СЛАВЯНСТВО
Tulaev.ru

Атеней

Родовед

Евгения

English

Español

Deutsch

Polski

Français

Беларусь

България

Россия

Србия

Україна

Slovenija

India
LINKS
CONTACT
ARCHIVES
FORUM
Rambler's Top100

«ИСТОКИ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА
И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В ХХI ВЕКЕ»

   8-10 июля 2005 года в г. Сочи (п. Красная Поляна) состоялась конференция «Истоки славянофильства и перспективы его развития в ХХI веке», в которой приняли участие историки, социологи, экономисты, литераторы, руководители средств массовой информации, общественные деятели и предприниматели из гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Геленджика, Краснодара, Ростова-на-Дону, Сочи и Челябинска. Участники конференции рассмотрели вопросы зарождения и развития славянофильства, проанализировали его состояние в нынешний момент и рассмотрели некоторые прогнозы его развития в ХХI веке.

   В современных условиях, когда процессы глобализации оказывают все более негативное и нивелирующее воздействие на мировоззрение, традиции, культуру, самосознание и быт славянских народов, перед славянским движением стоит целый ряд жизненно важных задач, от решения которых зависит сохранение самобытности славянских народов и будущее славянской цивилизации.

   Важнейшими задачами в деле единения славянских народов являются: поиск мировоззренческой основы, выбор и обоснование методологии, формулирование идеи всеславянского единства и выработка эффективных механизмов его практического осуществления. В качестве мировоззренческой основы единства славянских народов выступает славянофильство, включающее в себя духовно-нравственные нормы и многообразие культурных традиций, исторических и национальных особенностей славянских народов. В качестве методологической основы выступает методология единения, включающая в себя передовые достижения научной, философской, исторической, политологической, экономической, культурологической и богословской мысли лучших представителей славянского мира.

   Главными принципами единства славянских народов являются:

   1. Единство духовных истоков.
   2. Единство национально-этнических корней.
   3. Родственность славянских языков.
   4. Близость национально-культурных традиций.
   5. Общее Евразийское пространство.
   6. Общая многовековая история, включающая в себя совместную борьбу России и славянских народов за освобождение от османского ига и достижение великой победы над фашизмом.
   7. Наличие знания о возможности духовной победы и обновления славянской цивилизации.

   Источниками идеологии славянского движения являются общие духовные истоки, национальные и культурные корни, югославский иллиризм, польский мессианизм, словацкий панславизм, чешский австрославизм и русское славянофильство.

   Основой славянского единения был, есть и будет союз братских славянских народов, ведущую роль в котором играет Россия. Идея славянского единства, как реальная альтернатива западно-либеральной идеологии, получила обоснование в трудах русских мыслителей-славянофилов и их последователей. Наиболее видными представителями славянофилов были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, И.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин, А.И.Кошелев, Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, С.Ф.Шарапов и др. Духовно и мировоззренчески к славянофилам были близки Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Н.Н.Страхов, А.А.Григорьев, В.И.Даль, Ф.И.Тютчев, А.Н.Островский.

   Славянофилы, развивая самобытное направление русской и славянской общественной мысли, выступали с обоснованием особого пути исторического развития России, отличного от западного. Центральной идеей славянофилов, русской классической литературы и эстетики была идея народности. Сегодня она игнорируется. Но, только восстановив ее, мы можем переориентироваться с абстрактного электората на народы, реально живущие на территории России, строить будущее России с учетом общенародных и национальных интересов и ценностей. Важнейшим элементом в учении славянофилов является русская крестьянская община, неразрывно связанная с православием. Община и общинное мировоззрение лежат в основе самого славянофильства, русского коллективизма и соборности, а также являются основой нравственности и выживания народа. Община была и в других славянских странах (польская гмина, задруга в Болгарии и Сербии и др.). Поэтому необходимо поддержать все коллективные формы жизни и хозяйствования, имеющие в славянстве глубокие корни. Принятие закона о местном самоуправлении создаёт реальные возможности для использования опыта общинного самоуправления и вечевого (копного) права, многовекового опыта существования славянских общин и артелей.

   Славянофилы считали, что патриотизм является важнейшим неотъемлемым свойством русского народа. Во все времена патриотизм был основой духовного единства русского государства. Возрождение духа патриотизма в русском народе, и, прежде всего, в молодежи, будет способствовать единению власти и народа в деле спасении России. Идеи славянофилов о соборном единстве личности и общества, о единстве народа и власти и о том, что государство и державная власть должны защищать интересы народа и нации, сегодня становятся особенно востребованными. Особую роль в развитии славянских народов на современном этапе может сыграть идея славянофилов о том, что славянский мир хранит для человечества возможность духовного обновления.

