ИВАНОВУ АНАТОЛИЮ МИХАЙЛОВИЧУ К 80-ЛЕТИЮ!
За жизнь прошедший тысячи дорог —
Арест, застенки, лагеря, оковы…
Он к малодушным беспощадно строг,
Друзей пленяет мужеством суровым.
Не побоявшись ни репрессий, ни угроз,
Он Русь спасал от христианских грёз.
Шантаж и подкуп власть пускала в ход,
Но не был сломлен Русский патриот.
Историк, вольнодумец-полиглот —
Спас честь интеллигенции в «застое».
Он и теперь, как Прометей, зовет
Идти вперёд, не думать о покое!
Глава «Синергии» с годами стал седым —
Не старость это, а языческая осень…
Энергии, как будто в двадцать восемь!
И сердце остаётся молодым!
Как он клеймит «порядок» идиотский!
Вот — совесть нации: не Сахаров, не Бродский,
не Солженицын, не Боннер и не Орлов,
А наш бесстрашный — Анатолий Иванов.
Это посвящение написал и огласил московский поэт Эдуард Эриксон десять лет назад, когда редакция журнала «Атеней» организовала в 2005 году юбилейный вечер Анатолия Михайловича по случаю его 70-летия.
С тех пор, как говорится, много воды утекло. Изменился мир, изменилась Россия, изменились мы. Иванов написал за эти годы много серьезных трудов, в большинстве своем неизданных или опубликованных только в электронном виде. Наиболее важные из них, а также недавно вышедшие книги Анатолия Михайловича мы включили в его обновленную биографическую справку, текст которой предлагаем вашему вниманию.
Основные труды и вехи биографии А.М.Иванова
Иванов Анатолий Михайлович родился 2 апреля 1935 года в Москве. Родители – учителя средней школы, преподаватели русского языка и литературы. Окончил исторический факультет МГУ.
Трижды – в 1959, 1961 и 1981 годах попадал в тюрьму за так называемую «антисоветскую деятельность». В общей сложности провел в тюрьмах и ссылке около семи лет.
Первую большую историко-философскую работу – «Славянофилы на распутье» написал в 1968 году на базе своей университетской дипломной работы о Н. Я. Данилевском. За ней последовали: «Генерал М. Д. Скобелев как полководец и политический деятель» (1968) и «Народники без народа. Идеология партии «Народная воля» (1969).
Принимал активное участие в русском патриотическом самиздате. Составитель манифеста «Слово нации» (1970), автор многих статей в журнале «Вече» (1971-74 гг.). Поместил в нем, в частности, свою работу о Скобелеве. Впервые опубликованная в этом журнале статья «Против притязаний Япо-нии на Курильские острова» вышла в 1992 году отдельной брошюрой в серии «Отечественная библиотека».
В 1971 году написал первую работу по истории религии «Тайна двух начал. Происхождение христианства», а в 1973 году важное историческое исследование «Триумф самоубийц. Первая мировая война и Февральская революция». Главы из него были опубликованы в журнале «Молодая гвардия», 1989, № 8 и в альманахе «Сбор» № 1 (Воениздат, 1991).
Эпохе Николая II были посвящены также две другие работы: «Гнилые устои. Аграрная реформа П. А. Столыпина» (1977) и «Роковой день России» (1978) – последняя была опубликована в 1991 году в июльском и августовском номерах журнала «Кубань».
В 1978 году была также написана работа «Логика кошмара» о сталинском терроре. В 1992 году ее расширенный вариант печатала отдельными главами газета «Русский Вестник», которая выпустила труд Иванова в виде книги в 1994 году. Через два года она вышла на немецком языке в берлинском издательстве «Ферлаг дер Фройнде».
В том же 1978 году «Тайна двух начал» была переделана в полемический памфлет, который издательство «Витязь» выпустило в 1994 году отдельной брошюрой под названием «Христианство как оно есть».
К 1980 году относится работа «История как орудие геноцида. Несколько слов в защиту венетов» (опубликована в журнале «Национальная демократия», 1995, №1).
В 1981 году было написано второе большое исследование по истории религии «Заратустра говорил не так. Основы арийского мировоззрения» об индуизме, буддизме и зороастризме (глава о последнем напечатана в сокращенном виде в журнале «Национальная демократия», 1996, №1).
Находясь в ссылке в г. Киров, А. Иванов подготовил две работы: «Краденые латы. Тамплиерская традиция в масонстве» (1982) и «Холокост каменного века. Загадка мегалитов» (1983). Последнюю напечатал тот же журнал «Национальная демократия», 1995, №1.
