Tulaev.ru

Атеней

Родовед

Евгения

English

Español

Deutsch

Polski

Français

Беларусь

България

Россия

Србия

Україна

Slovenija

India
LINKS
CONTACT
ARCHIVES
FORUM
Rambler's Top100
ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА

Нэлла Генкина   Нэлла Генкина – философ в живописи. Её картины, написанные в разных жанрах, от портрета и пейзажа до мифологических и сюрреалистических сюжетов, обращены вглубь души, в самое сердце зрителя и самой себя.

   Своеобразный стиль, легко запоминающийся своей эмоциональностью и насыщенной цветовой гаммой, приобретает формы искусства импрессионизма. Такая манера связана с тем, что художница начала заниматься изобразительным творчеством в уже зрелом возрасте, сначала в Московском заочном университете, а затем в Нижегородском художественном училище.

   Однако содержание её полотен далеко от наивности. Чем сложнее сюжет картины, тем он для автора интереснее. Художественное мышление Генкиной эвристично. Она ищет необычные темы и их новые решения. Её композиции и образы многомерны, как многомерна её личная судьба, которая начинается в Перми, в семье родителей-педагогов, и простирается до вселенских просторов XXI века.

   Так, в картине «Три цвета времени» представлена древняя модель вселенной, состоящая из трёх сфер: Прави (Неба и Закона), Яви (Земного, или Среднего мира) и Нави (Подземного царства и Прошлого). Полотно «Жизненный цикл» символически изображает пространство нашего бытия, где подобно коням, резвящимся в чистом поле, мы проходим по пути от молодости к старости. «Метаморфозы сна» включают эротические грёзы и ужасы подсознания. «Закат» – это трогательная прогулка пары стариков навстречу солнцу, ушедшему за горизонт. Наконец, «Трансформация души» демонстрирует умозрительный переход одной формы человеческого бытия в другие.

   Искусство Генкиной – космично и персоналистично. Оно осмысливает пространства, меры времени, формы жизни и место в ней человека. В нём чувствуются глубокие и сильные переживания автора, её страстная натура, которая придаёт любому сюжету хорошо узнаваемую интонацию.

   Особенно выразительна цветовая палитра. Здесь художнице пригодились знания, приобретённые во время первой профессии. Ведь Нэлла Генкина много лет проработала в области эллипсометрии. Она кандидат физико-математических наук, заслуженный изобретатель СССР. Тема её диссертации «Влияние ионной имплантации на структуру и оптические свойства тонких плёнок».

   Как колористу ей хорошо удаётся стихия воды: речные и морские пейзажи, география которых простирается от Волги и Балтики до Средиземноморья и Атлантики («Озеро», «Русалки», «Полдень», «Берег и волны», «У Канарских островов»). Художник увлекается переливами красок, игрой света и тени, особенно впечатляющей на закате солнца.

   Ещё интереснее эти пейзажи становятся, когда они приобретают историческую перспективу, как например, в картинах «Хождение за три моря» и «Умила Новгородская». Здесь зритель погружается в истоки родного мира и область священной географии.

   В последние годы художница серьезно увлеклась славянской мифологией, под влиянием известного просветителя-славянофила Юрия Михайловича Медведева. Она создала тематическую серию о древних богах и преданиях наших предков, среди которых есть шедевры.

   Моя любимая картина Нэллы Генкиной «Алатырь-камень». Здесь её философское искусство возвышается до архетипической космогонии. В комментариях большого авторского альбома мы читаем: «По преданиям, камень Алатырь существовал ещё до начала мира. На острове Буян посреди моря-Окияна он упал с неба, и на нём были начертаны письмена с законами бога Сварога. Остров Буян – возможно так в средние века называли остров Рюген в Балтийском (Алатырском) море. Тут возлежал волшебный камень Алатырь, на который садится красная девица Заря, прежде чем расстелить по небу свою розовую фату и пробудить весь мир от ночного сна; тут росло мировое древо с райскими птицами. Позднее, в христианские времена, народное воображение поселило на том острове Богородицу вместе с Ильей-пророком, Егорием Храбрым и сонмом святых, а также самого Иисуса Христа, царя Небесного» (с.36).

   Интересны работы художницы: «Лель – Бог страсти и любви», где воссоздан образ певца северного Лукоморья и священного дуба с золотой цепью; «Мокошь, прядущая нить Судьбы», которой поклоняются три женщины, символически изображающие молодость, зрелость и старость; «Богиня зверей и охоты Девана», известная в европейском искусстве как Диана, а у эллинов как Артемида, дочь Зевса и Латоны; «Желя и Карна – богини загробного мира» воплощают дух сострадания и печалования, они проливают горькие слёзы в память о погибших и умерших.

   Нэлла Генкина не язычница. Её религия – это ортодоксальное православие, где сочетаются любовь к родной старине и христианская вера. Мифологические образы, знания о которых почерпнуты художницей из популярной литературы, выразительны, но с исторической точки зрения не всегда и не во всём достоверны.

   Например, на картине «Капище» изображены нереально большие рога неизвестного животного, превышающие человеческий рост. «Даждьбог» выполняет теургические функции Рода или Сварога, хотя он был подобен греческому Аполлону. Вместо знаменитого Триглава (аналога Трояна и Тримурти) мы видим «Триглаву» женского пола. Вместе с тем, «Лада», мать Аполлона и Атремиды (Лели и Леля) представлена не как родившая двойню, а подобно Венере (Афродите) или Фрее. Недостаток сакральных знаний компенсируется антропоморфными деталями и уводит художницу в область эстетических фантазий («Между Велесом и Перуном», «Арысь-поле», «Четвёртое измерение»).

