ATENEY - RUSSIAN INTERNATIONAL EDITION
Tulaev.ru

Атеней

Родовед

Евгения

English

Español

Deutsch

Polski

Français

Беларусь

България

Россия

Србия

Україна

Slovenija

India
LINKS
CONTACT
ARCHIVES
FORUM
Rambler's Top100

СЕМЬЯ РЕРИХОВ В ИНДИИ


 

   Семья Рерихов - духовный феномен славяно-арийской Руси XX века. Было бы неправильным отделять кого-либо одного из них и противопоставлять другим, ибо Рерихи, именно как единое целое, явили собой новое слово человечеству.

   Главный смысл и пафос всего жизненного пути Рерихов состоял в выработке основ современного арийского мировоззрения. Каждый из них шёл к этой цели по-своему: Николай Константинович - через искусство, Елена Ивановна - через священное знание, Святослав Николаевич «построил мосты» между культурами России и Индии, а Юрий Николаевич - выдающийся учёный, заложил основы для прорыва отечественного востоковедения.

   Основанный Рерихами Гималайский Институт научных исследований "Урусвати" был открыт в 1928 году под самыми хорошими знаками. Место для Института было выбрано особое - в древней долине Кулу (Кулуте). В этих местах жили риши и мудрецы Индии. Здесь проходил Будда и в своё время процветали десятки буддийских монастырей. Здесь находятся развалины дворцов Пандавов, пещера Арджуны. Здесь собирал "Махабхарату" риши Виаса. И здесь - Виасакунд, "место исполнения желаний."

   Картины Николая Константиновича и Святослава Николаевича широко представлены в музеях мира, экспонируются на выставках, репродуцируются и тиражируются в альбомах и книгах. А книги "Живой Этики" издаются и переиздаются на многих языках мира, и особенно большие тиражи - в России.

   В меньшей степени широкой общественности известны труды Юрия Николаевича, выдающегося востоковеда XX века, открывшего новые пути для академической науки. Уже только одного его "Тибетско-англо-русского словаря с санскритскими параллелями" достаточно для того, чтобы войти в золотой фонд мировой сокровищницы знаний. А ведь у Ю.Н. Рериха, знавшего многие языки и диалекты стран Востока, есть уникальные переводы, исследования по ключевым направлениям науки и искусства.

   Именно Юрий Николаевич стал подлинным наследником и продолжателем дела своих родителей. Переняв эту эстафету в Кулу, он завершил её в Москве, где трудился в Институте востоковедения АН СССР до последних дней своей жизни.

   Предлагаем Вашему вниманию очерк о его жизни и творчестве.

 

 

ЮРИЙ РЕРИХ: КЛАССИК ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

   В одном из своих писем Елена Ивановна Рерих писала корреспонденту: "Вы спрашиваете, каковы мои сыновья? Могу сказать — с самого детства они были моей радостью и гордостью. Оба необыкновенно даровиты, талантливы, но каждый идёт своим путём. Никогда не навязываю им моего пути. Они идут к той же цели в своём понимании, и мы сходимся на конечном предуказанном пути. Оба в силу даровитости — трудные. Оба большие труженики...

   В детстве я  очень следила за их наклонностями, вкусами и чтением. Никогда не давала им читать пошлейшие рассказы для детского возраста. Любимым чтением их были книги, популярно изложенные лучшими профессорами по всем отраслям знания... Старший проявлял любовь к истории и к славянским солдатикам. Он имел их тысячами. Стратегия — его конёк, кровь прадедов сказывается в нём".

   Юрий Николаевич Рерих — первенец Елены Ивановны и Николая Константиновича родился в 1902 году 16 августа во время проведения археологической экспедиции. Этим уже предуказывался будущий жизненный путь народившегося мощного духа: научные экспедиции, труднейшие полевые условия, научные изыскания. Но всё это - впереди.

   Юрия, а затем и Святослава с самых ранних лет приучали к труду, развивали инициативу и наблюдательность. Их рано брали в путешествия. Летом они проводили время в Изваре, где каждый имел свои грядки, на которых выращивал редиску, шпинат, укроп, подсолнухи. Оба брата рано стали рисовать, и Юрию пророчили будущее художника. А пока Юрий учится в Петербурге вместе с младшим братом Святославом в знаменитой гимназии Карла Мая, которую окончил в своё время и Н.К. Рерих.