Темой исследования «Князь мира сего» (1986) стал сатанизм в мировой литературе. Анализу подвергнуты произведения Мильтона, Гете, Байрона, Лермонтова, Достоевского, А. Франса, Т. Манна и М. Булгакова.
Очерк «Это был тоже стабильный мир» (1987 г.) был якобы посвящен упадку Римской империи, а на самом деле предрекал грядущий крах Советского Союза.
1988 годом датируется работа «Легенда об испанской инквизиции». Она была напечатана в самиздатском журнале «Непрядва».
А. Иванов был членом редколлегии еженедельной газеты «Русский Вестник» с момента ее основания, с января 1991 года по 2000 год. За прошедшие годы в этой газете было напечатано много его статей на самые разные темы.
В 1996 году написано эссе «Тепло жизни и холод смерти. Ницше и Эвола». Оно было опубликовано в первом номере журнала «Атеней».
С 7 июля 1997 года А. Иванов возглавляет московское отделение международной ассоциации «Европейская синергия».
Исследование «Второе падение Монсегюра» (1998) посвящено средневековым дуалистическим ересям и написана в порядке полемики с центром катарских исследований в Каркассоне (Франция).
В объемном очерке «Цивилизация Мадонны» (2001 г.) рассматриваются проблемы взаимоотношения расовой психологии и религии.
С 2001 года А. М. Иванов – член редколлегии и постоянный автор журнала «Атеней», который опубликовал множество его переводов с немецкого, французского и испанского языков, а также статьи и обзоры по актуальным проблемам современности.
В это же время автор работает над двумя философскими очерками «Иерархия разума» (о расовой лингвистики) и «Один исток двух потоков» (О Жорже Сореле).
В «Атенее» №3-4 (2004) были подведены предварительные итоги творческой биографии Иванова в беседе с П.В.Тулаевым под названием «Наш реванш». А к 70-летию мы подарили юбиляру в качестве знака внимания небольшой сборник его статей под названием «Голос в пустыне» (2005).
В середине первого десятилетия нового века мы с Анатолием Михайловичем подготовили к печати и издали несколько актуальных трудов нашего друга из Франции Гийома Фая, трижды побывавшего в России, в том числе «Всемирный переворот. Эссе о новом американском империализме» (2005) и «За что мы сражаемся. Идеологический словарь» (2007). Они имели широкий политический отклик, обсуждались в Государственной Думе и академических институтах России, а также руководством нескольких политических партий.
В 2007 году издательство «Белые альвы», где при активном участии Иванова печатается «Библиотека расовой мысли», наконец-то, вышла его собственная монография «Рассветы и сумерки арийских богов». Туда вошли старые, но не устаревшие работы «Заратуштра говорил не так», «Огни адской рекламы» (главы из книги «Князь мира сего»), а также полные версии очерков «Ницше и Эвола» и «Цивилизация Мадонны».
Одновременно автор работал сразу над несколькими темами, результатом чего стали труды, отразившие его новые поиски в XXI веке: «Ни Богом единым» (2007 год) и «Чей дух не выносил Клагес» (2008).
Вскоре после этого Иванов написал блестящий по эрудиции труд «Утопление трагедии в духе музыки» (2008). Здесь автор проявил себя не только как философ, но и как эстет, знаток классической музыки.
Большой резонанс получили две книги, переведенные Ивановым с испанского языка «Масонство» Ф.Франко (2008) и «Стрелы Фаланги» Х.А. Примо де Риверы (2010). Биографические предисловия и исторические комментарии были написаны мною, а примечания и полемические заметки («Был ли Хосе Антония фашистом?») самим переводчиком.
Новая монография под интригующим заголовком «Катары. Тамплиеры. Масоны» (2009) включила упомянутые работы «Краденые латы» и «Второе падение Монсегюра».
Истории фашизма во Франции и идеологической борьбы вокруг него посвящено уникальное по точности и глубине исследование «Крутые романтики и стальные классики» (2010), неоценённое современниками.
2010 год стал драматичным для редакции журнала «Атеней». После нескольких хорошо организованных наездов, пиком которых стало гражданское дело по «экстремистским материалам», международное периодическое издание пришлось закрыть. Наш журнал не был запрещён, но два-три материала зарубежных авторов были оценены как якобы слишком радикальные. Оставаясь верным своему непреклонному духу, Анатолий Михайлович написал в защиту «Атенея» статью под названием «Идеологию нельзя уничтожить силой».
