РУССКОЕ ДЕЛО
Tulaev.ru

Атеней

Родовед

Евгения

English

Español

Deutsch

Polski

Français

Беларусь

България

Россия

Србия

Україна

Slovenija

India
LINKS
CONTACT
ARCHIVES
FORUM
Rambler's Top100

Павел Тулаев
МАРШ-БРОСОК МОСКВА-МАДРИД


 

   4 ноября 2006 года в Москве, Петербурге, Владивостоке и других городах России – от Балтики до Тихого океана – состоялся РУССКИЙ МАРШ, объединивший в своих рядах тысячи патриотов. Проходил он в сложных условиях противостояния с антирусскими элементами местной и центральной власти, однако, в конце концов, увенчался успехом. Русские национал-патриоты показали свою силу, организованность и неустрашимость.
   Именно в этот славный день 4 ноября мне довелось выступить в Мадриде на политическом фестивале «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОТИВ НАРОДОВ», организованном испанским журналом «Tierra y Pueblo» («Земля и народ»). Главный редактор этого праворадикального издания Энрике Равельо незадолго до этого принимал участие в международной конференции «БУДУЩЕЕ БЕЛОГО МИРА», проходившей в Москве 8-10 июня 2006 года, и вот теперь он пригласил в Испанию организатора форума в порядке обмена опытом.

 

 

Виток Судьбы

   Выбор был не случайным, ведь по первой специальности я испанист. Ещё будучи студентом, в качестве дипломной работы я переводил и комментировал биографию великого Сервантеса, написанную Фернандо Диасом Плаха. Потом более десяти лет работал научным сотрудником Института Латинской Америки АН СССР. Около года трудился в качестве переводчика и консультанта павильона России на всемирной выставке ЭКСПО-92, где ежедневно через каждый час демонстрировался мой документальный фильм «Россия и Испания открывают друга-друга» (на этой основе я подготовил докторскую диссертацию). После этого десяток лет я преподавал различные аспекты испанского языка в Московском государственном лингвистическом университете (бывший «инъяз»). Ветераны русского движения хорошо знают мои научные публикации «Консервативная революция в Испании» (1994) и «Франко: вождь Испании» (1998), вышедшие отдельными брошюрами, а также журнальные статьи, посвященные критическому анализу испанского неомонархизма. Наконец, неслучайной была тематическая подборка «Атенея» №3-4, куда вошли: моя статьи «Два крыла Европы», очерки А.М. Иванова «Фаланга», разбитая «своими», «Наследники Фаланги в современной Испании», а также фрагменты из книги «Фаланга: стиль и этика» и «Воспоминания Мигеля Серрано.

   Одним словом, Испания никогда не выпадала из нашего поля зрения, хотя большинству читателей это не всегда было заметно. Просто Судьба сделала очередной виток в своем узоре на ткани современной истории, и то, что до поры находилось в тени, снова попало под лучи сияющего солнца.

   Россия и Испания – не второстепенные субъекты мирового бытия. Это два крыла Европы, две древние страны с богатым имперским прошлым. Их роль в мировом процессе всегда была весомой. Качественно отличаясь друг от друга, русский и испанский миры имеют общие черты, объективные параллели и аналогии.

   С точки зрения географии Россия и Испания образуют два полюса континента Евразия. С антропологической точки зрения наши народы принадлежат к европеоидной расе. В этногенезе и формировании наших национальных культур принимали участие родственные племена и народы, в том числе славянского (венедо-вандальского), германского и индо-иранского (арийского) происхождения. Русский и испанский языки, на которых сегодня говорят десятки народов, относятся к индоевропейской лингвистической семье.

   С точки зрения истории Испания и Россия также прошли схожий путь. Из небольших христианских государств, возникших в XV-XVI веках в результате Реконкисты и свержения татаро-монгольской Орды они выросли в грозные империи с обширными колониальными владениями в Азии и Америке, которые пережили в конце ХIХ – начале ХХ веков период своего краха.

   Рыцарство вандалов и венедов, православная и католическая мистика с её углублённым культом Царицы Небесной, русское дон-кихотство и испанский анархизм, христианский неоконсерватизм и национал-большевизм, тоталитаризмы Сталина и Франко, демократические разочарования и неомонархические иллюзии, – вместе образуют две стороны одной европейской медали.

