МУЗЫКА
Tulaev.ru

Атеней

Родовед

Евгения

English

Español

Deutsch

Polski

Français

Беларусь

България

Россия

Србия

Україна

Slovenija

India
LINKS
CONTACT
ARCHIVES
FORUM
Rambler's Top100

О НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И МУЗЫКЕ

   Тулаев: Анатолий Иванович, о музыке невозможно говорить в отрыве от культуры в целом, поскольку она её часть. Поэтому давайте для начала уточним, что такое культура и искусство?

   Полетаев: Что такое культура? Это — совокупный уровень достижений в любой отрасли человеческой деятельности. Часто под культурой понимают вежливость, этику, воспитание, искусство и т.д. Когда спрашиваешь даже у интеллигентного человека: а что же такое культура? — он долго морщит лоб, собираясь с мыслями. Даже техническая, художественная интеллигенция после долгих раздумий произносит: культура—это когда... вот входишь в трамвай и видишь — мест нет, а женщины стоят, то ты должен попросить мужчину уступить место. Это — этика, воспитание, это — культура поведения, только часть культуры, но не вся ее суть. Культура — это уровень достижений, будь то сельское хозяйство, финансы или военное дело.

   Есть широкое и узкое понятие культуры и надо понимать, что имеется в виду, когда звучит такой вопрос. Ведь Отечественная, Российская культура, всегда была на очень высоком уровне, особенно в XIX – начале XX века, она имела такие достижения во всех отраслях (в науке, искусстве, медицине, технике и прочих сферах, в том числе сельском хозяйстве), что мы до сих пор живем ими. Конечно, прогресс не миновал Россию за период с 1917 года по сегодняшний день: было много достижений в области космических полетов и ракетостроения, физики и электроники, в общем, в области науки. Но поскольку наука — это лишь часть культуры, то можно констатировать, что научный прогресс и образованность у нас достигались зачастую в ущерб всем другим сферам культуры, за счет духовного поражения и унижения, за счет потери духовной высоты, которая была в России. И чем больше прогресс науки, тем больше мы наблюдаем разрыв между образованностью и духовным воспитанием народа.
 

   Т.: Вы хотите сказать, что так называемый «прогресс» приводит не к улучшению человека, а к его деградации?

   П.: Очевидно, что так. Разве не отсюда происходят многие издержки нашего бытия: и цинизм, и предательство, и уголовщина, и наркомания? Разве они не следствие данного разрыва между духовным и техническим развитием? Прогресс — это не самоцель, как не самоцель «искусство для искусства», «новое ради нового». Если новое хуже старого по качеству, — по сути это регресс и моральное преступление.

   В советскую эпоху делалась ставка на специальное образование и технический прогресс, на ускоренное развитие промышленности в ущерб духовному воспитанию. И все это происходило не стихийно, не случайно — это была диверсия против русской нации и Российского государства. Ибо если мы потеряем духовность, эту основную составляющую понятия культуры в широком смысле, нас уже не нужно будет завоевывать — мы сами все отдадим, мы доконаем себя сами так, как это и происходит у нас на глазах. Нет людей, способных защищать Отечество: офицеры, неспособные решить свои житейские проблемы, сами себя убивают из табельного оружия или продают оружие своим противникам.
 

   Т.: Это уже предательство…

   П.: Это больше, чем предательство. Трудно подобрать название данному явлению и понять, каким образом можно было воспитать таких офицеров.

   В этом отношении в стране сейчас настоящая катастрофа. И когда говорят о подъеме экономики, реформах в области финансов и хозяйственной деятельности, я предельно ясно осознаю дилетантство одних и диверсионный замысел других. Третьи же, кто многое понимают, фактически отрезаны от средств массовой информации, их никто не спрашивает.

