Эта публикация приурочена к VIII-му Родовому Славянскому Вечу и международной конференции "Родная вера – духовный стержень славянской культуры"(29-30 июля 2011, Санкт-Петербург). Одна из главных тем форума – преодоление русофобии в родноверческом движении братских стран. В связи с этим необходимо рассмотреть позицию Г.С. Лозко, координатора Веча в 2010 году, которая с недавних пор cтала открыто проповедовать антирусские взгляды.
Галина Сергеевна Лозко - личность известная в кругу язычников. Она доктор философских наук, профессор, педагог. Под именем «волхвыни Зореславы» возглавляет Объединение Родноверов Украины (ОРУ). У Лозко немало заслуг перед Украиной и движением родноверов, о которых неоднократно писали журнал «Атеней» и вестник «СЛАВА!». Это её этно-культурные исследования в виде авторских и коллективных монографий, талантливый перевод «Велесовой книги», интересные публикации в журнале «Сварог» и книжки для детей.
Раньше Зореслава выступала за дружбу с Россией, и вместе с бывшим мужем принимала участие в деятельности Международного Славянского Комитета (МСК). Однако, начиная со времен «Оранжевой революции» Галина Лозко стала всё чаще проявлять себя как ярая русофобка. Публично поддержав проамериканское правительство Ющенко-Чумаченко и политической авантюристки Юлии Тимошенко, она теперь направила острие своей критики против русских, в частности, деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ).
Как профессиональный религиовед Г.С. Лозко прекрасно знает, откуда началось Крещение Руси, о «народном православии», соединившем местные и универсальные элементы традиционной веры, об экспансии на Украине Ватикана, об огромном влиянии в стране иудаизма и его сионистского лобби, о многочисленных христианских сектах, одну из которых возглавляет даже африканец. Знает она и о создании коррумпированной автономной Украинской Православной Церкви, отделившейся от Московской Патриархии по языковому и организационно-финансовому принципу, но в религиозном отношении не отличающейся от РПЦ.
Однако Зореславе не дает покоя именно Русское Православие. Подменяя понятие «Россия» на «Москва», а «Русские» на «Москали», в духе примитивной демагогии, Лозко называет РПЦ не иначе как «Московская Церковь», а священников Московской Патриархии как «московские бандиты в рясах». Впутавшись в сложный политический конфликт между двумя ветвями Православной Церкви, она атакует именно русских христиан, призывая объединиться против них «украинцев различных конфессий».
Когда-то Зореслава справедливо критиковала мировоззрение Льва Силенко, основателя «РУНВиры» (Родной Украинской Национальной Веры), где религиозные и метафизические понятия подменяются национальным шовинизмом, доходящим до ненависти. А сегодня она сама встала на позиции крайнего «украинизма».
Это когда на Руси прославляют не Родных Богов, а «Украинских Богов», не Киевских князей, а «украинских князей и гетьманов», не русских богатырей и удалых казаков, а «украинских героев» и т.д. Короче, «Украiна понад усе!» (Украина превыше всего!).
Любовь к Родине - похвальная вещь. Она достойна уважения, если не доведена до абсурда. А у Зореславы эта религиозная по сути страсть доходит до кипения и то что называется «зашкаливает». Её шовинистические гиперболы вызывают удивление и смех.
Однако, многим становится не до смеха, когда Лозко, претендующая на роль першеволхвыни и идеолога национальных радикалов, начинает поучать уже весь славянский мир. Она выступает ныне в роли идеолога славянской самобытности.
Опять же, само по себе желание освоить духовное и культурное наследие славян и славянофильства как мировоззрение - не вызывает возражений. Проблема в том, как это понимать и как истолковывать.
В своей «Концепции сохранения славянской идентичности», которую она огласила на философско-исторической секции X Всеславянского съезда в Киеве (2010), Г.С.Лозко исходит из тезиса, что славянский и русский панславизм – это качественно различные идеологии. Мол, «славянский имеет целью единение родственных культур (культурничества), а русский содержит в себе имперскую идею «великодержавности», основанную на экспансионистских целях».
Вопреки множеству неопровержимых исторических фактов о том, что именно Россия в XIX веке стала главным центром славянского движения (научные исследования, археологические экспедиции, издания академических и популярных трудов по фольклору, включая сборники песен Малороссии), где сам Государь Император лично принимал и приветствовал в 1867 году делегатов Всеславянского Съезда, Лозко клевещет, что у нас, как и в западных европейских империях якобы «преследовалось всё, что касалось славянства». Она считает ошибкой убеждения отцов славянофильства о ведущей роли России в славянском мире.