   В этом контексте я рассматриваю и мою поездку в Испанию, которая из-за своей краткости (всего три дня), действительно, была подобна военному марш-броску или, если угодно, интеллектуальному штурму.

 

 

Парковка для Росинанта

   Осенний Мадрид встретил меня гостеприимно, но холодно. После пятичасового перелета через всю Европу прямым рейсом АЭРОФЛОТА, я оказался дождливой ночью в гигантском аэропорту «Барахас» (Barajas), своей архитектурой напоминающем город будущего из фантастических фильмов о космических одиссеях. Только один новый «Терминал-4», около которого приземлился наш самолет, по своим размерам и мощностям в несколько раз превосходит оба аэропорта Шереметьево. Недавно отстроенный терминал имеет сотни (!) пунктов таможенного контроля и десятки посадочных коридоров, рассредоточенных по нескольким корпусам. Передвижение между четырьмя терминалами осуществляется через специальную электричку, снабженную автоматическими указателями и громкоговорителями. Когда я успешно миновал все пункты контроля, лабиринты «Барахаса» с многочисленными эскалаторами и лифтами вывели меня в зал ожидания, где меня встретил ответственный соратник Алехандро из организации «Тьерра и пуэбло».

   Оказалось, что футуристическая архитектура аэропорта «Барахас» непривычна пока и для самих испанцев. Мой сопровождающий в течение целого часа не мог найти свой собственный автомобиль, затерявшийся среди тысяч припаркованных для аренды машин. Многоэтажный гараж, состоящий из нескольких корпусов, построен для миллионов путешественников, прилетающих в Мадрид из северной и южной Америки, из Азии и Африки, не говоря уже о крупных городах Европы. Где ты, легендарный Росинат, верный конь Дох-Кихота? Тебя бы здесь восприняли, как ископаемого динозавра.

   Когда автомобиль был, наконец, найден, Алехандро быстро доставил меня в гостиницу CENTRO-NORTE, где заранее были забронированы места для участников конференции. Внешний облик отеля среднего класса, напоминающего наш гостиничный комплекс «Измайлово», да и окружающая среда мало отличаются от современного района любого крупного европейского города. За окном все те же многоэтажные башни домов из стекла и бетона, все те же серпантины шоссе и унылые виды строительных площадок.

   Гостиница, расположенная в северном районе испанской столицы, в течение трех дней служила в качестве базы для всего фестиваля, проходившего в жанре JORNADAS DE LA DISIDENCIA (Дни Инакомыслия). Для этого были арендованы конференц-зал на 150 человек и два больших холла, украшенных плакатами фестиваля, где разместилась книжная ярмарка.

   К вечеру в пятницу 3 ноября в конференц-зале собралась публика разных возрастов, съехавшаяся в Мадрид из ближних и дальних уголков Испании. Здесь были представители Валенсии и Галисии, соратники из Каталонии и Астурии. Двое испанцев приехали вместе со своими русскими женами. Об иностранцах – отдельный рассказ, ибо они были приглашены в качестве выступавших.

 

 

Первый день Инакомыслия

   Открытие конференции состоялось с небольшой задержкой в 19:00 часов. Ведущий фестиваля Энрике Равельо поблагодарил всех организаторов, в частности, центр исследований «La Emboscadura» (дословный перевод – «Засада»), огласил программу и передал слово для основного доклада почетному гостю Пьеру Виалю.

   Знаменитый французский мыслитель и глава национальной организации «Земля и народ» прочитал обстоятельную лекцию, посвященную критике глобализма и его современных последствий. Глобализм, который называют также «мондиализмом» и «новым мировым порядком» в своих реальных проявлениях приобрел сегодня явные черты «американизма». Эта цивилизация иудаизированных кочевников, когда-то имевшая черты белых колонизаторов, теперь выродилась в полицейское государство, в мирового жандарма, появление которого пророчески описал в своей знаменитой антиутопии Джордж Оруэлл. Мировому монстру США Пьер Виаль противопоставляет европейскую ось «Мадрид-Париж-Берлин-Рим-Москва». Она должна быть сформирована деятелями нового поколения, идущими дальше и глубже идеологии «иудеохристанства», будь то в византийском, протестантском или католическом оформлении. Их объединит новое язычество народных традиций и героический пример таких героев XX века, как Жан Мабир. Более подробно мировоззрение Пьера Виаля изложено в его новой книге «Одна Земля, Один Народ» (Париж, 2000; предисловие Гийома Фая).