После закрытия журнала Иванову снова пришлось писать в стол, как это было в советские времена. Всё сочиненное и переведенное им за последние годы не перечислить. Здесь и очерк «Исчезновение Прометея», и серия статей о Балканах, и разоблачение «Израильская связь», и фельетон «Национальный вопрос глазами Манилова», даже критический памфлет о Гийоме Фае, которого сам же Иванов первым начал пропагандировать. В этом же ряду стоит разгромная статья немецкого альманаха «Райхсбрифе» под вызывающим названием «Слезайте с дерева», направленная против нордического чванства.
Нельзя не сказать хотя бы несколько слов о болезни, которая мучит Анатолия Михайловича вот уже несколько лет. Не вникая в медицинские подробности, мне известные, сообщу, что плодовитый автор оказался прикованным к дому и даже временно потерял зрение. После нескольких операций здоровье удалось частично восстановить. И вот Иванов снова пишет стихи и поет песни! Еще бы – ведь жизнь, висевшая на волоске, продолжается.
Не смотря на тяжелое состояние здоровья, в годы физического кризиса из под пера Иванова вышло несколько ярких очерков: три статьи в рамках полемики с Сергеем Кургиняном (2011), заметка о В.И. Ленине «Погребенный заживо» (2012), статьи «Ребенок, выплеснутый с водой» и «Черепаха Квази» (о социализме), а также две биографические статьи «Утопический социализм Сергея Есенина» (2012) и «Здравствуйте, Александр Блок!» (2014).
Наконец, назовем несколько новейших трудов неустанного интеллектуала, написанные или завершенные им в прошлом году: «Код Данте» (своеобразная аналогия «Коду Да Винчи»), «Долгая дорога к храму» (о судьбах буддизма в России), «Иллюзорная Империя и реальный раскол» (по драматическим событиям на Украине). Авторский комментарий к ним вы найдете в последнем интервью с Анатолием Михайловичем, которое мы помещаем след за этой биографической справкой.
Продуктивно трудится старик, не правда ли? Да, и ума ему не занимать. Мозги в полном порядке. Хотя, конечно, со многими идеями и высказываниями Иванова, категоричными и резкими, можно не согласиться. К тому же, к привычной иронии скептика, добавились злые нотки отчаяния. Молодым, у которых «всё спереди», это не близко. Но тем, кому уже подуло с Той стороны, иллюзии не нужны. Горькая правда ценнее.
Наш бесстрашный Иванов и сегодня, в год своего юбилея, демонстрирует высший пилотаж интеллекта. Только кто его читает? К сожалению, по-прежнему актуально трагическое стихотворение юбиляра, сочиненное десять лет назад:
Звучит напрасно голос мой в пустыне,
Которая растёт, совсем по Ницше.
Кому угодно может опостылеть
Сидеть в безмолвьи, головой поникши,
И ждать: авось хоть кто-нибудь ответит,
Пусть даже непонятны будут звуки.
Но слышно лишь, как завывает ветер
И, ползая в песке, шуршат змеюки.
Встаёт мираж: не то улыбка Сфинкса,
Не то Кота Чеширского улыбка…
Они смеются, видя жизни свинство,
В которой всё так мерзко и так зыбко.
Но где-то всё же есть тот славный Город,
Пока что скрытый по веленью свыше.
И вести из него услышат скоро,
Пускай не я, а те, кто лучше слышит.
Да, Анатолий Михайлович, есть «тот славный город» и есть те, кто вас слышат. Поэтому – вопреки пессимизму – поздравляем Вас с 80-летием. От души желаем новых откровений и творческих успехов.
ИНТЕРВЬЮ ТУЛАЕВА П.В. С ИВАНОВЫМ А.М.
Тулаев П.В.: Уважаемый Анатолий Михайлович! Вы достигли весьма почтенного возраста. Какие мысли Вас чаще всего посещают в дни 80-летнего юбилея?
Иванов А.М.: Ну какие мысли могут чаще всего посещать человека, достигшего, по Вашему выражению «весьма почетного возраста»? Предполагается, что это мысли о смерти. Представьте себе, нет. Меня больше всего интригует, какие последние слова я успею сказать перед смертью, пока еще буду находиться в сознании. И я этого не знаю до сих пор. Сегодня я думаю: вот так надо сказать, а через неделю: нет, надо сказать не это, а совсем другое. Значит, я что-то не доуяснял для себя в этом мире, чего-то недопонял. Может быть, высшие силы поэтому и держат меня в нем так долго: еще дают мне шанс.
