ATENEY - RUSSIAN INTERNATIONAL EDITION
Tulaev.ru

Атеней

Родовед

Евгения

English

Español

Deutsch

Polski

Français

Беларусь

България

Россия

Србия

Україна

Slovenija

India
LINKS
CONTACT
ARCHIVES
FORUM
Rambler's Top100

ВСТРЕЧА С ИНДИЕЙ


 

   Русскую душу издревле влекла Индия, слывшая страной богатств и чудес. Возможно, это объясняется тем, что индоарии были родичами славян. В священном индийском языке санскрите есть немало слов, имеющие точные или достаточно близкие этимологические соответствия в русском языке. Приведём только несколько примеров: agni «огонь», mas «месяц, луна», nabbas «небеса», tamas «тьма», vasanta «весна», vayu «ветер суховей».

   В Древней Руси об Индии узнавали через греческие и византийские источники, через арабов и персов. Ранние представления о далёкой южной стране были во многом сказочные. В «Сказании об Индийском царстве», греческом сочинении, попавшем к нам после ХII века и пользовавшимся большой популярностью, рассказывалось, что обитают там, «в одной области немые люди, а в другой – люди рогатые, а в иной земле – трёхногие люди, а другие люди девяти сажен, это великаны, а иные люди с четырьмя руками, а иные – с шестью, и есть земля, где людей половина тела песья, а половина человечья, а у других людей очи и рот в груди, в иной же земле у людей сверху большие рты, а другие люди имеют скотьи ноги, есть люди – наполовину птица, наполовину – человек…»

   Одним из самых известных европейцев, посетивших Индию в середине века, является русский купец из города Твери Афанасий Никитин. Его многотрудное путешествие длилось почти шесть лет. Сначала он добрался по Волге и Каспийскому морю до Ширванского царства, а затем через Персию и Аравийское море – до берегов самой Индии. Русский купец побывал в Индии раньше, чем португалец Васко де Гама открыл её для Европы. Принадлежащие перу Афанасия Никитина «Записки о хождении за три моря» представляют собой талантливое и не содержащее выдумок описание этой удивительной страны, её природы, быта, нравов и обычаев её жителей. Сам текст «Записок» был обнаружен лишь спустя несколько веков историком Н.М. Карамзиным.

   В XVI-XVII вв. русские купцы становятся нередкими гостями в Индии, а индийские «торговые гости» в 1625 году уже имели в Астрахани свой торговый двор. Индийцы появились в Москве, Ярославле и других городах и торговли тканями, шелками и кожами.

   Важное значение отношениям с Индией придавал Пётр I. В начале XVIII в. в Индию ко двору могольского правителя Аурангзеба отправилось знаменитое посольство Семёна Маленького, через которое Пётр получал вещи из Индии для созданного им первого русского музея – Кунсткамеры.

   В ХIХ в. путешествия русских в Индию становятся уже довольно частыми. Индийские пейзажи, городские и сельские типы можно увидеть в произведениях В.В. Верещагина и Н.Н. Гриценко. Но самым известным русским «туристом», посетившим Индию, был цесаревич Николай Александрович. После этого визита в Кунсткамере появилось много новых экспонатов из Индии.

   С ростом знаний и интересов в России появляется и индология, как наука. Преподавание санскрита в Санкт-Петербургском университете ведётся с 1836 года. Вскоре русская индологическая школа становится одной из лучших в мире. Её прославили такие известные учёные, как филолог, историк, исследователь искусства и фольклора С.Ф. Ольденбург, буддолог и специалист по индийской классической философии Ф.И. Щербатской, этнографы А.М. и Л.А. Мерварты, знаток новоиндийских языков А.П. Баранников.

   Одновременно, с продвижением Российской Империи на юг выдвигаются планы организации русского похода на Индию и изгнание оттуда англичан. Первым кто выступил с подобной идеей и даже попытался её реализовать, был император Павел I. Возможно, роль в этом сыграли не только геополитические амбиции, но и мистические увлечения императора. Тогда же среди англичан распространяется страх перед «русской угрозой» Индии.

   Новый импульс эти ожидания получили после Октябрьской революции. Большевики видели в Индии ахиллесову пяту Британской колониальной империи, и их устремления встретили поддержку со стороны индийских революционеров, одним из которых был М.Н. Рой, встречавшийся с Лениным. В 1920 году над подготовкой плана похода на Индию в тесном взаимодействии работали: Академия Генштаба под руководством востоковеда А.Е. Снесарева, Реввоенсовет, Народный комиссариат иностранных дел и Исполнительный комитет Коминтерна. Вторжение в Индию планировалось осуществить силами армии, набранной из пуштунских племён Афганистана. Намечались и другие направления советского наступления на Индию, через Тибет и Непал. Как говорил А.А. Брусилов, «мы изберём такие направления на Индию, которые и не снятся врагу». Однако этим планам так и не суждено было сбыться.

   Тем не менее, поддержка нашей страной освободительного движения в Индии вызвала рост просоветских симпатий в этой стране. Этому способствовала, в частности, научно-религиозная миссия семьи Рерихов, основавших в 1928 году в долине Кулу у подножия Гималаев институт «Урусвати». Интересно, что коммунистическое движение в Индии до сих пор сохранилось как серьёзная сила, хотя на его практику значительное влияние оказали местные традиции. После достижения независимости Индия, хотя она официально не входила в советский блок, стала союзником СССР на Востоке. Своё значение связи с Индией сохранили и для России после 1991 года.

   В настоящее время в нашей стране особенно велик интерес к духовной культуре Индии, появились даже свои «индусы». Надеемся, что индийская страница на сайте «Атенея» поможет лучшему знакомству наших соотечественников с Индией и таким образом станет нашим личным вкладом в укрепление традиционного русско-индийского сотрудничества.
 

Андрей Игнатьев
 

ИНДИЯ

Индия, сон и мечта белых ариев,
Русь мою светлую – в рай проводи.
Ведами, мантрами, махапуранами
Водами чистых небес напои.

Я – это Ты, моя Мать прежних жизней.
Ты до рождения стала Судьбой.
Боже, Всевышний, очами невидимый,
Тайну всех тайн, наконец, мне открой.

Я – Брахма есмь. Он во мне – чудотворец!
Дышит, внимает, глазеет мой дух.
Видит, как солнечных дев хороводит
Кришна – веселый, игривый пастух.

Душу наполни ветров ароматом,
Дай насладиться виденьем Любви,
Дургой-подругою стань, вечным браком,
В лоно святое меня замани.

Буян

COPYRIGHT ATENEY 2001-2005