Tulaev.ru

Атеней

Родовед

Евгения

English

Español

Deutsch

Polski

Français

Беларусь

България

Россия

Србия

Україна

Slovenija

India
LINKS
CONTACT
ARCHIVES
FORUM
Rambler's Top100
МАКСИМ КУЛЕШОВ

Максим Кулешов

«ЗНАЧИТ, СКАЗКА НЕ КОНЧАЛАСЬ.....»

   Максим Кулешов вошёл в наш мир неожиданно, но прочно. Ещё вчера мы не знали о нём ничего, а сегодня он занимает видное место среди лучших художников-иллюстраторов.

   Кроме того, Максим Кулешов – одарённый поэт. Он автор мудрой «Сказки», где всё – от стихотворного текста до книжного дизайна – рождено его духом и мастерством. Это великолепное по художественному вкусу издание можно без преувеличения назвать ярким примером преемственности традиций шедевром русского искусства XXI века.

   Как объяснить такой успех автора, которому немногим более тридцати лет?

   Ещё в раннем детстве Максим, родившийся в 1980 году в Москве, пережил глубокое эстетическое впечатление. В возрасте четырёх лет он гулял со своим отцом Александром Васильевичем по зимнему парку и случайно увидел на выставке ледяных скульптур огромную голову богатыря из поэмы "Руслан и Людмила" Александра Сергеевича Пушкина. На вопрос "Кто это?" отец сходу процитировал фрагмент "Лукоморье", а вечером, уже дома, прочитал сыну всю поэму целиком. Пушкинская сказка вызвала у ребенка такое ощущение, что перед ним раскрылись двери в особое пространство, где всё – родное, всё – понятно, просто и правильно. Будто ты попал в родной дом, где все тебе рады. Это душевное состояние, по признанию автора, стало определяющим для всей его жизни.

   В школьные годы Максим, любивший чтение, мог часами рассматривать репродукции картин Виктора Михайловича Васнецова, иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина к русским народным сказкам. Каждая художественная деталь вызывала у него восхищение. Единственное, что не нравилось так это то, что картинок было мало. Тогда мальчик решил, что в будущем, когда он станет взрослым, обязательно научится хорошо рисовать и сделает много-много сказочных иллюстраций в таком же духе.

   Осознание того, что художественный мир – профессиональное призвание, пришло к Максиму Кулешову не сразу. В 1997 году он поступил учиться в Московскую государственную юридическую академию, но через полтора года разочаровался в выборе специальности. По причине внутреннего конфликта он отказался от юридической карьеры и решил продолжить учебу на философском факультете Российского гуманитарного государственного университета.

   Углубившись в изучение различных научных школ, Максим стал искать ответы на вопросы, связанные со смыслом жизни. Однако пассивная позиция созерцателя студента не удовлетворяла. Ему хотелось создать что-то Свое, такое произведение, которое бы отразило весь его жизненный опыт, всё самое лучшее и дорогое, что было на душе. И он решил сочинить, а затем проиллюстрировать поэму в стихах.

   Задача оказалась не простой. Казалось бы, складывай рифму к рифме, и получишь стихотворение. Но для серьезной поэзии одной эстетики – маловато. Нужна высокая цель и глубокое содержание. Ибо, как он сам пишет:

«Не бывать дождям без туч,
Не бывать горам без круч,
Пропасти – первее трещин,
Корень есть у всякой вещи».

   Неформальными учителями молодого поэта стали его любимые классики Александр Сергеевич Пушкин и Петр Павлович Ершов, а из современников – артист, режиссер и писатель Леонид Алексеевич Филатов. Чтобы освоить секреты "великого и могучего" литературного русского языка потребовалось семь лет. Пять раз Максим бросал писать свою поэму, а затем начинал её с нуля, достигая всё более совершенного качества.

   После получения диплома о высшем образовании в 2004 году молодой человек продолжал увлекаться различными направлениями индийской и китайской философии, восточными практиками. Однако своё полноценное «Я» он обрел лишь в пространстве "Русского Духа", в той исходной точке, откуда начал творческий путь. В том Начале, куда он вернулся на новом витке жизненной спирали. И тогда, наконец, была завершена задуманная «Сказка».
 

   «Сказка» Максима Кулешова написана пушкинским слогом по мотивам русских народных сказок. Некий царь преклонных лет, устав от сытой, однообразной жизни, отправляется на поиски прекрасной Царевны, которую он увидел во сне. На нелёгком пути ему встречаются волшебные персонажи: ведьма Баба-Яга, мудрый волк, говорящая щука, седобородый Кощей. Они помогают царю найти дорогу в Чудо-город, в «Светлый град, где любой – другому рад».

«По полям дорога вьется,
да над путником смеётся:
То заманит в лес дремучий,
То камней навалит кучу».