   Считается, что «если звезды зажигают, значит это кому-то нужно», если в стране откровенный разврат и наркомания — значит это нужно, этим нужно переболеть; а ведь под видом этого «нужно» идет самое настоящее уничтожение, сознательное, диверсионное. Причем все это безобразие происходит не только под управлением внутренних и внешних разрушительных сил, но и по инерции, ибо человек, лишенный культуры, национального самосознания, понимания своей ответственности, сам все и уничтожит, разломает, достаточно ему напиться водки.

   Даже молодежь, которая не пьет, на танцах приходит в неистовое состояние, когда ей хочется все крушить. И все это безнаказанно не только существует сейчас, но даже пропагандируется с большим знанием дела. И все органы образования, воспитания, правопорядка и контроля делают вид, что они ничего не понимают и не видят в этом никаких проблем, хотя именно в этом заключена главная проблема.

   Никакая армия, никакие деньги или другие силы и средства не помогут, если человек духовно не подготовлен, не созрел психологически, интеллектуально. У нас в стране сейчас воспитывают разрушителей, воспитывают эгоцентриков, проституток и модных танцоров, заинтересованных лишь в примитивном самовыражении.
 

   Т.: Воспитывают родители, школа или церковь, а современное государство западного типа дистанцируется от различных религиозных традиций, жизненных укладов, считая, что это частное дело гражданина.

   П.: Да, сейчас много говорится о правах человека, что мы должны следовать образцам так называемых «свободных стран». Но для кого тогда существует Великая России? Кто в ней будет жить, если молодежь массово употребляет наркотики? Власть же борется не с наркотиками, а с последствиями их распространения по России, якобы думает о лечении наркоманов.

   Сейчас воспитание отдано на откуп церкви, но христианская церковь, между прочим — явление интернациональное, в отличие, например, от иудаизма или индуизма. Православие не спасет Россию, если будет стоять в стороне от национальных интересов. Православные христиане других стран, – а таковые есть даже в Африке, Китае и Японии, – не могут нести ответственности за русские национальные проблемы.

   Антинациональная политика правительства привела к тому, что не осталось заинтересованных людей, некому и не с кого спросить, все ждут западных кредитов и инвестиций. Ничего не будет хорошего, пока мы не поймем — начинать надо не с экономики, а с воспитания духовности. Нищее и голодное, раздетое и разутое население может побеждать, если оно духовно сильно и стремится к справедливости, как это было в революционные годы в России и Индии.
 

   Т.: Коммунистическую диктатуру пролетариата, вылившуюся в тоталитарную власть ВКПб-КПСС вряд ли можно признать справедливой.

   П.: Ну, допустим, людей тогда обманули, увлекли обещаниями ложных результатов, но всё же они верили и поэтому были непобедимы. Так, если бы теперь начать с воспитания нравственности, духовности в стране, нам не потребовалось бы нести бремя колоссальных издержек.

   Мои взгляды не находят понимания у современных политиков и владельцев средств массовой информации. Меня считают то коммунистом, то шовинистом, то даже нацистом. Все это ко мне никак не относится. Я, действительно, националист и считаю национализм святой обязанностью здравомыслящего образованного человека, однако, это ничего общего не имеет с шовинизмом или нацизмом. Шовинизм — это болезненная форма национализма, доведенная до богоизбранности того или иного народа, или даже до абсурда. А национализм – это, прежде всего, ответственность за национальные интересы — причем не только русского населения нашей страны, за интересы всех народов, всех племен, которые живут в России. Мы вместе образуем одно общество, единую социальную атмосферу, культурную и языковую среду.
 

   Т.: В чем они выражаются, эти национальные интересы?

   П.: Национальные интересы надо видеть в том, чтобы наши дети стали лучше нас. А если они сегодня погибают, если у нас рождаемость ниже смертности, если нация на глазах вырождается, теряя не только количество, но и качество, то мы не сможем построить лучшую жизнь. Мы будем не в состоянии противостоять вызову Запада и Востока, которые извечны по отношению к России. Как можно мириться с тем, что Россия, имея такие огромные запасы природных ресурсов, испытывают недостаток в энергии, в материальных средствах. Куда деваются огромные средства, вырученные от продажи наших природных богатств? Вот с чего надо было начинать всем реформаторам: навести порядок не только по закону и конституции, но, прежде всего, в области нравственности, в области духовности. Тогда нам легче будет добиться успехов в любых других областях и сферах деятельности.

