же дурную славу, что и кавказцы в России. АЕ выступила в защиту "бунтовщиков", за что ее Генеральный секретарь Антонио Мартинес Каюэла (Antonio Martinez Cayuela) подвергся демонизации со стороны СМИ.
    В этом же номере журнала была напечатана программа новой партии Социально-республиканское движение (MSR), учредительный съезд которой состоялся в Барселоне 15 июля 2000 года. АЕ вошла в эту партию. На съезде было решено порвать с правыми.
    Ключевыми словами новой партии были: родина, социализм, республика. Партия собиралась вести борьбу за децентрализацию Испании и одновременно - против "микронационализмов", выступала против глобализации и объявила США врагом народов. Естественными союзниками Европы в борьбе против США объявлялись страны Латинской Америки и Третьего мира. Вместо упраздненной монархии предлагалось создать социальную республику.
    В программе говорилось, что глобализация обострила противоречия капитализма. Ему противопоставлялась концепция социализации: интересы народного сообщества выше частных интересов отдельных личностей и групп. Программа требовала национализации стратегически важных секторов промышленности и банков. Земля должна принадлежать тем, кто ее непосред-ственно обрабатывает. Экологический кризис - неизбежный результат развития общества потребления. Расизм и ксенофобия - гнойные выделения буржуазного общества. Но решение проблемы иммиграции - не создание "мультикультурного" общества, а развитие каждой культуры в своей естественной среде. Европа будущего должна осознать свои самобытные ценности, связанные с традиционной духовностью ее народов.


ВИРТУАЛЬНАЯ ВЕРТИКАЛЬ

    В январе 1999 года группа представителей испанской патриотической оппозиции решила создать в Интернете "политически некорректную" сеть. Ее назвали "Ред Вертисе" (Red Vertice, т. е. сеть-вершина). В ее рамках открыт "диссидентский форум (Foro disidencias) для обмена мнениями, идущими вразрез с официальной точкой зрения. Другая сфера ее услуг - "Кампо Хоббит" - информация об инициативах национал-революционеров во всем мире и установление связей. Агентство новостей "Вертисе" это служба контринформации, освещающая деятельность национал-революционеров в мировом масштабе.
    Основные принципы работы сети Вертисе: защита национальной самобытности, борьба против глобализации и англосаксонского империализма, республика как форма государства, примат политики перед экономикой, труд как основа положения в обществе, защита своей культуры и истории, своего языка и своих традиций, возврат к природе.
    Сайты сети "Ред Вертисе": Социально-республиканское движение (MSR), "Нуэстра Революсьон" (сайт, посвященный Р. Ледесме), культурная ассоциация "Дисиденсиас", "Политэкономический форум", "Альтернатива Эуропеа", "Мовименто Сочиале - фьямма триколоре" (сайт итальянской партии, возглавляемой Пино Раути и отколовшейся от соглашателя Фини, который переименовал МСИ в Национальный альянс), "Карпе дием" (сайт итальянского издательства, которое печатает, в частности, работы С. Лоренцони), "Индейский континент" (Перу), "Кауса" (Аргентина), "Патриа ибероамерикана".
    В числе рекомендуемых сайтов - сайт Европейской Синергии, "Исторический ревизионизм", "Правда о Косово" (на английском языке), сайт республики Сахарауи и т. д.
    23 декабря 2001 года от Агентства новостей "Вертисе" нами была получена статья под названием "Аргентина сказала "Хватит!" Эта статья прославляет аргентинский народ, который героически выступил в защиту национального идеала, против Зверя либерализма, укравшего у людей работу, сбережения и человеческое достоинство, и сверг лакея США, президента Фернанда де ла Руа. Произошли не "беспорядки", как лгут иностранные СМИ, а стихийное народное восстание под знаменами Родины: никакие левые группировки его не возглавляли. Это не был хаос. Это была расправа над теми, кто надеялся, что народ безропотно пойдет на бойню.
    Аргентина показала пример того, какой реальной силой становятся люди, поднявшиеся на борьбу. Это вам не карнавальные шествия антиглобалистов. И темные силы боятся, что этому примеру последуют другие народы, как и примеру Чавеса в Венесуэле, поэтому события в Аргентине изображают как бунт безграмотных плебеев и хулиганов. Из Аргентины хотят сделать вторую Палестину, оккупированную сионистами. Декабрьские события 2001 года должны положить начало ее освобождению от этих паразитов.
    Близок по своим взглядам к национал-революционерам и Хуан Гарсиа Морсильо (Juan C. Garcia Morcillo), создавший в Интернете испаноязычную сеть "Инфоэуропа" и примкнувший к Европейской Синергии. В интервью, данном по этому случаю 18 февраля 2000 года, г-н Гарсиа (р. 1957), сын солдата-республиканца, рассказывает, что он начинал свою политическую деятельность в 1974 году в рядах крайне правых, а именно, в университетской организации Подлинной Фаланги в Сарагосе, оно потом отошел от них, поскольку всегда считал, что "фашистская партия должна быть левой", как говорил Дрие ла Рошель. Крайне правых, говорит г-н Гарсиа, всегда отягощало и отягощает совершенно нелепое германофильство. В 80-х годах они растворились, как сахар в кофе; то же произошло и с крайне левыми. Исходя из этой ситуации, г-н Гарсиа стал одним из основателей и редакторов "Дисиденсиас" (ныне несуществующего), на страницах которого впервые в Испании смогли вести диалог крайне правые и троцкисты. Сегодня г-н Гарсиа сотрудничает с мадридским журналом "Эсперидес" ("Hesperides"), близким к французским "новым правым".
    Политики, которых особенно уважает г-н Гарсиа, - Рамиро Ледесма и Че Гевара. Его любимые иностранные авторы - Дрие ла Рошель, Селин, Эзра Паунд и Пессоа.
    Правители Испании, говорит г-н Гарсиа, стремятся быть "большими католиками, чем сам папа". Нынешний премьер Испании Аснар, лидер "правой" Народной партии, был одним из главных "ястребов" во время агрессии НАТО против Югославии. (Об этом следует помнить, а то у нас кое-кто готов расплыться от восторга сразу же, как только услышит слово "правые"). Такую же позицию занимало и социалистическое правительство Испании во время войны в Персидском заливе в 1991 году. Поспешил отличиться Аснар и в осуждении "нациста" Хайдера. Г-н Гарсиа считает, что Испания - только пешка в руках США. В Испании, по его словам, нет "национальной оппозиции", достойной этого имени. У крайне правых нет ни лидеров, ни общественной поддержки.
    Сам г-н Гарсиа не принадлежит ни к какой партии, но симпатизирует Национал-республиканской партии, которую возглавляет бывший лидер троцкистской Революционной коммунистической лиги Хоан Коломар, в какой-то степени продолжающей традицию журнала "Дисиденсиас".