   Тема, раскрытая докладчиком, стала предметом обсуждения за круглым столом «ЕВРОПА ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ», последовавшим вслед за лекцией.

   Здесь глава испанской организации «Tierra y Pueblo» Энрике Равельо, помимо общих фраз ведущего позволил себе углубиться в суть проблемы. Он обратил внимание на то, что сам образ Европы меняется в национальном сознании в зависимости от господствующей идеологии. Так, если при Франко консервативные деятели Испании старались отгородить свою родину от европейской цивилизации, то проамериканский режим Народной Партии во главе с Хосе Мария Аснаром, наоборот, стал тянуть страну в западнический лагерь НАТО. Игнорируя индоевропейские корни испанского этноса, правительство сознательно поощряет миграцию из бывших колоний в Латинской Америке и Африке. Процент мигрантов, склонных к нелегальным формах бизнеса и созданию мафиозных структур, стремительно растет. За последние шесть лет количество иммигрантов из «третьего мира» достигло 4 миллионов человек и выросло от 1 до 10% от всего населения страны. В результате испаноязычное население начинает подменять коренной испанский этнос. Такую миграцию, по мнению Энрике Равельо, правильно назвать «вторжением».

   Активное участие в круглом столе принял молодой итальянский ученый Пьетро Каппелари из Института истории г. Неттуно (в пригородах Рима). Он сказал, что в Италии происходят аналогичные процессы. В условиях европейской интеграции итальянцы теряют свою самобытность. Однако возврат к консерватизму католической эпохе не решит новые задачи. Поэтому молодому поколению следует ориентироваться на идеологию европейской революции, сформулированную Юлиусом Эволой. У него имеется разработанное учение о гиперборейской традиции, арийской этике, языческой империи, метафизике секса, которые вместе образуют цельное мировоззрение.

   Мне также было предоставлено слово в рамках дискуссии за круглым столом на тему «ЕВРОПА ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ». Поблагодарив организаторов конференции за приглашение в Испанию, я сказал, что проблемы глобализации занимают важное место в общественном сознании России, упомянул исследования писателя А.А.Зиновьева и философа А.С.Панарина. Критики мондиализма, где бы они не жили, сходятся во многих пунктах, но нам необходимо не только обмениваться мнениями по итогам анализа глобализации, но также выработать адекватную альтернативу «новому мировому порядку». А это сделать гораздо сложнее, чем критиковать янки. Например, неплохо было бы для начала договориться, что значат для каждого из нас такие понятия как «Европа», «Белый мир», «Мировая война». Иначе говоря, нужно четко определить: за что ратуем мы сами? Поддержав тезис Пьера Виаля о желательности континентальной оси «Мадрид-Париж-Берлин-Рим-Москва», я сообщил, что более подробно обосную этот тезис в своем докладе на следующий день.

   В заключительном слове Пьер Виаль не стал углубляться в детали, дав понять, что главное он уже изложил в своей лекции. Но зато сделал очередной реверанс в сторону России, и её президента. Он сказал, что «ему нравится решительность г-на Путина в кавказской политике и лично симпатичен образ главы государства, позирующего с автоматом Калашников».

   Основной доклад Пьера Виаля и его реплики во время диспута переводил с французского на испанский Энрике Бисбаль-Россеф, который представил новые издания организации «Tierra y Pueblo».

 

 

Источники мировоззрения испанских «Новых Правых»

   Перед началом конференции и в перерывах между отделениями у меня была возможность внимательно рассмотреть книжные прилавки и стенды фестиваля, которых я всего насчитал около двадцати. Литература, предлагаемая к продаже на подобных мероприятиях, как правило, достаточно точно отражает смысл происходящего, что подтвердилось и в этот раз.