Глава ОРУ обеспокоена тем, что на Украине славянская идея находится в руках «левых» (коммунистов, социалистов, либералов). Не вникая в суть их стратегии, а тем более в программные документы, сама она высказывает абсолютно неаргументированные тезисы и по-просту лжёт.
Славянофилы западных и южных стран (Ян Коллар, Юрий Венелин, Павел Шафарик, Людвиг Штур, Милош Милоевич и другие) всегда тянулись к России как надежному союзнику, а Лозко пишет: «всегда разочаровывались в русском факторе».
Российская Империя покровительствовала славянофилам и вела освободительные войны в защиту славян (на Балканах, в Крыму, в Прибалтике), а Лозко клевещет: «всякие мечты и попытки к объединению славян всегда разбивались о гегемонию России».
Современные деятели славянского движения учитывают опыт социалистического содружества XX века, в том числе Второй Мировой войны, когда в результате победы СССР над нацистской Германией были созданы Варшавский Договор и Союз Экономической Взаимопомощи. А Лозко отождествляет эти достижения с «московским империализмом, стремлением России к мировому господству».
Сегодня славянский мир, раздробленный и расчлененный всемирной экспансией либерального капитализма, встал на путь деградации. В экономическом и демографическом отношении он катится в пропасть, фактически вымирает. Этому глобальному монстру, высасывающему из нас живительные соки, может противостоять только мощное объединение братских народов на базе всесторонней взаимопомощии и на государственном уровне. А она грозится: «Никакого «союзного государства»!
Я не идеализирую Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию, оцениваю их исторический опыт критично. Однако русский народ и власть в России - это не одно и тоже. С кем объединяться славянам против геноцидной глобализации, если не с русскими братьями? Может быть, с американцами, с немцами или с турками? История уже ответила на этот вопрос. Этносы, оказавшиеся в западной зоне (бодричи, лютичи, поморы, лужицкие сербы, русины, резьяне и др.), были подвержены насильственной ассимиляции. А бывшие малороссы в рамках УССР значительно увеличили свою численность и территорию, даже несмотря на трагичекие события ХХ века.
Выход славян из Варшавского договора после развала СССР в действительности привел к усилению Европейского Союза и военного блока НАТО. Сегодня именно НАТО взяло под опеку «незалежну Украину», всячески натравливая ее на Восточного соседа.
Редактируя «Стратегическую программу развития Славянской Родной Веры», коллективный текст Родового Славянского Веча, в разработке которого участвовали представители разных народов, Г.С. Лозко всячески усилила положения, касающиеся автохтонности этносов, особенностей их языков, местных традиций и религиозных обычаев, что составляет основу любой культурной автономии. Для сохранения национальной независимости общин родноверов и координации их действий на международном уровне она включила в документ «горизонтальный принцип равенства между странами-участницами».
Этот привлекательный в культурном отношении принцип приводит к взрывоопасной ситуации в геополитике и государственном строительстве.
Для России принцип «мультикультуризма» становится всё более проблематичным вот по какой причине. Хотя огромную территорию РФ заселяют представители 180 этносов, более 80% населения составляют русские люди, в исторической литературе называемые «великороссами». При этом «равноправный» русский народ лишен своей государственности и не имеет собственной национальной территории.
Единая в генетическом, языковом, культурном, историческом и прочих смыслах русская нация искусственно раздроблена, расчленена. У себя на Родине коренной русский народ не имеет статуса государствообразующей нации, а в Украине. Беларуси, Прибалтике и Казахстане - он превратился в часть национальных меньшинств.
Юридическая и политическая бомба была заложена еще В.И.Лениным после провозглашения им права народов России на самоопределение - вплоть до создания независимых социалистических республик. Коммунистический интернационализм диктатуры пролетариата и военно-экономические интересы СССР ценой миллионов жертв сдержали полный развал государства на территории бывшей империи, но центробежные силы уже были запущены.
И когда гитлеровские войска оккупировали западные республики Советского Союза им нетрудно было найти сторонников независимости от ужасов коммунистического равенства и кошмаров ГУЛАга. Многие люди просто бежали за кордон или сдавались в плен.