   Уже в гимназические годы начинаются его занятия египтологией с известным русским специалистом в этой области знаний Б.А.Тураевым и монгольскими языком и литературой с монголоведом А.Д.Рудневым. Эти занятия заложили прочные основы знания этого языка, и впоследствии Ю.Н. говорил по-монгольски, как природный монгол. Позднее, в Париже, работая под руководством Поля Пеллио, он приобрёл глубокие знания и средневекового монгольского языка.

   В 1916 г., из-за болезни Н.К., вся семья Рерихов переезжает в Карелию, где их застает Революция, - итак, не выезжая из России, Рерихи оказываются за границей.

   8-го ноября 1918 года в Стокгольме открывается выставка картин Н.К.Рериха. Далее с большим успехом следуют выставочные экспозиции в Норвегии, Дании, Финляндии и Англии. В декабре 1920 г. — первая выставка в Нью-Йорке, и с грандиозным успехом, какого не знал ни один художник. Затем - триумфальное шествие по стране: в течение трёх лет в 28-ми городах США картины художника увидели миллионы людей.

   В 1923 г. Н.К. пишет в СССР И.Степанову: "Вы правы, полагая, что за эти годы мною много сделано. Поработано во славу русского искусства много. Везде наше знамя осталось высоко."

   А что же делает Ю.Н. Рерих в это время?

   1919-1923 годы были временем непрерывного совершенствования знаний в востоковедении. Выявлялась поразительная многосторонность его интересов — индология, тибетология, монголоведение, иранистика, тюркология.

   В начале зарубежной эпопеи он учится на индо-иранском отделении Школы восточных языков при Лондонском Университете, затем, в 1922 году, в США заканчивает Гарвардский Университет со степенью бакалавра по отделению индийской филологии и завершает образование в 1923 г. в Париже, в Школе восточных языков при Сорбонне, крупнейшем центре европейского востоковедения, получив звание магистра индийской филологии. Ю.Н. получил уникальную филологическую подготовку: свободно владея многими европейскими языками, он великолепно знал также греческий и латынь, санскрит и пали, тибетский, китайский, монгольский, иранские и многие живые языки Индии.

   Тем не менее Юрий Николаевич всегда советуется с родителями, как ему поступать в том или ином серьёзном случае. Елена Ивановна поддерживает его самостоятельные решения: "Верь себе, а не аттестатам... Работай и набирайся знаний, ибо в этом большое счастье. Имея знания, ты никогда не будешь одинок... Милый мой Юра, я уверена, что у тебя всё пройдет благополучно. Бороться всем приходится. В этом жизнь и совершенствование. И нет человека, у которого всё шло бы гладко. Я думаю, что со временем ты даже полюбишь преодолевать препятствия и даже, терпя поражения, приобретёшь новые силы и способности... Всем в жизни приходилось испытывать неудачи, и лучше, когда они приходят в молодые годы. Всё делается к лучшему".

 

 

   17-го ноября 1923 г. в Нью-Йорке открывается Рериховский музей. Художник передает ему 315 своих полотен. Но Рерихи в это время - уже в пути: началась легендарная Центрально-Азиатская экспедиция. В предисловии к замечательной книге "По тропам Срединной Азии" Юрий Николаевич впоследствии напишет: "Центрально-Азиатская экспедиция, возглавлявшаяся профессором Николаем Рерихом, изучала эти земли почти пять лет подряд. Главной целью экспедиции было создание живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии. Пятьсот полотен Н.К.Рериха, в настоящее время выставленные в Музее Рериха в Нью-Йорке, являются одним из самых больших её достижений. Вторая задача экспедиции состояла в проведении археологической разведки с тем, чтобы подготовить основу для дальнейших серьёзных исследований этих малоизученных районов Внутренней Азии. И наконец, большое значение мы придавали сбору этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона... В течение пяти лет напряженной полевой работы автор часто пользовался помощью и советами своих друзей, которым он выражает глубокую признательность. Благодарности заслуживают также все участники Центрально-Азиатской экспедиции Рериха, как европейцы, так и азиаты, стоически выполнявшие свой долг в самых тяжёлых условиях. Я посвящаю эту книгу своим родителям, которые подвигнули меня на стезю науки и с детства вдохнули в мою душу жажду новых открытий и исканий".