   Несколько столов было посвящено книгам по испанской истории и идеологии XX века, национально-консервативного и национально-революционного направлений. Здесь можно было купить различные издания сочинений основателя «Испанской Фаланги» Хосе Антонио Примо-де-Риверы и его биографии, выпущенные по случаю 100-летия (1903-2003), избранные труды его соратника Рамиро Ледесмы Рамоса, труды диктатора Франсиско Франко и его нынешних последователей. Среди последних особо выделим Бласа Пиньяра. После смерти генералиссимуса он основал партию «Новая сила», которая в 1980-е годы переросла в Национальный Фронт и Испанский Национальный фронт. Здесь же продавались букинистические издания эпохи франкизма, а также документальные исследования и воспоминания эпохи Второй мировой войны. Понятно, что точка зрения испанских фашистов значительно отличается от советской, поэтому «русская тема» в этом контексте представлена лишь в форме альбома о казачьих подразделениях царского генерала Краснова и восточной экспедиции «Голубой дивизии».

   Из зарубежных авторов первое место по популярности занимает Адольф Гитлер. Его знаменитый автобиографический труд издан на испанском языке в разных версиях: от карманного томика из дешевой бумаги – до подарочного фолианта с глянцевыми страницами и кожаным переплетом. Тут же соседствуют известные сочинения Альфреда Розенберга, Бенито Муссолини, Юлиуса Эволы, Леона Дегреля, Корнелиу Кодряну.

   Случайному посетителю книжной ярмарки может показаться, что он попал на съезд «нацистов», но это не так. Наряду с исторической литературой на стендах фестиваля инакомыслия широко были представлены издания «новых правых» мыслителей и политиков Европы. Это труды Пьера Виаля, основателя ГРЕСЕ (группы европейских исследований) и лидера нынешней организации «Терр э пёпль» во Франции; его соотечественника и современного философа Гийома Фая, чья книга «За что мы сражаемся» недавно издана на немецком и русском языках; идеолога «Туле-Семинара» и издателя альманаха «Марс Ультор» – Пьера Кребса. Из литературы «третьего пути» назову брошюру итальянского мыслителя Карло Террачиано «Восстание против современного мондиализма» и тематический сборник «О Консервативной Революции», где есть обзорная статья Александра Дугина по истории русской мысли: от славянофилов до евразийцев.

   К «новому правому» направлению можно отнести и периодические издания, выставленные для продажи: испанские журналы «Tierra y Pueblo», «Nueva Europa», «La Ciudad de los Cesares» (его издает в Сантьяго-де-Чили круг последователей Мигеля Серрано), итальянский журнал «Orion» и португальский «Causa Identitaria», уже упоминавшиеся нами «Terre et Peuple» (Франция) и «Mars Ultor» (Германия). Для полноты картины упомяну также лотки с компакт-дисками музыки Белого Сопротивления и стенды молодежной одежды в стиле «скинхед».

   Россия, как и весь славянский Восток, почти неизвестна испанцам. На красочном плакате с изображением 25 крупнейших мыслителей Европы ХХ века я не нашел ни одного славянина. Такие имена, как Алексей Лосев, Иван Ильин, Константин Циолковский, Ян Стахнюк или Владимир Шаян для паневропеистов ничего не говорят. Что это – отсутствие образования или сознательная политика?

   Небольшой русский оазис на выставке составили привезенные мной издания: красочная брошюра «Россия и Испания открывают друг друга, отпечатанная еще в 1992 году в Севилье (на испанском языке); последние номера «Атенея» (на русском языке) и два документальных фильма, «Гийом Фай в Санкт-Петербурге» и «Янн-Бер Тилленон в России» (на французском). Я их положил рядом с выпуском журнала «Terre et Peuple», посвященном России.