Тулаев П.В.: Если бы Вас попросили резюмировать в одной фразе основные итоги Вашего жизненного и творческого пути, что бы Вы сказали?
Иванов А.М.: Ответ на второй вопрос логически вытекает из ответа на первый: нет, я не могу резюмировать итоги моего жизненного и творческого пути в одной фразе. Очень приблизительно я мог бы ответить стихами знаменитого японского поэта Исикавы Такубоку:
О, больше сотни раз чертил я на песке тот знак: «великое!» —
И, мысль о смерти бросив,
Вернулся вновь к себе…
Я много писал о разных великих событиях и великих людях и каждый раз ловил себя на мысли: А хотел бы я быть участником этих событий? Пошел бы я за этим человеком до конца? И каждый раз отвечал себе: нет
Известные строки Тютчева:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Я бы продолжил так:
Он может схлопотать по вые,
Когда не в духе конвоир
Мне тоже довелось жить в роковые годы России, но никакого блаженства в следствии этого не ощущаю, скорее наоборот. И после всего пережитого, я «вернулся к себе», как японский поэт. А он, в свою очередь, поступил так, как советовал Будда своему ученику Ананде: «Ищи убежище в себе самом, не ищи никакого внешнего убежища».
Тулаев П.В.: Я знал, что одна из Ваших главных проблем, это непонимание со стороны «народа и интеллигенции» вместе взятых. В чем Вы видите причину?
Иванов А.М.: Вы спрашиваете, в чем, причина того, что и народ, ни интеллигенция меня не понимает? Но непосредственно к народу я никогда и не обращался, не вступал в массовые партии, не выступал с трибуны на площадях. Я по природе своей кабинетный ученый, а не демагог. Чернышевский в конце жизни горько сожалел, что не ограничивался литературой, полез в политику и самокритично говорил о себе: «Я был баран, который пытался кричать козлом». Маяковский громко орал со всех трибун, но и его одолевали сомнения:
Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят — что ж?!
По родной стране я пройду стороной,
как проходит косой дождь.
А сегодня и обращаться не к кому. Вы говорите «народ». А есть он, народ? По-моему, его нет. Россию подвергли таким потрясениям, что народ превратился в биомассу. Условия жизни таковы, что разобщенные люди борются за выживание каждый в одиночку, руководствуясь полезным правилом: «Умри ты сегодня, а я завтра».
Нет народа, нет нации, а соответственно не может быть и никакого национального сознания. Я согласен с С.Б. Морозовым, автором книги: «Заговор против народов России сегодня» (М. Алгоритм, 1999): старая русская нация вымирает, а новая только зарождается, но ее становление хотят затормозить или вообще пресечь – отсюда такая злобная антирусская компания, которая развернута сегодня на Западе и усиленная подготовка новых потрясений в нашей стране.
Что же касается интеллигенции, то ее тоже нет. А есть лишь «интеллектуалы», о которых очень метко сказал наш французский друг Гийом Фай: интеллектуал имеет такое же отношение к интеллекту, как онанист к нормальному половому акту.
Правильней было бы поставить вопрос о моих разногласиях с подавляющим большинством патриотической общественности, которая стоит на позициях Православия. Мое неприятие христианства делает меня чужим в этой среде, но подлаживаться к ней я не намерен. Если бы я отказался от своих взглядов, сразу же бы установилось бы взаимоотношение, но, как якобы говорил Лютер, «на том стою, и не могу иначе».
Тулаев П.В.: В последние годы несмотря на болезни и семейные проблемы. Вы написали несколько значимых трудов. Прошу перечислить их.
Иванов А.М.: Вы спрашиваете о моих последних работах? Я хотел бы обратить особое внимание на то, что мое мировоззрение коренным образом изменилось по сравнению с тем, каким оно было в прошлом веке и выражено в моих сочинениях прошлого века, опубликованных в сборнике «Рассветы и сумерки арийских богов». Только предисловие к этому сборнику «Мое место в каталоге», дает некоторое представление о том, каким я вижу мир сегодня. Но наиболее полно я описал мою философию XXI века в работе «Не Богом единым…» (2007) и в комментарии к ней «Чей дух не выносил Л. Клагес» (2008). Кстати, Клагеса я теперь ставлю даже выше моего прежнего кумира Ницше. Но с 2014 г., когда я снова обрел способность читать и писать, я внес очень много изменений в вышеупомянутую работу. Метафизическая ее часть осталась неизменной, но там, где речь шла о проекциях на земную историю, многое выброшено, а в некоторых случаях плюс изменен на минус и наоборот.