   В 1925 году в Париже, когда семья Рерихов ещё в экспедиции, выходит первая монография Ю.Н.Рериха "Тибетская живопись".

   Замкнув гигантское кольцо в 25 тыс. км. и пройдя более 20-ти стран, Рериховская экспедиция собрала огромный научный материал. Был открыт своеобразный художественный стиль, присущий кочевникам Центральной Азии, — так называемый "звериный стиль", тесно связанный с искусством древних скифов. В 1930 г. в Праге выходит вторая значительная работа Ю.Н.Рериха "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета". И, наконец, в 1931 г. в Англии выходит большая монография Ю.Н.Рериха "По Тропам Срединной Азии". В 1933 г. она переиздана на французском в Париже.

   Во время экспедиции, 13-го июня 1926 г., Рерихи прибыли в Москву с важной миссией: они официально вели переговоры с наркомами Чичериным и Луначарским, вручили знаменитое Послание Махатм советскому народу и передали в подарок восемь картин Н.К.Рериха — сюиту "Красный Всадник". Вот что писал Н.К. по этому поводу: "В 1926 году в Москве мы, т.е. я, моя жена и сын Юрий, имели долгие добрые беседы с Чичериным, Луначарским, Бокием. Мы хотели тогда же остаться на Родине, приобщившись к строительству. Но мы должны были ехать в Тибетскую экспедицию, и Бокий советовал не упускать этой редкой возможности". Они должны были встретиться со Сталиным, но вместо этого их пригласили к Дзержинскому. Ожидая в приёмной встречи, они узнают о неожиданной кончине Дзержинского.

   Затем через Алтай и Сибирь они попадают в Монголию и зимуют в 1926-1927 гг. в Урге (Улан-Батор).

   Здесь и произошло известное покушение на Ю.Н.Рериха. Н.К.Рерих так начинает главу "Монголия" в книге "Алтай-Гималаи": "Выстрел. Пуля пробила окно. Хорошо, что Юрий как раз в эту минуту отошёл от окна. Кто стрелял? Намеренно? Или озорство?"

   Ираида Михайловна Богданова-Рерих, единственная оставшаяся в живых участница Центрально-Азиатской экспедиции (там же, в главе "Монголия", Н.К. продолжает: "...Людмила и Рая поедут с нами. Первая тринадцатилетняя путешественница в Тибет".), со слов Ю.Н.Рериха, вспоминает сейчас об этом: "Юрий Николаевич сидел за столом напротив окна в избе и что-то писал. Вдруг он почувствовал внутренний голос: "Отойди от окна!" Он не обратил внимания и продолжал писать. Вновь прозвучало внутри него: "Отойди от окна!" Он снова не придал этому значения. И в этот момент какая-то сила пригнула его к столу. И в это время раздался выстрел. Как потом выяснилось — стреляли из-за забора. Но никого не нашли".

   13 апреля 1927 г., получив разрешение Тибетского правительства на проход через Тибет, экспедиция из Урги отправляется через Гоби и Тибет в Индию. Но неожиданно Рериховскую экспедицию Тибетские власти задерживают. Вот что пишет Н.К.Рерих в «Алтай-Гималаях»: "Генерал уехал в Кам, и ласковые два дня превращаются в свирепые пять месяцев стояния в летних палатках при морозах ниже -60 градусов Цельсия, при ураганных вихрях на высоте 15000 футов (около 4575 м). Оставлен с нами всегда пьяный майор и дикие оборванцы солдаты. Запрещено говорить с проходящими караванами, запрещено покупать пищу от населения. Медленно погибает караван. Каждый день у палаток новые трупы, и стаи диких псов шумно делят свою новую трапезу. Из 104 караванных животных погибает девяносто. Умерло пять человек: три монгольских ламы и два тибетца...

