Избранные работы мастера высокого класса Бориса Михайловича Ольшанского из Тамбова (р. 1956) уже известны любителям родной старины. Часть их них была опубликована в авторском альбоме 2006 года и размещены в интернете.
Жизнь и творчество Ольшанского тесно связано с его родным тамбовским краем. Здесь родились и трудились его предки из зажиточных крестьян, здесь поныне проживает и он сам. История малой Родины интересовала художника с детства; он собрал по этой тематике богатый материал, в частности получивший отражение в цикле иллюстраций «Легенды и предания Тамбовского края». Живое ощущение родной земли, заложенное глубоко в генах и подсознании, чувствуется во всех пейзажах мастера.
Специальное образование Борис Михайлович получил сначала в Пензенском художественном училище им. К. Савицкого, а затем в книжной мастерской профессора Б. Дехтерева на факультете графики Московского художественного института им. В. Сурикова. В начале профессиональной деятельности Ольшанский много работал в графике, иллюстрировал книги, журналы и газеты, но постепенно стал больше внимания уделять живописи. С 1983 года он постоянный участник областных, республиканских и зарубежных выставок, а с 1989 года – член Союза художников России.
В зрелые годы Борис Ольшанский увлекся ведическими истоками древней Руси, мифами и легендами славян. Он проникает в глубины сакрального мира, и ему открывается неописуемая красота Великой Богини, которая является озарённым в виде светящейся Небесной Девы («Берегиня») или волшебной птицы («Богиня Царевна»). На полотне одарённого художника оживает сказочный подводный мир Морского царя из архаичной новгородской былины о купце-гусляре «Садко». Мастер воссоздаёт романтический образ могущественного «Волха-Всеславича», со знанием дела изображает древние языческие обряды «Клятва Сварожича», «Ночь на Ивана Купалу», «Русалии». И художнику удается передать магию волшебного действа, тайну как тайну.
Особое место в творчестве Ольшанского занимают исторические сюжеты на героические темы: «Предание о Святославе», «Сеча на Днепре», «Слово о полку Игореве», «Пересвет на поле Куликовом», «Посторонись, государь!», «Русский реквием» и др. Внутренним слухом он слышит голос забытых предков, возвращающихся из глубины веков в Настоящее.
Воссоздавая образы прошлого, мастер идёт не путём фантастического вымысла, а следует строгим правилам исторической реконструкции деревенского и городского быта. Он вникает в подробности народного костюма и старинной архитектуры, опирается на свидетельства современников той или иной эпохи либо на лично пережитый опыт.
Этот исторический романтизм, истинно русский по духу, благородный по содержанию и безупречный по стилю, порождает новый миф о Рождении Воина, защищающего родную землю и исконную традицию. Геракл XXI века наследует лучшие черты у былинных чудо-богатырей («Ночь Воина», «Иван Вдовий сын», «Поход Вольги»). Царю-младенцу старшие воины передают священный меч, ибо ему предстоит суровая битва во славу нашей Руси и грядущей Победы.
Светлоокая Богиня. 2009 г.
|
Ночь воина. 1999 г.
|
Рождение воина. 1997 г.
|
Ночь на Ивана Купалу. 2003 г.
|
Клятва Сварожича. 2003 г.
|
Лель. 1994 г.
|
Купава. 1994 г.
|
Баллада. 1989 г.
|
Сказ Синего вечера.
|
Из тёмной глубины веков. 2003 г.
|
В лето 908 года. Идущие на Царьград.
|
Твой щит на вратах Царьграда. Слава Руси.
|
Сеча на Днепре. 1996 г.
|
Предание о Святославе.
|
Похищение Европы.
|
Садко в подводном царстве. 1999 г.
|
Танец с огнем. 1998 г.
|
Заря заряница. 1999 г.
|
Волхв Всеславович. 1997 г.
|
Весна языческая. 1995 г.
|
Иван - вдовий сын. 1999 г.
|
Василиса Микулишна - удалая поленица.
|
Языческий мотив. 1995 г.
|
Даная.
|
|