   Это я говорю об обществе в целом, о культуре как таковой. А что касается искусства, то это особый разговор. Часто искусство подменяют понятием культуры, но оно часть культуры, причем незначительная ее часть. Искусство бывает культурно и антикультурно и не всякое искусство нужно и можно поддерживать. Искусство – всего лишь высшая форма ремесла. Его ценность зависит от нравственности и идеологии.

   Многие формы искусства лучше запрещать, подобно тому, как мы запрещаем детям играть с огнем, со спичками. Мы должны запрещать всё психологически незрелое. Не всё следует разрешать, как это делается сейчас в либеральной России. Без оправданных запретов получается анархизм, беспорядок, настоящий хаос и даже сатанизм. И если, например, какое-то явление искусства по сути своей вредно, тлетворно, антинационально, оно должно подлежать запрету.
 

   Т.: Как определить ту меру, которая делает произведение искусства национальным или антинациональным?

   П.: Я уже говорил, что антинациональное искусство — это искусство против интересов нации. Искусство, которое нам сегодня предлагают, все виды: изобразительное, инструментальное, вокальное, театральное, танцевальное, хореографическое большей своей частью направлено на разрушение народных традиций, национальных культур и опыта многонациональной общности в нашей стране, нынешней России, которая недавно называлась СССР, а до этого Российской империей. Но как же мы можем говорить об этом, если почти все средства массовой информации – телевидение, радио и пресса, принадлежат людям, выполняющим задачу национального разрушения. Вот это-то и есть антинациональная деятельность. Нельзя же назвать эту массовую деградацию культурой. И даже если формально эти разрушители называются «культурными деятелями», имеют почетные звания и всяческие призы, фактически они осуществляют разрушительную деятельность, поскольку они не озабочены и даже не озадачены национальными интересами страны.

   Национальные интересы – хочу ещё раз подчеркнуть – это не только интересы русских или какой-то другой народности России. Это интересы всех народов, которые живут в нашей стране. Общенациональные интересы — это интересы каждого народа в отдельности и всех вместе. Вот такая диалектика получается.

   А что сегодня по телевидению, например, показывают детям. Все время западные мультики: Дисней, Голливуд и прочие «красавицы и чудовища». Это еще в лучшем случае. Но куда подевали русские народные сказки? Куда делся Короленко, Толстой, Достоевский, Сухомлинский? Куда пропал огромный пласт отечественной детской и юношеской литературы. На телевидении эти имена можно услышишь крайне редко, а в Интернете и подавно – там полная оккупация.

   Почему все время наступает Запад, Запад и Запад? Почему телевизионные передачи безнравственны, циничны и развратны до предела. Все время говорят «про это», подменяя священное понятие Любви – вариациями бездуховного секса. Гомосексуальные отношения пытаются прировнять к семье, к законному браку; убийство людей в бандитских разборках подается как норма, детская проституция как издержки свободы и т.п. Разве это не антинародная, не антинациональная линия в культуре? Зачем нам такая свобода и такая демократия?

   На самом деле это и не демократия вовсе, а настоящая диверсия. В этом вся суть. Вы думаете, что правители не понимают, что происходит? Думаете, окружение Президента не знает о происходящем в стране? Прекрасно всё знает и понимает, но не хочет нести за это ответственности. И даже когда люди, доведенные до пропасти, до крайнего предела унижения, начинают возмущаться, судьи никак не могут найти виновных, не могут и не хотят искать глубинные причины деградации. Будут говорить о чем угодно, только не о главном. А главное, что против России идет ползучая оккупация, идет уничтожение национальной культуры, народных традиций, самого русского духа. Это вполне сознательная деятельность внешних и внутренних сил. Это работа вражеской агентуры, которая захватила средства массовой информации и органы управления. Иначе я не могу дать объяснения, почему такое происходит в общегосударственных масштабах.