   Свиреп предрассветный мороз. Конечно, более 70 градусов Цельсия. Утром у доктора замерз коньяк. Сколько же градусов было, чтобы крепкое вино замерзло? Доктор по-прежнему пессимистичен и ждёт опасностей. Здоровье Н.В. и П.К. плохо. Очеру предсказана смерть. Хорошо держатся Людмила и Рая, или, как тибетцы зовут их, Мила и Рея".

   Как выяснилось уже в наше время — это преступление стало возможным из-за приказа английских колониальных властей тибетскому правительству не пропускать экспедицию в Индию.

   Но всё заканчивается благополучно благодаря мужеству Рерихов и стойкости членов экспедиции, и весной 1928 г. все они уже в Индии.

   После завершения Центрально-Азиатской экспедиции 24 июля 1928 г. в Дарджилинге Рерихами был основан Институт Гималайских Исследований "Урусвати" («Свет Утренней Звезды»), а в декабре 1928 г. Институт был перемещён в долину Кулу, в Наггар.

 

 

   Расположенная в живописном предгорье Гималаев, у истоков священного Инда (Северный Пенджаб), Кулута или Серебрянная Долина, как называют её с древности, овеяна тайной: здесь, по легенде, живут 360 Богов, и до нашего времени сохранились остатки памятников 2000-летней давности. Согласно преданию, в долине Кулу слагались гимны Атхарваведы и жил Вьяса, один из авторов Махабхараты. «Мы не оскорбили Богов» - любил повторять Николай Константинович. Он собрал и установил наиболее ценные их изваяния около дома и посвятил им свои картины.

   Бессменным директором Института в 1928-1942 гг. стал Ю.Н.Рерих. Институт был задуман Рерихами как комплексная экспедиция.

   Институт состоял из двух отделений: ботанического и этнолого–лингвистического, занимавшегося и археологическими изысканиями. Этнолого–лингвистическое отделение, как и институт, возглавлял Ю.Н.Рерих. Выдающийся ученый, крупнейший специалист по Центральной Азии, он первым из русских учёных начал работу по изучению тибетских наречий. Можно смело сказать, что никто не сделал для решения этой проблемы больше Ю.Н. — он издал четыре монографии, начиная с 1933 г.: "Лахульский диалект тибетского языка", "Учебник разговорного тибетского языка (Центральный диалект)", "Говор Амдо" и последняя - "Тибетский язык". В 1932 г. в ежегоднике "Урусвати" выходит работа Ю.Н. "К изучению Калачакры", посвящённая интереснейшему источнику, философско-астрологическая концепция которого получила развитие в Тибете в XI-XII вв. Суть этой концепции содержится в трактате, очень трудном для понимания. До Ю.Н.Рериха система Калачакра изучалась Ч. де Кереш и Ф.Сталь–Гольштейном.

   К 1933 г. Ю.Н. закончил работу, начатую ещё в конце 20-х годов, над уникальной рукописью тибетско-английского словаря с санскритскими параллелями, объёмом более 5000 стр. и содержанием около 65 тыс. слов и выражений.

   Велик вклад Ю.Н.Рериха в изучение истории Тибета. Научным подвигом явился его перевод "Голубых Анналов", составленных известным тибетским историком Голоцавой Шоннупалом в 1476-1478 гг. Это крупнейшее произведение тибетской историографии. До Ю.Н. за эту работу не брался ни один тибетолог мира. В 1953 г. она вышла в 2-х томах в Калькутте.

   Замечательно о вкладе в науку Юрия Николаевича пишет Н.К.Рерих в письме к И.Э. Грабарю в 1947 году: "Как нужен Юрий — индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками — небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии... Долго ли под спудом будут труды Юрия — "История Средней Азии", "История Тибета", "Тибетский словарь", исследования о наречиях, об искусстве, о нашей экспедиции, о зверином стиле, о Гесэре и многие сообщения, сделанные в Азиатском обществе? Чего ради весь этот ценный материал, накопленный, в течение четверти века, должен лежать под спудом, а не радовать нашу Родину? Азиатское Общество сейчас издает большой труд Юрия (1200 страниц), но по-английски. Когда же по-русски? Я как патриот негодую. Всё для Родины!"

