Вместе с творчеством плодовитого рязанского художника Максимильяна Преснякова мы попадаем в мир неоязычества с элементами «фэнтези». Ему близок образ героя-странника, путешествующего в загадочных мирах, рождённых в результате изобретения прошлого («Полёт во сне», «Руны», «Облака», «Пробуждение Земли»).
Этот сказочный, нереальный, но привлекательный своей загадочностью, мир отображен и в серии рисунков-иллюстраций («Битва Дия и Велеса», «Морской камень», «Медведица», «Борьба деревьев»). Ограниченность выразительных средств черно-белой графики здесь компенсируется лиричностью сюжета, динамикой композиции и гармоничностью линий.
На более зрелом этапе творчества Пресняков обращается к опыту исконного язычества. Здесь и бытовые картины народных праздников (весенняя игра заплетания берёзки на Сёмик и украшение Марены на Купалу), и реконструкция некоторых образов Богов славянского пантеона. Наиболее удачные из них (Перун, Лада, Дажьбог) выполнены в духе средневекового каменного рельефа, как на Димитровском соборе в Переславле Залесском. Из них наиболее близок к оригиналу Дажьбог, воспроизведённый на основе знаменитой диадемы. В данном случае мне пришлось выступить в роли научного консультанта, опираясь на собственное исследование о гиперборейских Богах («Наследие Предков», №3). Круг небесного зодиака, выполненный в том же стиле, имеет условный характер, поскольку допускает многие элементы фантазии.
Некоторые работы Преснякова сделаны специально для полиграфии. Это иллюстрации для сочинений А. Асова, не вошедшие в нашу коллекцию; художественные заставки и буквицы, имитирующие древность рамки. Более полно они представлены в альбоме «Древняя Русь в образах», Рязань, 2000, где наряду с рисунками Преснякова помещены языческие работы В. Грибова и этнографическое исследование М. Качеевой «Русские узорные письмена».
Удачной можно считать серию эскизов Преснякова для декоративных панно, посвящённых славянским праздникам («Кулачный бой», «Купальский костёр», «Жатва», «Перунов день» и др.). Несмотря на их нарочитый примитивизм, эскизы соответствуют исторической традиции и могут быть использованы при оформлении архитектурных сооружений.
Каждый год у трудолюбивого мастера появляются всё новые и новые произведения. Только малую часть из них мы смогли включить в коллекцию, но большинство работ, в том числе пейзажи, ещё осталось неопубликованным.
Даждьбог. 1998 г.
|
Лада. 1998 г.
|
Фараон. 1998 г.
|
Один. 2008 г.
|
Сон. 1999 г.
|
Внутренний космос. 1999 г.
|
|