   Одна из главных и глобальных задач разрушителей от имени искусства во всем мире, особенно на протяжении последних веков, состоит в романтизации пороков во всевозможных аспектах и формах. Знать и понимать это – святая обязанность создателей истинной культуры. И я готов переубедить любого оппонента по этому вопросу.
 

   Т.: Тут никто из людей, знающих правду, не будет с Вами спорить. Я как русский историк и научный работник могу лишь подтвердить Ваши выводы. Как издатель и комментатор книг известного конспиролога Энтони Саттона я мог бы многое добавить к Вашим разоблачениям, однако тема наших бесед – музыка, искусство, образование.

   П.: Я читал подаренные мне Вами книги и признаю их огромную ценность. Зная Вашу последовательную патриотическую позицию, мои друзья и доверили Вам написание книги об оркестре «Боян». Ведь это не простой оркестр, не один из многих, а исключительный по своему культурному значению. «Боян» – символ!

   Что касается проблемы воспитания и образования, то мы должны, прежде всего, решать ее по отношению к носителям власти и влияния на людей во всех формах. Если начальник, чиновник или, тем более, деятель образования национально не подготовлен, он не имеет права дотрагиваться до жезла власти, какой бы то ни было — в области науки, экономики, вооружений и т.д. В руках такого опасного субъекта не должно быть управления людьми, страной. Он не имеет права быть педагогом, учителем, поскольку он национально не состоятелен. Ему можно позволить быть рядовым исполнителем, обычной рабочей силой, но не более того.

   Чтобы определить степень подготовленности специалистов узкого профиля к властным структурам, необходимо, чтобы они прежде положительно проявили себя на поприще национальной культуры, а более мелкие исполнители – хотя бы проходили какие-то экзамены, какой-то продуманный отбор. Во всяком случае, должно быть ясно, на какую степень ответственности тот или иной специалист «тянет», что ему можно доверить, а чего – пока нельзя и вообще недопустимо.

   Без серьезного отбора невозможно построить здоровую, продуктивную систему образования, заложить основы развитой культуры. А у нас почему-то это законное требование воспринимается как проявление шовинизма, антисемитизма, нацизма. Никто не решается поставить на место зарвавшихся наглецов, которые ведут разрушительную деятельность на самом верху, а тем, кто пытается сказать людям правду, затыкают рот. О каких правах человека после этого можно говорить?
 

   Т.: Многие люди только сейчас начали понимать, что происходит на самом деле. Правда о происходящем «за кулисой» этой жизни, столь похожей на театр марионеток, только в последние годы начала доходить до сознания русских людей.

   П.: Да, Правда и Справедливость нам нужны, как воздух. Ищите Правду. Недаром Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в Правде». Хотя и говорят, что у каждого своя правда, но тогда это не общая правда, не для всей страны. Правда как совесть, как честность, как желание творить Добро и не делать зла. Не случайно ведь, человек, совершающий зло, скрывает свои грехи. По православному учению, грех – это не случайная ошибка, а умышленное сокрытие Правды, сознательное творение зла. Победа праведности в жизни отдельного человека – это спасительная удача для его личной жизни. Однако нам этого мало. Нам нужна правда национальная, общественная, государственная. Тогда и Россия станет сильной, и люди, которые у нас живут, получат защиту от своего государства.
 

   Т.: Мы все время сбиваемся на государственные и общественные дела. Давайте, теперь определим, как национальное проявляет себя в музыке.