   Елена Ивановна пишет с гордостью за сына: "Уважение к Ю. продолжает расти. Он окружён учениками. На днях приезжают два буддиста из Японии специально повидать его. Студент из Калькутты в восторге от своих занятий и достигнутых успехов с Ю. Годы университета не дали ему того, что он приобрёл за несколько уроков и бесед с Юрием. Репутация Юрия как необыкновенного, и талантливого, и знатока Востока твёрдо установилась и в Европе среди тамошних учёных. Постоянно получает запросы и приглашения от европейских учёных... Ю. становится центром знания и главным авторитетом по тибетологии и всему, связанному с этим. Всё время получает письма от профессоров из Европы, желающих познакомиться с ним для разъяснения многих трудных понятий и т.д. Так, сюда едет профессор Стейн из Парижа, приехал уже англичанин Снеллгров и хочет приехать профессор Хоффман из Мюнхена. Магнит знания действует. Ю. доволен своими последними учениками — очень серьёзной японкой из Калькутты и одним индусом, тоже из Калькутты".

 

 

   Во время Великой Отечественной войны по инициативе Н.К.Рериха его сыном С.Н.Рерихом устраивались выставки с продажей картин в фонд советского Красного креста, организовывались выступления в печати и по радио. Ю.Н. Рерих мечтал защищать Родину в рядах Красной армии и трижды обращался с такими просьбами. Многим людям в разных странах несли мужество, бодрость и веру в конечную победу Родины письма Е.И.Рерих.

   С 1949 года Юрий Николаевич, после отъезда из долины Кулу, работает в Индо-Тибетском исследовательском институте, где заведует курсами китайского и тибетского языков. Елена Ивановна пишет о сыне: "Юрий много работает и говорит по-тибетски лучше многих самих тибетцев, продвинулся и в знании монгольского и не забывает свой санскрит. Практика ему здесь неплохая. Он пользуется большим авторитетом среди населения за свою учёность и замечательную мудрость".

   Целый ряд картин Н.К.Рериха посвящены Юрию Николаевичу, среди них: "Звезда Героя", "Огни Победы", "Чингиз-Хан".

   13 декабря 1947 г. в сборах на Родину уходит из жизни Н.К.Рерих. Его провожают Елена Ивановна, Юрий Николаевич, Людмила Михайловна и Ираида Михайловна. 5 октября 1955 г. ушла из жизни и Е.И.Рерих. Её провожают Юрий Николаевич, Людмила Михайловна и Ираида Михайловна. Они особенно тяжело переживали смерть Елены Ивановны.

   Вот, что вспоминает Ираида Михайловна. Незадолго до Ухода, Е.И. сказала Ю.Н. в её присутствии: «На Родине будет трудно три года — потом легко». Ещё Е.И. просила старшую сестру Л.М. быть рядом с Ю.Н. до конца. А ранее, в Центрально-Азиатской экспедиции, Е.И. говорила ей, что она будет хранительницей картин и документов. Сёстры с честью выполнили Завет Е.И., а Л.М. ушла из жизни в 1961 г., вслед за Ю.Н.

   В ноябре 1955 г. в Индию прибывает первая правительственная делегация из СССР, возглавляемая Н.С.Хрущевым и Н.А.Булганиным. Вот что пишет Ю.Н. в письме:
 

   "28 ноября 1955 г., вечером.
 
   Дорогие мои,
   Вот я и в жаркой и влажной Калькутте. Полёт прошёл вполне благополучно. Приземлились в полной темноте. От аэродрома до Калькутты ехали вместо часа, два часа. Всё из-за арок, которые ставят на завтрашний день. Приезжают днём. Из-за позднего часа представителя не застал, но назначился на завтра в 8 ч. утра. Увидим.
   Комната попалась неважная. Завтра обещали переменить. Гостиница отделана по-новому. Всюду, кроме английских надписей, надписи на русском языке.
   Жду Ваших вестей. Послал Вам телеграмму, и уже принесли расписку. Народу много. Завтра с полдня всё закрыто. Встречают гостей. Сегодня, когда садился в автомобиль на аэродроме, подбежали девицы с цветами — оказывается репетиция.
   Крепко обнимаю. Берегите себя! Здесь не задержусь. Ю.Р."
 