СИНЕРГИЯ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ

    Раз уж зашла речь о Европейской Синергии, следует сказать о ее связях с Испанией. Первоначально ее представителем в этой стране был Энрике Морено из ассоциации "Sin Tregua", Барселона. В испанском языке это словосочетание используется в выражениях типа "неустан-ная борьба", но, похоже, усталость все же одолела, и к моменту визита делегации ЕС в Москву в апреле 1996 года этот филиал уже не работал. В октябре 1998 года Генеральный секретарь ЕС, г-н Р. Стойкерс сообщил нам в ответ на соответствующий запрос, что Э. Морено ("очень хороший парень") номинально остается корреспондентом ЕС. По словам г-на Стойкерса, Э. Морено, близок теперь к вышеупомянутой организации "Альтернатива Эуропеа", связанной во Франции с известным масоном К. Буше, "братом Маркионом", но они "не публикуют таких глупостей, как он". Информация об их газете "Трибуна де Эуропа" регулярно дается в NSE.
    Действительным же, а не номинальным поставщиком информации для ЕС является Арно Иматс (Arnaud Imatz), историк Фаланги и испанской консервативной революции. В 1996 году в Париже вышла его книга "По ту сторону правых и левых", посвященная движению "новых правых".
    Кроме того, с ЕС связан журнал "Расон эспаньола", который издает уже упомянутый выше Фернандес де ла Мора.
    Г-н Стойкерс очень хвалил журнал "Hesperides" (издатель - Хавьер Эспарса, Javier Esparza), но тогда, в 1998 году еще не имел прямого контакта с ним. С 2000 года, благодаря г-ну Гарсиа Морсильо, такой контакт установлен.
    В заключение хотелось бы сказать следующее. Не нам, конечно, решать, какая там Фаланга "подлинная", а какая нет. Но верно подмечено, что Фаланга в первые годы своего существования не успела разработать целостную идеологию: приближалась гражданская война, не до того было. Так что никакой догмы нет и, соответственно, нет и ее непорочных хранителей. И не надо клясться именами Хосе Антонио или Рамиро Ледесмы, а надо развивать их идеи применительно к нынешней ситуации. Мы живем не в эпоху героизма и самопожертвования, а в эпоху гедонизма и потребительства, и сегодня обращаться с пафосными призывами, что к русскому, что к испанскому народу бесполезно.
    Вместе с тем, у Испании есть одно преимущество перед всеми другими европейскими странами: она имеет биологически-активный резерв в виде Латинской Америки. Повторяю: ни у одного европейского народа, кроме испанцев, такого резерва нет. Именно на вулканическую почву Латинской Америки следует перенести проверку практи-кой соответствующим образом видоизмененных идей, возникших в 30-х годах прошлого века. Почти все описанные здесь организации активно занимаются наведением мостов между Испанией и Латинской Америкой. Независимая Фаланга очень правильно делает, заменяя старый лозунг Arriba Espana! - новым Arriba Hispanoamerica!, только наполняет его ложным содержа-нием, восхваляя смешение кровей. Надо сказать, что испанцы былых времен и к этому смешению подходили с расовой точки зрения. Так католическим миссионерам, работавшим среди индейцев, давалось указание сводить к минимуму смешение индейцев с "неграми и другими низшими расами" (Silvio Waldner. "Stati Uniti, Iberoamerica, Sud Africa". Виченца, 2001 г., стр. 38) Может быть, именно эти мосты станут путем последней надежды дряхлеющий Европы.

А. М. Иванов,
3 января 2002

COPYRIGHT ATENEY 2001-2005