В процессе этой переработке у меня, неожиданно для самого себя, всплыла тема Данте, которым я раньше не занимался. Я очень люблю такие неожиданности, они позволяют мне открыть для себя новые границы мира, ранее мне неизвестные.
А рядом с Клагесом я ставлю теперь русского философа Н.Ф. Федорова, тоже забытого и непонятого, хотя он и был православным.
Три моих работы, написанные в прошлом году. Вы назвали в той информационной справке, что поместили в интернете в связи с моим 80-летием. Кроме них, я написал в декабре прошлого года большую работу «Здравствуйте, Александр Блок!». Ранее я уже писал о Блоке («Не Богом единым»), но потом решил вынести эту тему, как говорят юристы, «в особое производство». И уже текущем году я подверг резкой критике немецкий альманах «Reichsbricfe» №7 за 2007 год по той причине, о которой я уже говорил в одной из своих стихотворных пародий: «Я не люблю нордического чванства».
Тулаев П.В.: На меня сильное впечатление произвела работа «Код Данте». Это Ваш своеобразный ответ автору «Кода да Винчи»?
Иванов А.М.: «Код Данте» не имеет прямого отношения к роману и кино-фильму «Код да Винчи», я использовал такое название, потому что «Божественная комедия» Данте и другие его произведения – вещи закодированные, зашифрованные, на что сам Данте в ряде мест точно указывал. Он вынужден был пользоваться шифром, иначе рисковал попасть на костер. А что запоют современные христиане, узнав, что код Данте – 666?!
Кстати, о кодах. Знаменитое завещание Ленина – тоже шифровка. Ленин, не доверял никому из тех, кто его окружал. Прибег к этому способу, чтобы не говорить открыто о том, кем именно он рекомендует заменить Сталина.
Тулаев П.В.: Очерк «Долгая дорога к храму» посвящен истории буддизма в России. Это результат Вашего традиционного интереса к религии Индии или поиски духовных идеалов?
Иванов А.М.: Прошлогодняя работа «Долгая дорога к храму» – вовсе не результат моего традиционного интереса к религии Индии и не поиски духовных идеалов. Она написана на злободневную политическую тему история и перспективы наших отношений с Китаем, подобно тому как «Иллюзорная Империя и реальный раскол» истолковывает церковный раскол XVII века в контексте отношений между Украиной и Россией с тех пор и до наших дней.
Тулаев П.В.: Очень актуальна Ваша новая работа «Иллюзорная Империя и реальный раскол». Там много ценных, хотя и спорных, замечаний по поводу Украины. Проясните ваше личное отношение к современной войне в историческом центре Руси.
Иванов А.М.: Украинский вопрос сегодня – самый больной! Вы называете мои высказывания по поводу Украины «спорными». А я не вероучитель, и бесспорных истин я вообще не изрекаю. На Украине сегодня этот спор решается оружием. И почему Вы считаете, будто война идет в «историческим центре Руси»? Места, где она идет, всегда были периферией, как Киевской, так и Московской Руси.
Самая страшная ошибка, которую можно сделать сегодня, это считать, будто русские и украинцы один народ. А так думают до сих пор многие русские патриоты. Это очень разные, во многом не совместимые народы. И не надо уповать на братскую дружбу. Как известно Каин тоже был братом Авеля. Кровное родство – отнюдь не залог дружбы. «Взгляни на братьев избивающих друг друга», эти слова Будды писатель Бунин взял эпиграфом к одному из своих рассказов
Во-вторых, не все жители Украины –украинцы. Украина как государство искусственное образование, обязанное своим возникновением коммунистическим вождям, Ленину, Сталину и Хрущеву, Она должна бы ставить им памятники, а не ломать их, не вести себя, как свинья под дубом.
Ленин присоединил к Украине Донецко-Криворожскую республику. Если бы он не сделал этой глупости, Малороссия могла бы стать сегодня независимым, процветающим государством без каких-либо проблем с Украиной.
Сталин присоединил Западную Украину. И сегодня Галичина претендует на роль украинской Пруссии или украинского Пьемонта и является главным очагом воинствующего русофобского украинского национализма.
Ну а про Крым, который Хрущев подарил Украине, как барин шубу со своего плеча, я уж и не говорю. Сегодня историческая справедливость восстановлена. Из-за чего же поднялся такой дикий визг на Западе? Коммунистические вожди кромсали страну, как им заблагорассудится, не считаясь ни с мнением населения, ни с его этническим составом. Так почему результаты их произвола должны считаться священными и неприкосновенными?