 

 

Откуда в Испании «индоевропейцы»

   Большое значение «новые правые» придают понятию «индоевропейцы». Этот научный термин, возникший в ученых кабинетах филологов и археологов XIX века, был проявлением желания выделить историческое ядро белой расы, общие корни европейских народов и противопоставить их семитизированной культуре библейской традиции. Круг индоевропейских проблем разработан в трудах Юлиуса Эволы, чьи труды были широко представлены на книжной ярмарке, языковеда Эмиля Бенвениста, Жоржа Дюмезиля, исследователя пантеона арийских богов и автора знаменитой классовой теории «трёх индоевропейских функций», в книгах Адриано Ромуальди «Индоевропейцы: происхождение и миграции» и «Проблема европейской традиции», которые я приобрел в Мадриде.

   Можно ли утверждать, что испанцы – это индоевропейцы? Можно, но со многими оговорками. Организованная утром 3-го ноября по моей просьбе частная экскурсия по Национальному археологическому музею, к которой присоединился Пьер Виаль, показала, что этногенез испанцев – явление достаточно сложное. Изначальное, во всяком случае, доримское, население Иберийского полуострова состояло, как минимум, из трех основных пластов: кельтов, иберов и финикийцев. Испанские кельты, близкие по породе и наследию к галлам и бриттам, у нас достаточно хорошо известны. Именно они являются главными носителями различных испанских наречий, принадлежащих к романской группе индоевропейской семьи языков. Гораздо меньше изучены финикийцы, эллинизированные в эпоху классической Греции. И совсем противоречивые сведения мы находим в литературе об иберах. Западные ученые, не вникая в детали, запросто называют их «кельт-иберами», подразумевая некую разновидность индоевропейской семьи народов. Местные исследователи ищут корни иберов, заметно отличающихся от кельтов расой и языком, на юге, то есть в северной Африке (бывшей Ливии) и на Ближнем Востоке. Советские ученые выдвинули гипотезу о том, что испанские иберы родственны выходцам из кавказской Иберии, располагавшейся между древней Колхидой и Албанией. По мнению лингвиста В.П.Григорьева, язык современных басков (васконов), прямых родственников древних иберов, подобен картвельским, абхазо-адыгейским и нахско-дагестанским наречиям народов Кавказа.

   Знаменитая скульптура Дамы из Эльче (III века до н.э.), принадлежащая автохтонной культуре иберов и ставшая символом античной Испании, имеет свою аналогию в древнем Дагестане. Ее характерный головной убор с большими наушными дисками не имеет ничего похожего в европейской традиции, зато очень напоминает женские украшения на глиняных фигурках Богини-Матери, которые археологи нашли в Индии и относят к первому тысячелетию до н.э. Архаичная индоарийская традиция, уходящая корнями в дохристианскую эпоху, могла проникнуть на Кавказ, а затем и на Пиренейский п-в через Каспийские степи, где проходили пути древних ариев.

 

 

   Другое белое пятно в этногенезе Испании – это роль варваров в формировании средневековой цивилизации. Говоря об этом периоде истории, ученые, как правило, делают акцент на готском наследии и стиле. Кто не видел изображения знаменитых готских застежек в виде орлов, украшенных драгоценными камнями? Однако помимо готов, к 5 веку н.э. прошедших через всю Европу – от Дуная до Пиренейского п-ва, территорию нынешней Испании осваивали также аланы, свевы и вандалы, составлявшие вместе военный союз. Будучи соперниками проримски ориентированных готов, они разделили захваченные земли следующим образом. Аланам, пришедшим из степей Причерноморья, досталась западная часть Пиренеев; свевам, выходцам из центральной Европы – северное побережье; а вандалам – часть северо-западной Испании (Галисия) и южной (Андалузия). Само название этой солнечной провинции, возможно, происходит от вандалов, вендов или антов, которые были прямыми родственниками славяно-русов.

   Историческая карта, представленная в главном археологическом музее Мадрида, в целом правильно указывает место исхода вандалов – территорию современной Польши и Германии, к югу от Балтийского моря. Именно здесь до нашествия Аттилы и завоеваний Карла Великого находился центр славянских (венедских) земель. Здесь находились их святыни – Ретра и Аркона. Здесь они сопротивлялись армии Юлия Цезаря. Отсюда вандалы организовали грандиозный поход на Рим во славе с Радегастом (406).

