Tulaev.ru

Евгения

Атеней

English

Español

Deutsch

Polski

Français

Беларусь

България

Россия

Србия

Україна

Slovenija

India
LINKS
CONTACT
ARCHIVES
FORUM
Rambler's Top100


 

   Подари ребёнку имя. Русский именослов / составитель А.А. Пецко.
   - М.: ИЦ «СЛАВА!», ООО «ФОРТ-ПРОФИ», 2010. – 208 с.

   ISBN 978-5-902825-06-7

   В книге собраны основные имена, принятые у русских сегодня и в прошлом. Для каждого имени представлены сведения о значении, происхождении, именинах, времени и месте первого известного нам упоминания в истории. Поскольку распространённые в России имена имеют преимущественно нерусское и неславянское происхождение, в наш «Именослов» включены, наряду с древнерусскими именами, исконные имена, принятые у родственных нам народов. Для широкого круга заинтересованных читателей.

   Книгу можно заказать по адресу: SlavaXXI@yandex.ru.
 

РУССКИЙ ИМЕНОСЛОВ

«Назвать человека, дать ему имя,
преодолеть хаотическую текучесть жизни –
значит, сделать мир осмысленным».
 
А.Ф. Лосев

   При составлении настоящего именослова преследовалась двоякая цель: с одной стороны, познакомить русских людей с происхождением и значением реально используемых в родном языке имён и, с другой стороны, познакомить их с незаслуженно забытыми старыми русскими и славянскими именами с тем, чтобы родители, выбирая имя для нового маленького человека, могли в полной мере воспользоваться сокровищницей имён родного языка, подсказывающей, какое имя как повлияет на судьбу человека, и в то же время, сохранить эту сокровищницу для будущих поколений.

   В именослове приводятся основные имена, принятые у русских и ближайших родственных народов сегодня и в прошлом. Для имени даются сведения о значении, происхождении, времени и месте первого известного нам упоминания в истории, именинах. Именины человека – это день, в который вспоминают почитаемого прежде жившего человека, в честь которого и был назван именинник. В христианской традиции – это день памяти святого, в честь которого назван человек. В старину славяне давали детям имена пять раз: имя, данное младенцу при рождении, меняли в три года, в семь, в двенадцать и в семнадцать лет. Последнее имянаречение делалось не семьёй, а общиной: имя подбиралось по заслугам. При этом молодой человек, ничем себя не проявивший, мог вообще остаться без взрослого имени, со своей последней детской кличкой. Имянаречение сопровождалось постригом. Постриженные волосы связывали в наузы и отдавали матери.

   После принятия христианства схема имянаречения трансформировалась: младенец по-прежнему получал одно детское имя или несколько последовательных имён, а при крещении он получал окончательное имя, взятое из святцев – церковного документа, в котором на каждый день перечисляются имена святых, память которых церковь отмечает в этот день. Так, Ярослав Мудрый, основавший город Ярославль (04.06.1010) в 32 года и давший городу своё славянское имя, позже был окрещён Юрием и, основывая следующий свой город в 1031 г., снова дал городу своё, но уже христианское имя – Юрьев (Дерпт, Тарту).

   Новое имя христианин мог получить при пострижении в монахи или рукоположении в священнический сан. И у наших древних предков, и в христианской традиции считалось, что имя, даваемое человеку, несёт в себе некий сакральный смысл, что его предок или святой, в честь которого он получил своё имя, следит с небес за своим подопечным и помогает ему в случае крайней необходимости. И если, допустим, в XIV веке герои Куликовской битвы именовались двойными именами – Александр Пересвет, Андрей Ослябя, то примерно к 17-му веку новорождённых русских стали называть, в основном, по православным святцам.

   К сожалению, в них доля русских и славянских по происхождению имён крайне мала, здесь ориентировочные цифры таковы: 40 % греческих по происхождению имён, 25% – латинских, 15% – еврейских, и совсем мало немецких, татарских, скандинавских, русских и славянских имён. Истинно русские имена (Владимир, Всеволод, Святослав, Людмила, Светлана, Вера, Надежда, Любовь) занимают в общей сложности не большую долю, чем созданные в годы советской власти искусственные имена, такие как Вилен (В.И. Ленин), Энергия, Тракторина, Даздраперма (да здравствует Первое Мая), Лагшмивара (Лагерь Шмидта в Арктике). Поневоле позавидуешь нашим братьям-славянам из Югославии, Чехии, Словакии, Польши, у которых неславянские имена – это редкое исключение.

   И как здесь не вспомнить подвиг братьев Кирилла и Мефодия из славянского города Солуни, добившихся от папы Римского не только перевода церковной службы в славянских странах с латинского на родные языки, но и включения в святцы не иноземных (как в России), а родных славянских имён. У кого есть знакомые из славянских стран, вспомните их имена! Я знаю белоруса Юрилу (славящий Ярилу), словака ..., хорвата Лучана (лучистого), болгарина Дончо (речной), сербов Радивоя (заботящийся о воинском деле), словенца Милана (милый), чей предок основал город Милан. А посмотрите на несколько идущих подряд в словаре женских имён: Велена, Велеслава, Веселина, Весняна, Влада, Властеля. Что не имя - красота и предельно понятный смысл!

   Почему русские дети узнают русские имена Боромир, Светозар, Яромир, Тур - из книги Толкиена, а Драко – из книги про Гарри Поттера, вместо того, чтобы читать о них в русских книгах?

   Зачем русским составителям словарей имён говорить о происхождении имени Ольга от имени Хельга из младенческого по сравнению со славянскими скандинавского языка, вместо того, чтобы услышать в нём своим русским ухом русский корень “льга” – то есть дар, благодать, польза, награда? Узнайте, что у самой знаменитой носительницы этого имени княгини – жены князя Игоря имя Ольга – не родное, а полученное по случаю брака (родное славянское имя Ольги не менее красиво – Прекраса). Тогда не становится ли логичной версия о том, что её так назвали, намекая, что это награда для князя?

   Ещё одно прекрасное славянское женское имя – Умила (умиляющая). Так звали дочь новгородского князя Гостомысла, жену бодричского князя Годослава и мать князя Рюрика.

   Почему не используется такое прекрасное и говорящее мужское имя, как Само – напоминающее не только о самовитости, но и о первом признанном славянском государстве в Европе, названного своим именем его основателем князем Само (623г. н.э.). А сколько славянских государств было в Европе до Само – это ещё отдельный большой вопрос. Ещё ряд забытых сильных мужских славянских имён: Рославец, Сила, Славута, Творило.

   Ещё один источник возобновления сокровищницы родных имён славян и русских – это наш фольклор и древние письменные источники, содержащие имена исторических персонажей, богатырей и героев народных сказаний, славянских богов и персонажей славянской мифологии. Возможные источники возобновления позабытых имён родных предков – это и католические святцы, в которых, по сравнению с православными, сохранилось просто огромное число славянских имён. Все эти источники использованы при составлении именослова. Общее число имён в книге – около 3 тысяч.
 

   Составитель Именослова,
   А.А. Пецко

 

COPYRIGHT РУССКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ "АТЕНЕЙ" 2001-2005