   Задача славянофилов всех славянских стран, особенно русских в России, расширить идеологические, организационные и творческие возможности славян, использовать все, что было накоплено полезного в дохристианскую, христианскую и советскую эпохи существования славян. Современная научно-техническая и информационная революция по-новому ставят вопрос о формах организации славян и их общежития, при этом насущной задачей славян является сохранение в потоке социально-экономических и технических преобразований духовных ценностей наших предков и творческое развитие их в современных условиях.

   Для реализации вышеназванных целей и задач ведущую роль призвано сыграть славянское движение, включающее в себя славянские общественные, научные и творческие организации, действующие в рамках законодательства в сотрудничестве с органами государственного управления, органами исполнительной и законодательной власти, общественными, религиозными организациями и представителями деловых кругов. Особую роль в этом должны сыграть Международный славянский Собор, Международное общественное движение «Славянский Молодежный Союз», «Съезд славянских народов», Международная славянская академия и другие организации.

   Конкретными формами практической работы по славянскому единению являются создание и реализация крупных национальных проектов. Данные проекты разрабатываются каждым славянским народом в соответствии со своими национально-историческими традициями, интересами и общими целями общеславянского движения.

   Считаем целесообразным инициировать в России научное обоснование и разработку общенационального проекта «Святая Русь-Россия: духовность, державность, народность». Концептуальной основой этого проекта является учение классиков славянофилов и развитие идей славянофильства в трудах современных исследователей. Для координации действий по разработке и реализации данного проекта предлагаем создать постоянно действующие рабочие группы на базе Международного славянского Собора, международного общественного движения «Славянский Молодежный Союз», клуба практической философии «Честь и Свет».

   Реализация данного проекта позволит учесть коренные интересы русского народа, славянских народов и других народов, проживающих на территории многонациональной и многоконфессиональной России. Успешная реализации данного проекта может быть достигнута на основе возрождения русского национального самосознания, укрепления российской государственности, обеспечения устойчивого экономического роста, повышения качества и уровня жизни населения, культурного развития и свободной созидательной духовной жизни.

   Для реализации этого проекта приглашаем к сотрудничеству представителей законодательной и исполнительной власти, различных общественных движений и организаций, академических научных кругов, творческих союзов, объединений и всех патриотов России.

   Адреса для связи:

   Международное общественное движение «Славянский Молодежный Союз»
sdyatlov@mail.ru,

   Клуб практической философии «Честь и Свет»
info@chestisvet.ru.

 
КРАТКИЙ КОММЕНТАРИЙ П.В.ТУЛАЕВА:

   «Благодарю Вас за присланную резолюцию конференции "ИСТОКИ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В ХХI ВЕКЕ". Я планировал приехать в Красную Поляну, но из-за большой перегрузки срочными делами и переездами в июне месяце (Москва-Киев-Минск), к сожалению, не смог принять участие в Вашем научном мероприятии.

   Резолюцию я прочитал внимательно. По общему пафосу я считаю ее верной. Вместе с тем, я хочу сделать несколько замечаний.

   1) Как автор биографического очерка об отце славянофильства в России Юрии Ивановиче Венелине (1802-1839), учителе братьев Аксаковых, предшественнике Хомякова, Срезневского, Вельтмана и др. я, конечно, хотел бы видеть его в упомянутом Вами списке НА СВОЕМ ЗАКОННОМ МЕСТЕ. Копию своей статьи "Возращение Юрия Венелина" прилагаю.

   2) Среди "главных принципов единства славянских народов" следует указывать в первую очередь родовые и генетические корни. А "духовные истоки" это весьма абстрактная категория, особенно если учесть иудейское происхождение христианства и идеологическую войну православия с католицизмом. Важные аргументы в пользу этой точки зрения вы найдете в другой моей прилагаемой публикации "Род и Раса".

   3) Нельзя смешивать в одну кучу все виды славянофильства. Ведь, например, упомянутый Вами "польский мессианизм" был заострен против Русского Империализма, который не воспринял идеи Хомякова, Киреевского, Бакунина, а предпочел идее славянского братства монархический лозунг "самодержание, православие, соборность". В результате, как Вы знаете, победили красные интернационалисты и те, кто за ними стоял.

   4) В этой связи есть опасность и в наше смутное время упростить задачу, свести живое многообразие славянского мира к такой "духовности, державности и народности", где будут править ридигеры, путины и "новые русские".

   5) Наконец, нельзя не учитывать, что к началу XXI века в славянских странах сложилось такое архиважное явление как Родная Вера. Это конфессия, официально зарегистрированная в государственных органах. В третьем приложении посылаю Вам итоговый документ Родового Славянского Веча в Калуге, где прояснены некоторые важные моменты. Прочие подробности Вы можете почерпнуть на панславянском портале http://ateney.ru/rodoved.

 

COPYRIGHT РУССКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "АТЕНЕЙ" 2001-2005