Причина одна – дикая, утробная, иррациональная ненависть Запада к России. Об этом писал Н.Я. Данилевский в своем классическом труде, а она какой была в его времена, такой же остается и пробудет вовек. «Запад есть Запад. Восток есть Восток, и с мест они не сойдут».
Тулаев П.В.: В конце мая текущего года в Москве проходил XII-й Всеславянский Собор? Я в этой связи опубликовал два некомплиментарных очерка о судьбах славянства Какое Ваше отношение к перспективам славянского союза?
Иванов А.М.: Никаких перспектив у Всеславянского союза нет. Это следует из того, что я уже говорил о «братской дружбе». Мечта Н.Я. Данилевского о всеславянском единстве сбылась лишь один раз, после окончания Второй мировой войны. А перед этим многие славяне сражались на стороне германцев, не только католики хорваты и словаки, но и православные болгары и те же украинцы. И в прошлом году, когда в ООН осуждали «аннексию Россией Крыма», какие славянские страны поддержали Россию? Только Белоруссия и Сербия. И никакого православного единства тоже не предвидится. Православные Румыния, Молдова, Болгария, Греция, Грузия также голосовали против нас. О чем Вы говорите! Всё так называемое «мировое общество» ополчилось сегодня на Россию. А что на самом деле представляет собой это так называемое сообщество? Всего лишь хор американских холуев, распевающий по мановению палочки закулисного дирижера. Время покажет, как будут дальше развиваться события…
Тулаев П.В.: К сожалению, Ваш интересный очерк «Утопление трагедии в духе музыки» не получил должной оценки. Что вы хотели сказать этим эстетическим размышлением?
Иванов А.М.: Мою работу о музыке нужно рассматривать в контексте ряда исследований, предпринятых в разных направлениях, но с одних и тех же исходных позиций. Так в «Цивилизации Мадонны» речь идет о связи расовых и национальных психических особенностей с религиозными представлениями, а в статье «Иерархия разума» – о выражении в языке особого национального способа мышления, который не следует путать с психическим складом. Я мог бы потом написать в том же духе о живописи, это было бы проще, но вот решил заняться музыкой, областью, которая раньше оставалась вне моего поля зрения. Музыка важна, потому что она оказывает на людей более сильное влияние, чем живопись. И с ней расовые и национальные особенности проявляются так же, как и везде.
Тулаев П.В.: Может быть, за последние месяцы вы написали еще что-то важное?
Иванов А.М.: Этот вопрос по сути совпадает с вопросом № 4, а на него я уже ответил.
Тулаев П.В.: В Вашем нынешнем положении общение с внешним миром затруднительно. И всё-таки, насколько мне известно, Вы иногда встречаетесь с близкими друзьям в Москве. Даже поддерживаете корреспонденцию с некоторыми интеллектуалами западной Европы. С кем именно?
Иванов А.М.: Болезни сузили мой круг общения до минимума. Кроме Вас есть еще двое-трое близких друзей, которые меня не забывают. А вот В.Б. Авдеев несколько лет мне даже не звонил. Оно и понятно – кому нужен слепой переводчик? А я, с его точки зрения, – только переводчик.
Не зная, что я не могу читать, мне продолжают присылать журналы и книги наши зарубежные друзья. Год назад я в последний раз получил бюллетень «Courrier du Continent», который продолжает издавать в Швейцарии Г.А. Амодрюз, хотя ему было уже за девяносто. Вот пример для подражания! Не знаю, жив ли еще этот героический человек, который полвека противостоял нынешней Европе, живя в самой ее сердцевине.
Я продолжаю постоянно получать журнал «Terre et Peuple», орган одноименного французского движения, что возглавляет наш друг Пьер Виаль. Немецкое общество «Туле-Семинар» на каждый новый год присылает мне свой календарь «Mars Ultor».
Недавно я очень обрадовался получив новую книгу Пьера Шассара «Языческая теология». О судьбе самого крупного, с моей точки зрения, философа современности, я тоже ничего не знал и мог предполагать что угодно. Ведь он почти на десять лет старше меня. А оказывается он не только жив, но и весьма активен. Все новые и новые его сочинения выходят каждый год.
Уже в годы болезни я смог впервые познакомиться с Сильвано Лоренцони (сказать, что я его «увидел», я тогда не мог). Он передал мне свою последнюю работу «Личность Христа и конвергенция монотеизмов» (на итальянском языке).