   В результате встречи Ю.Н.Рериха и Н.С.Хрущёва решился вопрос об их возвращении на Родину.

   Во второй половине августа 1957 г. Юрий Николаевич, Людмила Михайловна и Ираида Михайловна прибыли в Москву. Оказалось – несколько рано. И целый месяц в гостинице "Ленинградская" они ждут окончания строительства дома на Ленинском проспекте, где они и поселились.

   В новой квартире на Ленинском проспекте, как когда-то в Кулу, а затем в Калимпонге, дружно жили и напряжённо работали. Случались кратковременные поездки Ю.Н.Рериха по служебным делам.

   Ю.Н.Рерих возглавил сектор истории, религии и философии Индии нынешнего Института Востоковедения Академии Наук. Одновременно он возглавил тибетологическую группу в Институте Китаеведения АН, он организует преподавание тибетского языка и изучение тибетских источников, руководит тибетологическими работами в Москве, Ленинграде и Бурятии.

 

 

   Помимо дел научных, Юрий Николаевич не забывает и дела семейные. Не случайно Елена Ивановна называет его самым "родственным" из Рерихов и несколько раз отмечает в письмах эту его черту.

   Если задуматься над жизнью Ю.Н.Рериха, мы ясно поймём, что вся она целиком была посвящена Служению Матери и Отцу. Он был рядом до конца и поехал на Родину выполнить Их Волю. Он передает советскому народу в дар сотни полотен Н.К.Рериха. 360 из них хранятся в Государственном Русском Музее, 60 — в Новосибирской Картинной Галерее.

   Много трудов вложил Ю.Н.Рерих в организацию первой выставки картин Н.К.Рериха в 1958 г. на Кузнецком Мосту. Потом последовали выставки в Третьяковке, в Русском Музее, в Киеве. В 1960 г. в журнале "Октябрь", благодаря усилиям Ю.Н.Рериха, впервые была опубликована большая подборка "Листов Дневника" Н.К. Рериха.

   Ю.Н.Рерих вспоминал об Отце: "Помню Отец любил повторять: "Через красоту подойдёте, поймите и запомните". И вся жизнь его была служением всеобъемлющей красоте и высокому знанию. Везде и всюду он нёс знамя русской культуры".

   Окружающие отмечали всегда ровное хорошее настроение Юрия Николаевича, он не был удручен неизбежными бюрократическими трудностями, обладал сильной волей и огромной самодисциплиной, был пунктуален, никогда никуда не опаздывал. Работал очень много, но без всякой суеты или раздражительности. Впрочем, и сама внешняя манера держаться его была очень сдержанной. Он излучал спокойствие и доброжелательность к окружающим. Как замечали общающиеся с Юрием Николаевичем, у них пропадало всякое смущение, застенчивость, растворялась напряженность, и человек начинал чувствовать себя раскрепощённым. Когда его спрашивали, что же делать, он отвечал: "Надо поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всём поддерживать энтузиазм, если он направлен на общее благо". Часто на вопросы он отвечал одной своей улыбкой — и это действовало на собеседника лучше всяких слов. Он был на редкость правдив — не терпел ни малейшей лжи.

   Именно от Юрия Николаевича близкие духовно ему люди узнали о сути Живой Этики. И узнавали об этом не из книг, а от самого её носителя. Можно утверждать, что Юрий Николаевич становился уникальным духовно-нравственным центром, которого так недоставало в те годы культурной России.

   Юрий Николаевич говорил в своих выступлениях:

   "Многие мечтают о свободе. Внутренний человек всегда свободен. Главное — внутренний человек".

   "Не печальтесь о работе, её для всех будет достаточно. Новые люди появятся, когда будут соответствующие обстоятельства".

   "Восток говорит о рождении Новой Эры, которая, может быть, начнётся катаклизмами, а сектанты говорят о конце мира".

   Юрий Николаевич ушёл скоропостижно 21 мая 1960 г. — у него случился острый сердечный приступ. Это была величайшая потеря для отечественной и мировой науки.
 

   В.В.

 

COPYRIGHT ATENEY 2001-2005