   Дремучий лес Кулешова напоминает нам «сумрачный лес» Данте, куда тот попал, «земную жизнь пройдя до половины». Ведь царь не просто гуляет на природе, он «несет свою беду». Пройдя несколько испытанный, герой открывает истину, что человек не может быть счастлив:

«Если сам себе не рад,
Если нету пониманья,
что не ты, а лишь желанье
За тебя в тебе живет».

   Только выйдя из плена своих иллюзий, человек обретает полную свободу. Именно так главный герой пришел к пониманию этой тайны Бытия:

«И от счастья, словно пьяный,
Он идет через поляны,
Горы, реки и леса.
На душе цветет Весна,
Сердце, только и следи,
Так и рвется из груди».

   Когда же царь с обновленной душой вступает, наконец, в искомый Светлый град, он не узнает себя в зеркальном отражении. Вместо старика путник видит молодого мужчину, сбросившего с горба судьбы десятки лет. Победа, достойная Невесты, что «белой лебеди стройней и что всех других милей». И, наконец, счастливой свадьбы!

   Одновременно с классиками поэтического слова Максим Кулешов осваивал искусство художника. На этот путь он встал еще в детские годы. Не встретив своего учителя, он интуитивно нарабатывал технику, анализируя и копируя работы мастеров прошлого. Этот труд тоже занял не один год. В 2006 году он начал успешно работать в жанре черно-белой графики («Зима», «Вереск», «Север», «Старый»). Параллельно совершенствовал технику письма маслом («Подсолнухи», «Ирисы»).

   Новый опыт у художника появляется после творческих поездок в Карелию и на Ладогу (2004-2010 гг.). Там он пишет серию пейзажей русского Севера, сурового, но по-своему поэтичного и красивого. Эти живописные работы можно назвать эскизами в духе импрессионизма, но и в них чувствуется дар художественного видения. Освоив масляную технику, молодой мастер начинает больше работать с цветом и светотенью, а его графика становится утонченнее.

   В 2007 году Кулешов иллюстрирует народную сказку «Иван Быкович». Здесь он выступает уже как художник-дизайнер, дополняющий сюжетные изображения изящными заставками и обрамлениями. В цветной графике чувствуется сильное влияние Билибина, а в черно-белых заставках появляются оригинальные решения молодого мастера.

   В оформлении собственной «Сказки» Максим Кулешов более самостоятелен. Полноцветные картины, выполненные маслом на грунтованной бумаге, выдержаны в мягких природных тонах. Они замечательны по композиции и технике (Царевна на фоне Чудо-града, интерьер избушки Бабы-Яги, финальная сцена венчания). А главное – от образов худоника исходит энергия Любви и Добра, сила истинной Красоты.

   Интересно дизайнерское решение с двухцветными заставками на полях текста. Этот же прием использовал Владимир Андреевич Фаворский при оформлении «Слова о полку Игореве…». Особенно удачно сочетание смысловых тотемов и древнерусского орнамента, благодаря чему миниатюры приобретают значение самостоятельных сюжетов (лебедь, волк, щука, сова, петух). Здесь сказочный символ вырастает до философского мифа.

   Освоенные художественные приёмы мастер использовал и в других своих зрелых работах 2008-2010 годов, не связанных напрямую с поэмой («Супруги», «Бубен верхнего мира», фирменный стиль этно-группы «Горынаславица»).

   Двойная ценность «Сказки» Максима Кулешова («Правда севера», Архангельск, 2012 г.), в том, что буквально всё в этом произведении сотворено одним талантливым автором. Эстетическая целостность текста и его оформления делают книгу, действительно, уникальной.

   Двенадцать лет понадобилось автору, чтобы довести до задуманного оформления своё поэтическое сочинение. Это было время долгих учений и мучений, сомнений и смелых решений, когда формировался не только стиль, но характер и мировоззрение поэта. И вот долгожданный результат, наконец-то, радует глаза и сердце.

   Поучительным оказался и жизенный итог «Сказки». Увлеченный родной культурой автор пришел к пониманию того, что это не он сочиняет мудрость, а сама мудрость пишет его судьбу:

«Значит, сказка не кончалась,
Значит, сказка продолжалась.
И пусть будет так всегда!»
 

   P.S. Сегодня Максим Кулешов признан в России и за рубежом как мастер-художник. Он стал участником международной выставки «SURREALISMO IBERO-RUSO» и победителем конкурса "CONTEMPORARY RUSSIAN ARTISTS" (Россия-Испания) 2012 г. А завтра – он создаст новые шедевры, ибо через его чуткое сердце говорит исконная русская традиция, живущая Вечно.
 

Буян

Работы художника..............................>>>
 

COPYRIGHT РУССКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "АТЕНЕЙ" 2001-2005