Тулаев П.В.: Эти эпизодические контакты нельзя сравнить с теми активными связями, что были у Вас в период существования организации «Европейские синергии» во главе с Робертом Стойкерсом. Ее деятельность постепенно заглохла. Как вы оцениваете положение в Европе в целом?
Иванов А.М.: Европа в целом ведет себя по отношению к России омерзительно, что мне вообще и думать о ней не хочется. Она для меня как бы перестала существовать. Недавно я написал в одном стихотворении
…пускай соединятся с Геклой Этна.
Чтобы общее ЕС навек засыпало
Горою вулканического пепла.
Могу и указать точнее цель я:
Помпею надо сделать из Брюсселя.
Поэтому сегодня не может быть и речи ни о каком европейском сотрудничестве, ни о какой «синергии», хотя наши тамошние друзья продолжают твердо стоять на прорусских позициях – П. Виаль и Г. Фай во Франции, П. Кребс в Германии, К. Роман в Бельгии. Их в Европе считают «маргиналами», Однако есть в ней и крупные партии, которые «за нас»: во Франции – крайне правый «Национальный фронт» дочери Ле Пеново, а в Германии – крайне левая партия Грэгора Гизи, последнего генсека СЕПГ. Это очередной раз напоминает о том, что необходимо отказаться от тупого деления на «правых» и «левых», что всегда подчеркивали Ж.Тириар и Р.Стойкерс. Врагов и друзей можно найти и там, и там.
Вы упомянули Европейскую Синергию. Ее деятельность стала глохнуть с конца 90-х годов, когда в результате каких-то закулисных интриг был оттеснен от руководства основатель этой организации Жильбер Сенсир . С ним у меня были очень хорошие взаимоотношения. Мы продолжали переписываться и после его отставки: он присылал мне свои новые издания. А теперь, после того, как Сенсир уехал из Тулузы, даже его французские друзья не знают, где он.
Роберта Стойкерса я лично никогда не видел, говорил с ним только по телефону. В последнее десятилетие он занимал правильную позицию, ведя борьбу на два фронта, как против американо-израильского империализма, та и против фанатичного исламизма. Как он сегодня относится к России, я не знаю.
Сегодня Пьер Виаль создает аналогичную идеологическую основу для движения «Земля и народ», которая уже имеет филиалы в соседних романских странах. Это идеология так называемого «Третьего пути». Номер 38 его журнала (зима 2008) вышел под лозунгом: «Капитализм? Спасибо, не нужно!». Предтечами «Третьего пути» были, как пишет П.Виаль, Прудон и Бланки. Я лично целиком разделяю его установки, но вряд ли их воспримет наша патриотическая общественность с ее правым сдвигом. Это еще один водораздел между нею и мной.
Тулаев П.В.: Каковы Ваши творческие планы на ближайшее будущее?
Иванов А.М.: О творческих планах на будущее меня не надо спрашивать – у меня его нет. Как пишет поэт Н.Коржавин, у которого те же проблемы, что и у меня:
Кто впереди себя мешок с мочой несет
Не должен далеко заглядывать вперед.
Натуралистично, но верно.
Маяковский чувствовал себя в долгу перед всем, о чем не успел написать – упомянул в этой связи даже «вишни Японии». Вот и у меня такое же чувство.
Тулаев П.В.: Что Вы хотели бы пожелать новому поколению наших соотечественников?
Иванов А.М.: А вот пожелания новому поколению у меня есть. И будущее России зависит от того, исполнятся эти пожелания или нет.
Главная задача сегодня это восстановление связи времен. В 80-х годах несколько раз издавали такой, выражаясь модным английским жаргоном «бестселлер» Ф.Нестерова «Связь времен». Я хочу видеть нормальное лицо России, а его все время перекашивают флюсы, то влево, то вправо.
Была когда-то Русь языческая. Высшие церковные иерархи всенародно утверждают, будто славяне до принятия христианства жили на деревьях. А между тем языческий князь Святослав создал державу, которая простиралась от Волги до Дуная и вполне тянула по тем временам на звание империи.
Святая Русь тоже знала разные времена. Была киевская и новгородской, вечевая, а по-современному «майданная» эпоха, которой восхищался А.К. Толстой, а московский период он, наоборот, ненавидел, считал более гнусным, чем времена монгольского ига. Тогда как Н.Лысенко, бывший вождь Республиканской партии и депутат Госдумы, писал о московском царстве в хвалебных тонах как о периоде становления русского национального государства и соответственно национального самосознания, что вполне соответствует исторической концепции С.М. Соловьева.