   П.: Для меня истинно национальное то, что служит интересам народа. Музыка в данном случае не исключение. Конечно, хорошо, когда на сцене или в танцевальном зале звучат народные инструменты: балалайки, домры, гусли, однако это не главное. Потому они и называются инструментами, чтобы служить некоторой задаче, поставленной композитором, дирижером или исполнителем. Нарядить в русскую рубаху или сарафан можно и клоуна, а при помощи народных инструментов играть всякую похабщину, выдаваемую за фольклорные частушки. Такая клоунада никакого отношения к национальной культуре не имеет. И наоборот, симфонический оркестр, созданный для исполнения классической музыки, может быть средством для выражения национальной идеи. Лучшие сочинения таких аристократов от искусства, как Глинка, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, в конечном счете, являются глубоко национальными, ибо служат интересам русского народа и мира в целом.

   Основанный мной оркестр «Боян» как раз и поставил перед собой высокую задачу служить национальным интересам. Его творческое и идеологическое кредо — народность, художественность, патриотизм, высокая нравственность и духовность. Оркестр «Боян» носит символическое имя Бояна, который по современной легенде был первым русским митрополитом Киевской Руси под именем Илларион. Илларион – известный государственный и религиозный деятель, автор литературных трудов. Другой легендарный прообраз – автор знаменитого «Боянова гимна», датируемого IV веком нашей эры, то есть поэтического произведения, написанного ещё до крещения Руси. Задача нашего «Бояна» пробуждать национальное самосознание среди людей, служить народу, воспитывать его, делать его умней, добрей, чище.

   Для решения этой же цели, только еще в более широком масштабе, по моей инициативе впервые в России был создан Центр славянской музыки, где находится основанная репетиционная и концертная база «Бояна». Вместе со старыми и новыми единомышленниками мы развиваем, пропагандируем и укрепляем музыкальные традиции славянских стран. Это Шопен, Дворжак, Сметана и классическая русская музыка, о которой я только что говорил. Это песни и танцы Сербии, Чехии, Белоруссии, Польши, Украины, России. Вместе они составляют чудесный букет из лучших достижений музыкальной культуры XIX и XX веков.

   Наш центр хочет сохранить родное наследие, привлечь к нему внимание публики и исполнителей. Потому что великую славянскую культуру забывать нельзя, ее обязательно нужно изучать и развивать. Из нее можно черпать все новые и новые силы, мощные энергии, в том числе целебные, потому что эта музыка настоящая, истинно народная и духовная одновременно. Она несет чрезвычайно ценную и точную генетическую информацию. В народной музыке звуками закодированы глубочайшие, порой подсознательные, уровни человеческого интеллекта, национальной души и духовного состояния человека. Всю эту информацию, эти сакральные энергии, идущие из глубин тысячелетий, необходимо сохранить и донести до людей. Иначе мы не сможем защитить интересы России и дружественных ей стран, и всех нас вместе сделают легкой добычей хищных противников.
 

   Т.: Вся деятельность «Бояна» под Вашим постоянным руководством вызывает восхищение не только у меня. Его действительно можно считать образцом национального симфонического оркестра малого формата. Но значит ли это, что и другие оркестры должны пойти по пути включения в свой состав народных инструментов. Кроме того, в каждой стране свое понимание национальной культуры.

   П.: Разумеется. Например, в США традиционный джаз воспринимается как часть национальной культуры, ибо само понятие нации у американцев качественно отличное от нашего. То же самое происходит с афроамериканской музыкой в странах Центральной и Южной Америки. До конца XIX века за океаном в концертных залах исполнялась только европейская классическая музыка. Какие-нибудь там маракасы или чаранги можно было услышать только в деревне или на улицах. Нынешние джазовые инструменты использовались сначала в духовых военных и парковых оркестрах. А сейчас негритянские ритмы стали неотъемлемым элементом американской культуры.

   Что такое Америка, с национально-культурной, этнографической точки зрения? Это сбор всего и вся. И в этом смысле собственно национальной американской культуры в США не существует. Есть культура эмигрантов из Европы, Азии, Латинской Америки, Африки, сплав которой порождает современную культуру и антикультуру. Поскольку этот сплав оторван от национальных корней и не имеет устойчивых национальных традиций, США становится фабрикой разрушения народных культур.