Спрашивается, правильно ли в этой связи сегодня становиться на позиции Украинской Повстанческой Армии (УПА) и бандеровских формирований? Нужно ли оправдывать стратегию развала СССР? Стоит ли поддерживать лидеров таких ультранационалитических партий Украины, как ВО «Свобода» или Конгресс украинских националистов, с которыми Галина Лозко тесно сотрудничает?
Кстати, глава украинской партии «Свобода» Олег Тягнибок по убеждениям отнюдь не язычник. Он православный христианин. Ходит в церковь и на Пасху публично поздравляет своих однопартийцев с Воскресением Христовым. Это нисколько не мешает Зореславе дружить с соратниками Тягнибока. Ибо её вера - это «украинизм», а тактика - сотрудничество с «украинцами всех конфессий», в том числе в России.
Галина Лозко считает себя чуть ли ни главным «украинознавцем», «нациологом» и «берегиней» всея Украины. Только далеко не все соотечественники разделяют эту её иллюзию. Авторитетный археолог и знаменитый писатель из Киева Ю.А.Шилов, которого невозможно заподозрить в антиукраинской позиции, считает, что Г.Лозко не понимает основы древней истории своего края. Её реконструкция язычества это неудачный «культурный анахронизм».
Зореславу не воспринимают в качестве «першеволхвини» руководители упомянутой РУНВiри, сторонники Руського Православного Кола, Собора Рідної Української Віри, не говоря уже о новых языческих общинах, перечислить которые трудно.
Собственные ученики Лозко и посвященные ею жрецы, отказывают Зореславе в доверии и уходят из ОРУ целыми группами. Одними из первых ушли волхв Владимир и Лада Куровские, основавшие Родове Вогнище Рiдной Православноi Вiри (РВ РПВ), а недавно по инициативе Магуры Чепурной - сразу несколько общин украинских родноверов, создавших свой собственный Религиозный Духовный Центр КРУК.
В «благодарность» за многолетнюю поддержку со стороны русских родноверов, которые печатали и пропагандировали лучшие из трудов Г.С.Лозко, она развернула теперь антирусскую кампанию.
Владимира Сацевича - выдающегося борца за здоровый образ жизни, авторитетного лидера славянского движения в Беларуси, одного из отцов-основателей РСВ - Г.С.Лозко не воспринимает в качестве волхва на том основании. что он не говорит на белорусской мове, а только по-русски.
Русские как коренные жители Беларуси и Украины имеют полное право не только говорить на своей рiдной мове, но исповедовать на этом языке традиционную религию так, как они её понимают.
Зореславу избрали на год в качестве координатора РСВ, а она воспользовавшись этим, стала нарушать этические нормы нашего сообщества, и поддрежала (или организовала?) провокационную кампании со стороны ОРУ под названием «Tulaev non grata». В ответ мне пришлось выразить вотум недоверия к Г.С. Лозко как волхвине и международному деятелю, который я опубликовал для защиты своей чести.
Однако и это не стало уроком для Лозко. После Веча в Киеве она стала нарушать организационные решения и юридические принципы нашего сообщества. Из координатора превратилась в диктатора. Сначала перестала делать украинскую версию электронной страницы РОДОВЕД и убрала в интернете ссылку на неё. Затем нелегально, даже не посоветовавшись с главным редактором, издала вестник «Слава!» в качестве «приложения к часопису СВАРОГ», причем под номером предыдущего выпуска!
И когда член Союза Венедов Владимир Москвин (Добромир) на одном из совещаний честно и открыто выступил с осуждением шовинистичекой, русофобской и назаконной по сути линии Г.Лозко, глава организации А.Б.Тищенко, исключил Добромира из рядов СВ. Чьи интересы в данном случае защищал координатор РСВ?
Моя личная позиция в этом идеологическом конфликте открыта и ясна. Как известному ученому и деятелю международного славянского движения, мне не нужно оправдываться и доказывать свою правоту. Многочисленные факты, публикации, художественные выставки, награды и письма благодарности - говорят сами за себя.
Я никогда не выступал против Украины, где у меня много хороших, добрых друзей. Меня за это даже как-то назвали «украинским агентом». И этот номер «СЛАВЫ!», если вникнуть в него внимательно, вполне дружественный по отношению к украинцам.
Однако я против лжи и неблагодарности. Была Лозко другом России, её и принимали у нас по чести. А стала клеветать на русских, на своих же бывших друзей, получай по заслугам. Что посеешь, то и пожнешь!
Павел Тулаев
|