   Испанский поход варваров в 409 году был непосредственным продолжением этой военной кампании и отчасти результатом дипломатических интриг. Вандальский король Гунтерих правил в Галисии 18 лет, но затем его войска под давлением готов и римлян переместились в Бетику, откуда совершили вместе с союзными аланами военный поход в Северную Африку, переправив через Гибралтар в 428 г. восемьдесят тысяч воинов.

   Здесь король Гейзерих, родной брат Гунтериха, наследовал Вандальское королевство и правил им в течение 40 лет. Легендарные страницы этого периода – захват варварами, исповедовавшими арианскую веру, языческого Карфагена, построение нового морского порта Гадрумет и мощного флота. Освоив тактику морского боя, они совершили несколько победоносных рейдов в Средиземноморье: завоевали Корсику, Сардинию и Сицилию. В 455 г. вандалы захватили Рим, власть в котором еще через два десятилетия перешла в руки легендарного вождя ругов Одоакра (431-493), чье правление стало окончательной победой варваров над западно-римской империей.

   Государство вандалов в Северной Африке просуществовало до VI в., пока не истощило силы в войнах с римлянами и не было разгромлено императором Юстинианом (483-565) с помощью византийского флота и европейских союзников. Несмотря на свое «антское» происхождение, он вел последовательную антиславянскую политику и, помимо прочего, прославился тем, что укрепил границу на Дунае, чтобы остановить продвижение славян в пределы Византийской империи.

   После этого стратегического поражения варвары не исчезли, не растворились, а вошли в качестве воинской касты в систему местной власти. В научной литературе эти потомки вандалов и аланов, рожденные от смешанных браков с римлянами и маврами, известны как берберы (арабская версия латинского слова «варвар»). Антропологически они были ближе к европейцам, высокого роста светловолосые и голубоглазые, а по религии – частично язычники, а частично мусульмане.

   Участие большого количества славян (лютичей, русов, сербов и др.) в варварском войске красочно отражено в знаменитой средневековой поэме «Песнь о Роланде». Во время вторжения христианского короля Карла Великого за Пиренеи в 778 году, они воевали на стороне испанцев, точнее басков и их союзников, которых автор поэмы подает, как «мавров», «язычников» и «неверных». Арабские источники упоминают об особом классе «славян» (сакалиба), состоявшем на службе у мавров-мусульман. Из славянских воинов, которых насчитывалось более 10 тысяч, формировалась, как пишет испанский историк Альтамира-и-Кревеа, избранная гвардия халифа. Люди эти были богаты, имели земли и слуг-рабов, которым они платили жалование. Это была своеобразная «аристократия меча», неоднократно принимавшая активное участие в решении важных политических вопросов, которую называли также «белой партией». Следы этой белой аристократии, мы позже находим в различных провинциях Пиренейского полуострова, что в частности подтверждает такое эпическое произведение, как “Historia de los Vandos de los Sergies y Abencerrages”.

   Иначе говоря, испанцы соединяют в себе кровь не только «индоевропейцев», но также выходцев с Kавказа и мавров-африканцев, а в европейских корнях у них ясно просматривается вандальская, можно сказать, славяно-германская кровь.

 

 

Притяжение Полюсов

   Второй день фестиваля начался с доклада генерального секретаря «Зеленого форума» Хосе Луиса Барсело «Глобализация и кризис экологии». Говорил он о том, что современная промышленная и постиндустриальная цивилизация превзошла все допустимые границы, с точки зрения здоровья и безопасности. Загрязнение окружающей среды, перенаселение городов, антисанитария, плохо контролируемая миграция – все это приводит к катастрофическим последствиям, от которых нависла угроза для самой жизни человека. Лекция, сама по себе актуальная, была прочитана, однако, в какой-то монотонной и безразличной манере, будто всё это само собой разумеется, и происходит, так сказать, по воле Божией. Никакой дискуссии доклад лидера «Зелёного форума» не вызвал.

   Следующий докладчик, писатель Хосе Луис Онтиверос из Мексики, наоборот, выступал исключительно эмоционально. Рассказывая яркие эпизоды из своей творческой биографии, он шутил, иронизировал по поводу современных авторов, делал смешные гримасы и размахивал руками. Затянувшаяся лекция саркастичного мексиканца чем-то напоминала выступление комика, играющего роль пьяного маэстро.