   Вместе с тем, мифологические образы Генкиной перекликаются с современностью и согреты мечтой о счастливом будущем. Картину «Беловодье» в альбоме удачно дополняет стихотворение Ю.М. Медведева «Видения»:

Натяну потуже поводья.
Стой, мой конь, на скале, гляди:
Впереди – простор Беловодья,
Чернота и мрак – позади.

Впереди зеленеют нивы,
Индрик-зверем лежит тайга,
Вижу рек молочных извивы,
И кисельные берега».

   Исторические сюжеты художницы связаны с родной землей. Особенно ей дорого прошлое и настоящее Нижнего Новгорода, откуда она недавно переехала в Москву. Образы малой Родины воплощены на полотнах: «Георгий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода», «В.И. Даль в Нижнем Новгороде», «Портрет ректора Нижегородского университета А.Ф.Хохлова», которые были высоко оценены земляками.

   В портретном жанре Нэлла Генкина создала запоминающуюся галерею образов выдающихся деятелей России: от древнейших времен до XX века, – реконструировав их внешность по описаниям историков, современников или на основе редких фотографий («Богумил», «Ярослав Мудрый», «Пересвет», «Минин и Пожарский», «А.Н.Афанасьев», «В.Н.Татищев» и др.). Каждая из работ имеет свою неповторимую судьбу.

   Любопытный случай произошел с одним с одним из трёх портретов В.И.Даля, нашего выдающегося фольклориста и составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» в 4-х томах, написанных Генкиной по случаю 200-летию ученого. В творческих поисках художница создала его образы различных лет: «Портрет В.И. Даля в юности» (в мундире морского офицера на фоне гавани и кораблей), молодого врача – на фоне Нижегородского кремля – и портрет средних лет, где уже зрелый ученый аристократически скрестил руки на груди. Все три работы Генкиной были выставлены на конкурсе в Российской государственной библиотеке, где пользовались популярностью и получили премию, поскольку не повторяли знаменитый портрет В.И. Даля пожилого возраста, работы В.Перова (1872 года). Однако при перевозе в Моссовет третья работа Генкиной пропала, а точнее говоря, была украдена. Кому-то портрет очень понравился! И поскольку розыски не привели к искомому результату, пришлось художнице делать авторский повтор драгоценного образа.

   У портретов кисти Нэллы Генкиной есть общая черта. Они внутренне эмоциональны и философичны. («Мать и дитя», «Автопортрет», «Весна 1943»). По своей экспрессии её работы напоминают картины Ван Гога.

   Во всём творчестве художницы наглядно проявляются её личные качества: вдумчивость, трудолюбие, душевность, искренность, щедрость. Когда я познакомился с Нэллой на открытии выставки «Русь древнейшая» 25 мая 2010 года в Детской школе искусств им. Балакирева (г. Москва), она тут же с радостью подарила мне свой альбом. Потом она проявила себя как гостеприимная хозяйка, показала свои новые работы, в том числе те, что ещё не публиковались.

   Недавно Нэлла завершила большое полотно, посвященное Атлантиде. На сложной композиции, состоящей из нескольких планов, изображен красивый античный город, погружающийся в пучины мирового океана. Гибнущие люди пытаются спастись от разгневавшейся стихии, кто как может. А в центре сюжета – обнаженная красавица. Она символ самой Атлантиды, прекрасной, но безвозвратно ушедшей. Среди новых замыслов художницы – картина «Праматерь Гипербореи», заманчивая уже своим названием.

   Результатом многолетнего труда стал заслуженный успех у зрителей и признание у искусствоведов. Художница участвовала во многих городских, региональных и общенациональных выставках, в том числе такой важной, как «Тысячелетняя Россия». Её картины хранятся в государственных и частных музеях Австрии, Армении, Германии, Израиля, США, не говоря уже о родине. Репродукции работ Генкиной печатаются в престижных изданиях («Библиотека русской фантастики XI-XX веков», «История России в картинах современных художников»), публикации о ней появились в журналах и газетах («Юный художник», «Техника молодежи», «Слово», «Покровка», «Российская кооперация» и др.). Изданы два авторских альбома. Она принята в Международную ассоциацию художников при ЮНЕСКО; награждена медалью «За вклад в художественную культуру России», потомственным орденом В.И. Даля и золотым орденом Ярослава Мудрого, а также благодарственными грамотами.

   Некоторые маститые художники завидуют популярности Генкиной. Они критически относятся к её творчеству. Почему? Мастера согласны, что её стиль – самобытный и запоминающийся, а вот рисунок – не совсем профессиональный.

   Действительно, Нэлла Генкина – талантливая художница, прошедшая специальное обучение не в юные годы, а во второй половине жизни. Своим искренним творчеством, согретым материнской любовью, она показывает, что наиболее ценное и интересное в живописце это его личность. Умения рисовать для признания и славы недостаточно. Мастер, увлекающийся лишь внешней стороной дела, стремится качественно скопировать натуру или изобрести какие-то новые эффекты, а вдохновенный поэт умеет выразить красоту и глубину окружающего мира. Любовь творит чудеса!

Павел Тулаев
 

COPYRIGHT РУССКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "АТЕНЕЙ" 2001-2005