   В использовании джазовых элементов в симфонической палитре нет ничего специфически американского. Это просто разрушение аристократической чистоты и классического жанра. Сегодня в Большом зале консерватории, святом для меня как русского музыканта и дирижера месте, играют джазовые ансамбли, поют джазовые певицы и, извините за правду, даже проститутки от эстрады выходят на подиум. Теперь это воспринимается некоторыми влиятельными людьми как проявление демократического искусства, как своего рода норма. На самом же деле – это деградация, грубое разрушение народных и классических традиций.
 

   Т.: Я согласен с Вашим утверждением, что глобализация по американскому образцу приводит к подмене подлинных ценностей на ложные, а, в конечном счете, ведет к деградации. Хотя у белых американцев есть свои великие композиторы, в том числе развивающие европейскую, можно даже сказать, нордическую и арийскую традицию.

   П.: Российская музыкальная культура, европейская по своему происхождению, тоже полна заимствований. Разве центр Киевской Руси не находился на территории нынешней Украины? Разве балалайка и домра не пришли в Россию с Юго-Востока? Евразийские элементы присутствуют в нашей классической культуре, и как часть музыкальных источников и как экзотика. Возьмите, например, «Шехеразаду» Римского-Корсакова или «Кавказские эскизы» Ипполитова-Иванова. А «Скифская симфония» Прокофьева – разве это не Восток в чистом виде? Есть, конечно, и карикатурные проявления современной экзотической музыки, вроде ансамбля «Джаз-балалайка». Инструменты там национальные, а играют какую-то пародию, кривляются ради денег и сомнительной известности.
 

   Т.: Пародии, экзотика и влияния – это все периферия национальной культуры. Однако, у нее есть ядро, есть некий идеал, как образец чистоты архетипа. Могли бы Вы привести пример такого национального идеала в русской музыке?

   П.: В нашей музыке есть множество гениальных произведений, каждое из которых по-своему глубоко выражает национальное мировоззрение. Например, знаменитый 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова, которого я считаю последним великим русским композитором. Чисто по-русски звучат «Увертюра 1812 года» Чайковского и «Снегурочка» Римского-Корсакова. Этот список можно продолжать.

   Но если говорить об идеале, так сказать формуле русского духа в музыкальном искусстве, то, по моему убеждению, это ведущая тема из 5-й симфонии П.И. Чайковского. Такого уровня вдохновения, восторга и гениальности в музыке достигали только Бетховен и Вагнер. В 5-й симфонии заложена такая высота и державная мощь, что ее лейтмотив я рассматриваю как прообраз гимна будущей Великой России. А каково эпическое величие 3-ей симфонии Рахманинова о судьбах России!

   Когда недавно был объявлен всеобщий конкурс на новый национальный гимн, чего только не предлагали: и хор «Славься» Глинки, и «Боже, Царя храни», и «Марш славянки», и даже мелодии известных бардов. Но все это не подходит для современного гимна. Потому что нельзя формально копировать прошлое, нельзя, как учил Гераклит, дважды войти в одну и ту же реку. Сколько воды с тех пор утекло! Разве можно искать выражение наших нынешних идеологических и духовных задач, например, в «Дубинушке» или «Интернационале»? Возврат к старому пониманию народности и государственности невозможен. Сейчас – другое время, другая держава, иные задачи, и национальный гимн должен быть соответствующим.

   Гимн — это не только песня, не только хор, не только славица – это еще наивысший уровень духовности, интеллектуальности, ёмкая и точная форма выражения состояния души и сущности нации. Так вот, 5-я симфония Чайковского наиболее близка к решению этой сложнейшей задачи. Я не говорю, что это уже готовая музыка гимна, но именно здесь заложена магическая формула, обращенная в будущее России.

   Мне довелось создать версию «Maestoso» из Пятой симфонии Чайковского, где она подана как готовый гимн. Эту версию с радостью приняла Международная ноосферная ассамблея мира, что подтверждено документами.

 

COPYRIGHT РУССКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "АТЕНЕЙ" 2001-2005