   Общий благородный настрой фестивалю вернуло открытие выставки молодой художницы Пилар Гарсиа Сак. Эта красавица-южанка со смоляными волосами и карими, искрящимися от света глазами создала галерею портретов национальных революционеров Европы. Среди них мне запомнился образ героического фалангиста Хосе Антонио на фоне фасции и вечного идеалиста Леона Дегреля в униформе Вермахта. Выполненные в наивной манере, эти портреты несут правду романтической реальности, что лежит по ту сторону современного прагматизма и механицизма.

   Мой доклад «Россия и Испания: две подобные судьбы в этнополитической перспективе» был специально запланирован на вторую половину субботы, после обеденного перерыва, когда в гостиницу «Centro-Norte» съехалось максимальное количество гостей. Уже к четырем часам конференц-зал был полон людей, так что во время лекции некоторым слушателям пришлось стоять в коридорах.

   Первую часть доклада я посвятил геополитическим и историческим параллелями между русским и испанским миром, уделив особое внимание сакральным пространствам и образам (полярная мифология и олимпийски боги, Древо мира на гербе Мадрида, смысл двуглавого орла, символ меча в Реконкисте). Далее я сделал краткий обзор наиболее ярких событий в дипломатических и культурных отношениях наших стран: от первого русского посольства ко двору императора Карла V и роли выдающихся испанцев в построении Российской Империи (Хосе де Рибас, Аугустин Бетанкур и Молина, Хуан Валера) до «испанофилии» Пушкина, Лермонтова, Глинки, глубоко символичного брака Сальвадора Дали и его музы Галы. Доказав, что без своих двух органичных крыльев, русского и испанского, Европа не сможет летать, я перешел к обоснованию необходимости оси «Мадрид-Париж-Берлин-Рим-Москва». Дополнив тезисы Гийома Фая о «ЕвроСибири» моим собственным пониманием «ЕвроРоссии», я сделал акцент на том, что любой геополитический проект должен учитывать биологические, этнические и расовые факторы, а также тот объективный факт, что мы действуем в условиях Четвертой мировой войны. Завершив основную часть доклада парафразом из испанского эпоса о бесстрашном рыцаре и господине Эль Сиде, где Испания (Espa?a) сравнивается с доблестным мечом (espada), я призвал испанцев вспомнить свои героические победы и вершины национального духа.

   Публика, увлеченная непривычным для нее взглядом на историю, изложенную русским деятелем на классическом испанском языке, ответила мне бурей аплодисментов. Скажу честно, это было долгожданное и заслуженное признание, путь к которому длился более двадцати лет.

   Опережая вопросы многочисленной аудитории, Энрике Равельо дал мне передохнуть и, пользуясь правом ведущего, сказал несколько теплых слов о московской конференции БУДУЩЕЕ БЕЛОГО МИРА. После этого он попросил меня прокомментировать документы нашего международного форума и представить сборник докладов, который я привез в Мадрид.

   Здесь я не буду повторять хорошо известную нашим читателям программу нашей конференции 8-10 июня 2006 года (см. ссылку) и не буду цитировать Декларацию, которую я зачитал на мадридском фестивале. Замечу только, что это сообщение вызвало огромный интерес у активистов, собравшихся в отеле «Centro Norte». Важным дополнением к нему был письменный комментарий Анатолия Михайловича Иванова по актуальным проблемам современной политики под названием «Сломанная ось». Свой небольшой текст на испанском языке, где говорится о провале европейской политики Путина, он передал мне накануне, перед отъездом, и Энрике Равельо зачитал его вслух в качестве реплики.

   Вопросы следовали один за другим: «Как Россия относится к Европейскому Союзу?», «Какова политика русских по отношению к народам бывшего СССР?», «Знает ли нынешняя молодежь о роли Русской освободительной армии генерала Власова?», «Что вы понимаете под Четвертой мировой войной?» и т.д. В качестве своеобразного комплимента неоднократно звучала мысль о том, что «Россия является частью Европы», на который мне пришлось в шутку ответить, мол, Испания тоже является частью России, во всяком случае, частью моей души.