Петра I наши славянофилы не жаловали. М. Волошин вообще называл его первым большевиком, а для Чаадаева русская история только и начиналась с Петра, как для советского поэта Рождественского – только с 1917 года. Пусть господа монархисты вспомнят хотя бы, что патриаршество было ликвидировано монархом Петром I и восстановлено революцией 1917 года.
И пора перестать видеть в нашей истории только происки евреев и масонов. Когда-то, в 70-х годах С.Н. Семанов, пролетая на самолете над Кубанскими степями, предлагал окружавшим его комсомольским вождям почтить память погибшего в этих степях русского героя Л.Г. Корнилова, а в последние годы своей жизни он писал слова Великая Русская революция с больших букв. «Вот так». – как любил он приговаривать.
В 30-х годах у нас был культ Чапаева, теперь – культ Колчака, кого угодно, только не русского мужика. А ведь в 1917 годы большинство русского народа (80%) составляли крестьяне и им приходилось воевать как против белых, так и против красных.
Коммунисты увлекли за собой крестьян, воплотив в жизнь эсеровскую программу. Но уже в 1918 году повели первое наступление на крестьян, которые и для Ленина, и для Троцкого были людьми второго сорта. Только Ленин был похитрей и скрывал это. Ответом были крестьянские восстания по всей стране. Которые подавляли перебрасывающие то туда, то сюда латышские стрелки, а позже – Сталин.
В 2012 году я написал работу «Утопический социализм Сергея Есенина». Расхожий образ пьяного деревенского парня с гармошкой улетучивается, когда читаешь его серьезное исследование по сравнительной мифологии «Ключи Марии». На грани 1917-1918 годов, когда социальная напряженность ощущалась чисто физически, и когда Блок писал своих «Двенадцать», Есенин почувствовал в себе пророческий дар и сочинил – «Инонию».
Оба поэта были связаны с левыми серами. Когда коммунисты ликвидировали эту партию, Блок счел революцию законченной и умолк. Есенин тоже писал о сторонниках революции, что «Октябрь суровый обманул их в своей пурге» и стал прибегать к иносказаниям. Есть версия, что есенинский «Пугачев» скрыто прославляет крестьянское восстание на Тамбовшине, которое возглавил ессер А .Антонов.
Ну а его «Страна негодяев» с главным героем Номахом это уже неприкрытый гимн Махно. Есенин признавал величие Ленина, но с большей симпатией он относился к Махно.
Идеологом «махновщины» (ее объективное описание дал С.Н. Семанов) был Бакунин. Бакунин был другом Прудона, на которого сегодня опирается П.Виаль. Они вместе разваливали Интернационал Маркса. Бакунин уже тогда пророчески предупреждал, что будет, если марксисты придут к власти, а Герцин предсказывал, что социализм будет сметен новой революцией. А вот у нас в 1991 году произошла не революция, а контрреволюция, и воцарился грабительский хищнический капитализм.
Как ни плох был социализм, который по пропагандисты называли «реальным», он худо-бедно сдерживал хищнические инстинкты. Можно как угодно обзывать Троцкого, но он к концу жизни понял, что марксизм никакой не «научный социализм», а такая же утопия, как и прочие. И «красные директора» мечтают возглавить акционерные общества. К. Леонтьев когда-то советовал «подморозить» Россию. Сталин это и сделал, поэтому мечта «красных директоров» осуществилась лишь через 40 лет после его смерти. Умные люди предупреждали: если Россию подморозить, ее потом разорвет, как бутылку. Так и случилось.
В.В. Путину можно только посочувствовать и сказать о нем то же, что Теодор Моммзен сказал когда-то о Цезаре: «Он строил на развалинах и из развалин, и был рад, если хоть что-то получится». Россия сегодня хотела бы снова стать великой державой, но при нынешнем экономическом базисе она реально стать ею не может.
Что же делать нам? Молиться да поститься
Да клянчить за границею инвестиций?
Патриотические публицисты криком кричат даже со страниц самых официальных изданий, что правительство Медведева и его гайдаровский экономический блок проводят антинациональную политику, но Путин ничего не может сделать с этим правительством. Как же можно проводить национальную внешнюю политику при антинациональной внутренней?
Прудонист Э. Потье писал в своем знаменитом гимне: «Никто не даст нам избавления, ни Бог, ни царь и ни герой» (во французском оригинале: «Ни Бог, ни Цезарь, ни трибун). И мой совет силы завет молодому поколению: не надейтесь ни на Бога, ни на Цезаря – берите будущее России в свои руки.
Редакция 09.12.2015
Павел Владимирович Тулаев