   Поздно вечером в арендованном конференц-зале состоялся музыкальный концерт солистов из молодежных групп «Invictos», «Axis Mundi» и «Mara Ros», но меня после выступления буквально выкрали из зала. Бурное обсуждение темы Россия и Испания продолжалось с наиболее заинтересованными лицами сначала в столовой и в баре, а затем было перенесено на следующий день. Замечу, что среди этих гостеприимных людей были и наши соотечественники, соскучившиеся по Родине.

 

 

Видимое и невидимое

   Первым событием последнего дня фестиваля в воскресенье должно было стать выступление знаменитого геополитика и генерального секретаря «Европейской Синергии» Роберта Стойкерса из Бельгии. Мне давно уже хотелось познакомиться с ним лично, но судьба не предоставила пока такую возможность. На наш Белый форум в Москве Стойкерс был приглашен, как следует. Однако он не приехал, сославшись на занятость в преподавательской деятельности. В Мадрид лидер «Европейской Синергии» тоже не прибыл, хотя организаторы ждали его до последнего момента. Случайно ли это или закономерно? Трудно судить, но очевидно, что в последние годы Роберт Стойкерс проявляет меньшую активность, как общественный деятель, хотя выступает как автор и переводчик.

   Освободившееся время занял другой докладчик, испанский профессор философии Лауреано Луна. Он прочитал лекцию о возможных экономических последствиях глобализации, сделав акцент на проблемы энергетических источников и финансов. Его длинный доклад с демонстрацией диапозитивов и цифровыми подсчетами по стилю был предназначен для студентов. Поэтому политическую дискуссию заменили частные вопросы об экономических перспективах и прогнозах. Затронув тему возможного сотрудничества России и Испании, проф. Луна предложил испанцам подумать о создании прямого нефтяного пути через Балтику.

   После официального закрытия фестиваля днем 5 ноября, где еще раз выступили Энрике Равельо и Пьер Виаль, я был приглашен на частный обед одним выдающимся испанцем, о котором следует сказать отдельно. Его имя Хосе Луис Херес Риеско. Этот глубоко интеллигентный человек, семидесятилетнего возраста и аристократической внешности, профессор истории Мадридского университета, хорошо известен соотечественникам как автор серии документальных публикаций о Фаланге, лучшей биографии Хосе Антонио Примо-де-Риверы («Jose Antonio, Fascista») и издатель «секретной книги» Франсиско Франко «Масонство». В моем докладе коллегу привлекли мотивы сакральной средневековой мистики, а когда он узнал о том, что я автор исследования о фалангистах и положительной биографии о генералиссимусе Франко, его душа распахнулась мне навстречу. Общение с профессором Хосе Луис Хересом в его доме неподалёку от Толедо, содержание которого по многим причинам остается за рамками этого краткого путевого очерка, можно считать самим сильным впечатлением от мадридского фестиваля Инакомыслия.

   Наша углубленная беседа о видимых и невидимых силах бытия затянулась до позднего вечера. Оно могла бы продолжаться еще несколько дней и даже недель. Но обратный билет в Москву был куплен заранее, и гостеприимному хозяину не оставалось ничего иного, как проводить меня в аэропорт Барахас.

   Из тонкого мира человеческих душ и магических символов, согретого любовью Родных Богов, я снова попал в холодный мир технотронной цивилизации. Автомагистрали. Терминал-4. Таможенный пункт №974. Электронный контроль. Билет. Виза. Посадочный талон. Снова электронный контроль. Лифт. Электричка. Эскалатор. Ворота С36. Опять контроль. Опять коридор. Еще эскалатор.

   Наконец, я снова сижу в кресле у иллюминатора, и за окном мелькают ночные огни. Самолет поднимается в небо и уносит меня домой.

   Три дня, которые вместили годы, а может быть столетия. Кто определит, где «начинается плач гитары», моей былой испанской гитары, а заканчивается острие моей боевой шпаги, протянувшейся марш-броском Москва-Мадрид?

 

COPYRIGHT РУССКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "АТЕНЕЙ" 2001-2005